#бухгалтеру бюджетной организации
Посмотреть ответ специалиста
Налоговое обязательство - это обязанность налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Налоговое обязательство также включает обязанность уплатить пени, если налог перечислен позже, чем нужно (Постановление Конституционного Суда РФ от 06.02.2018 N 6-П, Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 N 257-О).
Основания для возникновения налогового обязательства - это обстоятельства, с которыми связано возникновение обязанности уплатить налог. Обязанность уплатить налог возникает, когда у налогоплательщика появляется объект налогообложения и налоговая база (п. 1 ст. 38, п. п. 1, 2 ст. 44 НК РФ, п. 6 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016). Изложено мнение, что начисление налога на имущество производится на основании Справки (ф. 0504833) с приложением декларации по налогу на имущество. Таким образом, начисление производится в сумме на основании декларации по налогу на имущество.
Обоснование
Налоговые обязательства
Налоговое обязательство - это обязанность налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Налоговое обязательство также включает обязанность уплатить пени, если налог перечислен позже, чем нужно (Постановление Конституционного Суда РФ от 06.02.2018 N 6-П, Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 N 257-О).
Основания для возникновения налогового обязательства - это обстоятельства, с которыми связано возникновение обязанности уплатить налог. Обязанность уплатить налог возникает, когда у налогоплательщика появляется объект налогообложения и налоговая база (п. 1 ст. 38, п. п. 1, 2 ст. 44 НК РФ, п. 6 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016). К примеру:
Что касается момента возникновения обязанности по уплате налога, то, как правило, это день окончания налогового периода (п. 6 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016). А если налог рассчитывает налоговый орган, то обязанность по его уплате возникает не раньше даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
За неисполнение налоговых обязательств вас могут привлечь к ответственности.
Если добровольно не уплатить налоги, пени, штрафы, их могут взыскать принудительно.
{Готовое решение: Налоговые обязательства (КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}}
Принятие бюджетных обязательств
ПБС принимает бюджетные обязательства:
1) от имени публично-правового образования и за счет бюджетных средств (ст. 6 БК РФ);
2) в пределах доведенных до него ЛБО. При этом новые бюджетные обязательства можно принять в объеме, не превышающем разницы между доведенными ЛБО и принятыми, но неисполненными бюджетными обязательствами. ПБС может заключать государственные (муниципальные) контракты, иные договоры, обязательства по которым исполняют за пределами срока действия утвержденных ЛБО, если это предусмотрено положениями Бюджетного кодекса РФ и иными федеральными законами (пп. 2 п. 1 ст. 162, п. 3 ст. 219 БК РФ).
Важно! Принятие бюджетных обязательств сверх утвержденных бюджетных ассигнований и (или) ЛБО (если иное не установлено НПА) влечет для должностных лиц учреждения штраф от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (ст. 15.15.10 КоАП РФ, Письмо Минфина России от 04.05.2016 N 02-04-10/26348). ПБС необходимо контролировать, как используются бюджетные ассигнования, ЛБО, в том числе на стадии принятия решения об осуществлении закупки. Это важно, например, при закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с использованием единого агрегатора торговли (Письмо Минфина России от 21.02.2020 N 02-06-10/12964).
При этом Минфин России считает, что при заключении контракта в отчетном финансовом году в пределах доведенных до ПБС лимитов бюджетных обязательств положения ст. 15.15.10 КоАП РФ на случаи превышения "перерегистрированной" части неисполненного бюджетного обязательства над доведенными ЛБО не распространяются (Письмо Минфина России от 15.12.2023 N 02-13-13/121505);
3) путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, соглашений или в соответствии с законом, иным правовым актом (п. 3 ст. 219 БК РФ, Письмо Минэкономразвития России от 03.11.2016 N Д28и-2918).
ПБС может принимать бюджетные обязательства на очередной финансовый год, в том числе в декабре текущего года, в случае, если до него доведены ЛБО на очередной финансовый год (Письмо Минфина России от 19.06.2019 N 02-09-06/44642).
