Госдума РФ приняла в III чтении закон, согласно которому специализированные электронные площадки (спецЭТП), отобранные правительством РФ для проведения закрытых госзакупок и закупок госкомпаний, отнесены к числу компаний, имеющих стратегическое значение.
Сам документ вносит изменения в закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (57-ФЗ), который устанавливает ограничения на участие иностранного капитала в компаниях и предприятиях, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Теперь к видам деятельности, имеющим стратегическое значение, относится также деятельность операторов спецЭТП.
"Отсутствие необходимого правового регулирования в условиях увеличения количества операторов специализированных электронных площадок создает риски получения контроля иностранными лицами над такими операторами после их включения в вышеуказанный перечень, - говорилось в пояснительной записке к законопроекту (N582759-8). - Таким образом, представляется необходимым устранить действующий в настоящее время пробел в целях дополнительной правовой защиты от иностранного вмешательства в процесс функционирования российских юридических лиц, обеспечивающих стабильность проведения закрытых электронных процедур".
Ранее в РФ действовала только одна специализированная ЭТП - АСТ-ГОЗ ("Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа", дочерняя компания "Сбербанк-АСТ" и госкорпорации "Ростех"), которая была создана специально для проведения в электронной форме закупок в рамках гособоронзаказа. В 2022 году перечень спецЭТП был расширен - в него были включены "ЭТП Газпромбанка" (ЭТП ГПБ - "Закупки.Стратег" является брендом специализированной секции ЭТП ГПБ) и ООО "ЭТП" (занимается, в частности, проведением закупок госкомпаний). Они начали функционировать в качестве специализированных площадок с осени прошлого года.
Необходимость увеличения числа специализированных ЭТП объяснялась регуляторами тем, что после введения антироссийских санкций и принятия антисанкционных мер значительная часть закупок госкомпаний ушла из публичной сферы. Госкомпании, оказавшиеся под санкциями, должны проводить неконкурентные закупочные процедуры или закрытые конкурентные в электронной форме на специализированной электронной торговой площадке АСТ-ГОЗ, которая специально предназначена для "категорированных" закупок в электронной форме. Большинство госкомпаний вынуждены были перейти к неконкурентным способам закупок, а также вернуться к "бумажным" торгам.
Ранее участники рынка оценивали потенциал сегмента закрытых закупок госкомпаний приблизительно в 10 трлн руб.
По данным Федерального казначейства, объем закупок госкомпаний (в том числе находящихся под санкциями и не публикующих информацию о своих закупках на сайте ЕИС) в 2023 году составил 19,5 трлн рублей против 11,6 трлн рублей в 2022 году. Впрочем, в показателях 2022 года не учитываются закупки госкомпаний, которые оказались под санкциями.
По данным ЕИС, в прошлом году госкомпании, не находящиеся под санкциями, подписали договоры на 10,5 трлн рублей.
Источник: "Интерфакс"
Фото: freepik.com
Еще больше полезного материала — в нашей рассылке.
В telegram-канале “Ясная бухгалтерия” отвечаем на бухгалтерские вопросы.
Ответы на кадровые вопросы — в нашем телеграм-канале "РЕСПЕКТ — РЕШЕНИЯ".
Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации
Еще больше новостей: Респект-Решения и Ясная бухгалтерия