#бухгалтеру
Посмотреть ответ специалиста
Из анализа имеющейся информации полагаем, что данное возмещение необходимо было прописать в договоре. Если такого условия не было, то рекомендуется составить дополнительное соглашение.
Что касается НДС, то вопрос спорный. Ведомства считают, что при перевыставлении расходов заказчик должен исчислить НДС по расчетной ставке - 20/120 или 10/110 на дату получения возмещения от исполнителя. Расчетная ставка - 20/120 либо 10/110 применяется в зависимости от того, по какой ставке облагается основная операция. Исполнитель при возмещении заказчику не может принять к вычету НДС. Ведь налог дополнительно к перевыставленной сумме расходов к оплате ему не предъявляется.
Официальные разъяснения по теме вопроса не найдены. Рекомендуем дополнительно узнать позицию вашего налогового органа.
Обоснование
Какие расходы может возмещать покупатель (заказчик) поставщику (исполнителю) по договору
Перечень таких расходов законодательно не установлен. Поэтому возмещены могут быть любые затраты, например:
Готовое решение: НДС при возмещении расходов (КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}
Информация применяется по аналогии:
Договором о выполнении работ (оказании услуг) может быть предусмотрено, что исполнитель командирует к заказчику специалиста, а расходы на поездку берет на себя принимающая сторона. В договоре указывают, какие именно расходы, возникающие в связи с командировкой, подлежат оплате за счет принимающей стороны, в частности: проезд каким видом транспорта обеспечивает принимающая сторона, предоставляет она командированному специалисту жилье или оплачивает проживание в гостинице. Наличие такого соглашения не снимает с подрядчика (исполнителя) обязанности выплатить работнику суточные и компенсировать ему другие командировочные расходы, которые он понес самостоятельно.
Путеводитель. Как учитывать расходы на командировки (КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п. 1 ст. 702 Гражданского кодекса РФ).
По общему правилу работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами, если иное не предусмотрено договором подряда (п. 1 ст. 704 ГК РФ).
В договоре подряда указывается цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение (п. п. 1, 2 ст. 709 ГК РФ).
Вместе с тем в ст. 783 ГК РФ установлено, что общие положения о подряде (ст. 702 - 729 ГК РФ) и положения о бытовом подряде (ст. 730 - 739 ГК РФ) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст. 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В то же время, согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ).
При перевыставлении расходов сверх цены договора поставщик (подрядчик, исполнитель) должен:
1) исчислить НДС по расчетной ставке - 20/120 или 10/110 на дату получения возмещения от покупателя (заказчика). Расчетная ставка - 20/120 либо 10/110 применяется в зависимости от того, по какой ставке облагается основная операция.
Основание: п. 2 ст. 153, пп. 2 п. 1 ст. 162, п. 4 ст. 164 НК РФ, Письма Минфина России от 23.11.2015 N 03-07-11/67917, от 22.04.2015 N 03-07-11/22989, ФНС России от 09.11.2016 N СД-4-3/21171@;
2) оформить счет-фактуру на сумму возмещения в одном экземпляре и зарегистрировать его в книге продаж (п. п. 3, 18 Правил ведения книги продаж).
Готовое решение: НДС при возмещении расходов (КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}
Покупатель (заказчик) при возмещении поставщику (подрядчику, исполнителю) расходов сверх цены договора не может принять к вычету НДС. Ведь налог дополнительно к перевыставленной сумме расходов к оплате ему не предъявляется. Кроме того, у покупателя нет счета-фактуры, который является обязательным условием применения вычета. Дело в том, что продавец (исполнитель) выставляет счет-фактуру только в одном экземпляре (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, п. п. 3, 18 Правил ведения книги продаж, Письма Минфина России от 22.10.2013 N 03-07-09/44156, от 06.02.2013 N 03-07-11/2568).
Готовое решение: НДС при возмещении расходов (КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}
При перевыставлении стоимости услуг исчисляйте НДС и принимайте его к вычету в том же порядке, что и при перевыставлении других расходов.
Порядок оформления счета-фактуры при перевыставлении услуг зависит от того, как перевыставлены услуги.
Обратите внимание, что в отношении перевыставления стоимости транспортных услуг есть особое разъяснение Минфина России. В Письме от 22.02.2018 N 03-07-09/11443 указано, что если по договору заказчик возмещает исполнителю транспортные расходы, то счет-фактуру по ним выставлять не нужно, так как исполнитель не начисляет на них НДС.
Однако в данном Письме речь идет о перевыставлении конкретной транспортной услуги, а именно транспортировке подаваемых (возвращаемых) вагонов, то есть о перевыставлении железнодорожного тарифа. Таким образом, по нашему мнению, этот подход рискованно применять при перевыставлении иных услуг. Это может привести к спору с налоговым органом.
{Готовое решение: НДС при перевыставлении стоимости услуг (КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}}
При получении от покупателя или заказчика возмещения транспортных и других дополнительных расходов начислите НДС по расчетной ставке. Счет-фактуру составьте в одном экземпляре, контрагенту его не выставляйте. Входной налог по расходам примите к вычету. Контрагент всю сумму возмещения учитывает в расходах, НДС к вычету не принимает (Письма Минфина от 22.04.2015 N 03-07-11/22989, от 22.10.2013 N 03-07-09/44156).
#кадровику
Посмотреть ответ специалиста
Так как ваша организация является последним работодателем, именно вы должны оформить дубликат трудовой книжки.
Обоснование
Лицо, утратившее трудовую книжку, обязано немедленно заявить об этом работодателю по месту работы, где была внесена последняя запись в трудовую книжку. Работодатель выдает работнику дубликат трудовой книжки не позднее 15 рабочих дней со дня подачи работником заявления.
Оформление дубликата трудовой книжки (новой трудовой книжки) при утрате ее работником после увольнения
В период трудовой деятельности трудовая книжка работника (в случае ее ведения) хранится у работодателя по основному месту работы (ч. 3 ст. 66 ТК РФ; п. п. 2, 42 Порядка, утв. Приказом Минтруда России от 19.05.2021 N 320н).
По общему правилу трудовая книжка выдается работнику на руки в день его увольнения (последний день работы) с внесенной в нее записью об увольнении (ч. 3, 4 ст. 84.1 ТК РФ; п. 36 Порядка).
Если трудовая книжка была утеряна работником после увольнения, ему следует обратиться об оформлении ее дубликата к работодателю по месту работы, где была внесена последняя запись в трудовую книжку. По общему правилу обратиться надо с письменным заявлением. Выдать дубликат бывший работодатель должен в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления (п. 27 Порядка).
При потере трудовой книжки работник также вправе обратиться с письменным заявлением об оформлении трудовой книжки к работодателю, к которому он поступает на работу. В заявлении необходимо указать, что трудовая книжка была потеряна. Данный порядок не применяется, если трудовая книжка на работника не ведется (ч. 5 ст. 65 ТК РФ; Письмо Минтруда России от 01.09.2021 N 14-6/В-1049).
Вопрос: Если при устройстве на работу работник сообщает, что потерял трудовую книжку, обязан ли работодатель завести ему бумажную трудовую книжку (на основании его заявления) с отметкой о дубликате, или же работодателю нужно завести электронную трудовую книжку как в случае с теми работниками, кто устраивается впервые на работу?
Ответ: Человека, который устраивается к вам на работу и говорит, что не переходил на электронную трудовую книжку и потерял трудовую книжку, необходимо отправить за дубликатом к предыдущему работодателю. Если такой возможности у него нет, по заявлению работника ему необходимо оформить новую книжку без записей о работе у других работодателей.
Правовое обоснование: Статья 65 Трудового кодекса РФ устанавливает, что, если иное не установлено ТК РФ, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности (статья 66.1 ТК РФ), за исключением случаев, если трудовой договор заключается впервые.
Согласно ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде" формирование сведений о трудовой деятельности лиц, впервые поступающих на работу после 31 декабря 2020 года, осуществляется в соответствии со ст. 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, а трудовые книжки на указанных лиц не оформляются.
Каждый работник по 31 декабря 2020 года включительно подает работодателю письменное заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции названного Федерального закона) или о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Информация о поданном работником заявлении включается в сведения о трудовой деятельности, представляемые работодателем для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации. В случае если работник не подал работодателю ни одного из указанных заявлений, работодатель продолжает вести его трудовую книжку в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции названного Федерального закона) (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде").
Согласно ч. 6 ст. 2 Закона N 439-ФЗ, лица, не имевшие возможности по 31 декабря 2020 года включительно подать работодателю одно из письменных заявлений, предусмотренных частью 2 названной статьи, вправе сделать это в любое время, подав работодателю по основному месту работы, в том числе при трудоустройстве, соответствующее письменное заявление. К таким лицам, в частности, относятся:
1) работники, которые по состоянию на 31 декабря 2020 года не исполняли свои трудовые обязанности и ранее не подали одно из письменных заявлений, предусмотренных частью 2 названной статьи, но за ними в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохранялось место работы, в том числе на период:
а) временной нетрудоспособности;
б) отпуска;
в) отстранения от работы в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
2) лица, имеющие стаж работы по трудовому договору (служебному контракту), но по состоянию на 31 декабря 2020 года не состоявшие в трудовых (служебных) отношениях и до указанной даты не подавшие одно из письменных заявлений, предусмотренных частью 2 названной статьи.
Если трудовая книжка была утеряна работником после увольнения, ему следует обратиться к работодателю по месту работы, где была внесена последняя запись в трудовую книжку, с письменным заявлением об оформлении дубликата трудовой книжки в связи с ее утерей. Выдать дубликат бывший работодатель должен в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления (п. 27 Порядка, утв. Приказом Минтруда России от 19.05.2021 N 320н).
В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку (за исключением случаев, если в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется) (ч. 5 ст. 65 ТК РФ).
Вопрос: В какой срок работнику надо выдать дубликат трудовой книжки, если он обратился к бывшему работодателю в связи с утерей трудовой книжки?
Ответ: Работодатель заполняет и выдает дубликат трудовой книжки не позднее 15 рабочих дней со дня подачи работником заявления.
#юристу
Посмотреть ответ специалиста
Наличие пандуса в жилом доме обусловлено потребностью маломобильных граждан, к которым относятся, в частности, инвалиды.
В зависимости от способа управления вашим МКД (например, управляющей организацией, ТСЖ, жилищным кооперативом) возможно подготовить и подать в соответствующую организацию на имя руководителя заявление с просьбой установить пандус и указанием подъезда, где это необходимо сделать (ч. 1 ст. 15 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ; п. 5.1 ст. 2 ЖК РФ; п. 23 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649).
В целях приспособления общего имущества МКД к потребностям инвалида данное заявление можно направить в орган местного самоуправления (например, местная администрация) либо в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, ответственный за координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в МКД с учетом их потребностей (п. п. 3, 6 Правил N 649).
Судебная практика в описанной ситуации единообразная: суды удовлетворяют требования о возложении обязанности на органы местного самоуправления оборудовать подъезды МКД пандусами.
Документами, подтверждающими инвалидность и необходимость в использовании инвалидной коляски являются:
- справка, подтверждающая факт установления инвалидности;
- индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА)
- внесение в ИПРА рекомендаций о нуждаемости в креслах-колясках с детализацией технических характеристик и конструктивных особенностей (<Письмо> ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 22.12.2016 N 40515/2016 "О порядке разработки ИПРА")
Обоснование
Как установить пандус в жилом доме?
Наличие пандуса в жилом доме обусловлено потребностью маломобильных граждан, к которым относятся, в частности, инвалиды и лица с малолетними детьми, использующие детские коляски (ст. 1 Закона г. Москвы от 17.01.2001 N 3).
Поскольку в судебной практике нет единообразия по вопросу порядка установки пандусов в многоквартирных домах, рассмотрим один из способов его установки, при котором она осуществляется без привлечения денежных средств собственников помещений в данном доме и в связи с этим не требует проведения общего собрания собственников помещений в МКД (ч. 4.1 ст. 36 ЖК РФ).
Рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Обратитесь с заявлением в организацию, осуществляющую управление вашим МКД
Управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также надлежащее содержание общего имущества в МКД. В свою очередь, надлежащее содержание общего имущества должно обеспечивать в том числе доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в МКД (ч. 1, п. 3 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ).
В зависимости от способа управления вашим МКД (например, управляющей организацией, ТСЖ, жилищным кооперативом) вам необходимо подготовить и подать в соответствующую организацию на имя руководителя заявление с просьбой установить пандус и указанием подъезда, где это необходимо сделать (ч. 1 ст. 15 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ; п. 5.1 ст. 2 ЖК РФ; п. 23 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649).
В целях приспособления общего имущества МКД к потребностям инвалида данное заявление можно направить в орган местного самоуправления (например, местная администрация) либо в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, ответственный за координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в МКД с учетом их потребностей (п. п. 3, 6 Правил N 649).
Например, в Московской области таким органом является Министерство социального развития Московской области (п. 1 Постановления Правительства МО от 23.05.2017 N 362/17).
Обеспечение доступности объектов социальной и инженерной инфраструктур
Инвалидам гарантируется также беспрепятственный доступ к объектам социальной и инженерной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (п. 1 ст. 15 Закона N 181-ФЗ).
Так, инвалидам обеспечивается доступность жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, в частности, лестницы должны быть дублированы пандусами (п. п. 2, 23 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649).
Настоящие Правила применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания (далее - жилые помещения инвалидов), а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения (далее - многоквартирный дом, в котором проживает инвалид).
Доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению. Постановление Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 (ред. от 10.02.2020) "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (вместе с "Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме") {КонсультантПлюс}
Артемовский городской прокурор в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в суд в интересах Г. с указанным иском к администрации Артемовского городского округа (далее по тексту Администрация), ссылаясь в обоснование требований на следующие обстоятельства.
Таким образом, судом установлено, что Г. является инвалидом 1 группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно, связана со стойким расстройством двигательной функции, сопряженным с необходимостью использования вспомогательного средства передвижения (кресла-коляски). Истец проживает одна в жилом помещении <...>, расположенном на 1 этаже многоквартирного дома по адресу: <...>, подъезд N 4.
Также судом установлено, что доступность данного жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <...>, подъезд <...>, с учетом потребностей Г. как инвалида не обеспечена, входная группа и тамбур в подъезде не соответствуют требованиям к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида, содержащимся в Правилах N 649, пандус до входной двери в подъезд жилого дома отсутствует.
Разрешая спор при указанных обстоятельствах, суд первой инстанции руководствовался положениями Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Правилами N 649, а также учел правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в определении от 13.05.2010 N 689-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа "Город Зеленогорск" Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Апелляционное определение Свердловского областного суда от 12.08.2022 по делу N 33-11863/2022 {КонсультантПлюс}
Ишимбайский межрайонный прокурор РБ в интересах инвалида Б.А. обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Ишимбайский район РБ, с учетом уточнения исковых требований от 21.11.2022 в порядке ст. 39 ГПК РФ просил обязать ответчика создать условия для беспрепятственного доступа инвалида Б.А., к многоквартирному жилому дому, расположенному по адресу: г. <адрес>, с учетом требований СП 59.13330.2020 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.
{Решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 10.01.2023 по делу N 2-21/2023(2-1813/2022) {КонсультантПлюс}}
В обосновании иска указано, что городской прокуратурой проведена проверка законодательства о защите прав инвалидов, защите прав несовершеннолетних. В ходе проверки установлено, что администрацией МО "Город Кирово-Чепецк" не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидам, лицам с ограниченными возможностями передвижения и другим маломобильным группам населения в многоквартирных домах по адресам: <адрес> и <адрес> Так у подъезда N а также в самом подъезде N дома по адресу: <адрес> на ступеньках отсутствуют пандусы, что нарушает права инвалида колясочника ФИО на доступную среду в месте ее проживания. Также установлено, что у подъезда, а также в самом подъезде дома по адресу <адрес>, на ступенях отсутствуют пандусы, что нарушает права инвалида колясочника ФИО на доступную среду в месте ее проживания. Дом по адресу: <адрес> обслуживается ООО "УК "Чепецкая", дом по адресу: <адрес>, обслуживается ООО "Семиград".
{Апелляционное определение Кировского областного суда от 12.12.2023 по делу N 33-5958/2023 {КонсультантПлюс}}
#специалисту по госзакупкам
Посмотреть ответ специалиста
При выполнении дополнительных работ по контракту, заключенному по Закону N 44-ФЗ, учет тендерного коэффициента обязателен в силу нормативного регулирования осуществления закупок. При заключении договора по Закону N 223-ФЗ тендерный коэффициент применяется к дополнительным работам, только если это предусмотрено Положением о закупках и (или) документацией, размещенной при осуществлении закупки.
2. Применяются расценки на дату утверждения проектной документации с учетом индекса прогнозной инфляции исполнения договора (контракта).
Обоснование
В случае внесения изменений в проектную документацию в связи с включением в нее ранее не предусмотренных такой проектной документацией видов работ и (или) затрат цена таких работ, затрат определяется с использованием соответствующих сметных нормативов и сметных цен, а также методических и других документов в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, действующих на дату внесения изменений, применяемых с учетом положений статьи 3 Федерального закона N 191-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4740; 2019, N 26, ст. 3318) (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ), с учетом затрат, включенных в состав цены конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ (Цдоп. раб.), по формуле:
Цдоп. раб. = Цподр. раб. x Кинф. x Ктенд., где
Ктенд. |
- |
коэффициент снижения начальной (максимальной) цены контракта, определенный по результатам закупочных процедур. |
При этом цена таких работ и (или) затрат при формировании сметы контракта определяется с учетом стоимостных показателей строительных ресурсов, необходимых для выполнения работ, и (или) работы (услуги), полученной по результатам конъюнктурного анализа, информации о среднемесячном размере оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительной отрасли, установленного в субъекте Российской Федерации, в котором осуществляется выполнение работ, предусмотренных контрактом, размещаемой в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве в соответствии с подпунктом "б" пункта 3(1) постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. N 1452 "О мониторинге цен строительных ресурсов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 1, ст. 184), а также с учетом стоимости работы (услуги), определенной по стоимости аналогичных работ (услуг) на завершенном объекте капитального строительства в пределах цены, ранее не предусмотренных проектной документацией видов работ и (или) затрат (Цдоп.раб.) в случае если такое решение принято заказчиком.
При внесении изменений в сметную документацию разрабатывается сводный сметный расчет, определяющий общую сметную стоимость строительства с учетом произведенных изменений проектной и (или) иной технической документации на полный объем работ с учетом объемов корректировки (исключаемых и дополнительных). По решению заказчика дополнительно может быть разработан отдельный сводный сметный расчет, определяющий сметную стоимость изменений. Локальные сметные расчеты (сметы) разрабатываются отдельно на исключаемые и дополнительные объемы работ.
К сметной документации дополнительно прилагаются сопоставительные ведомости объемов работ, подготовленные в соответствии с Приложением N 12 к Методике. По требованию заказчика к сметной документации прилагаются сопоставительные ведомости изменения сметной стоимости, подготовленные в соответствии с Приложением N 13 к Методике, при этом детализация изменений определяется заказчиком и приводится в разрезе глав сводного сметного расчета стоимости строительства или объектных сметных расчетов (смет) или локальных сметных расчетов (смет).
Согласно пункту 8 Методики, внесение изменений в смету контракта осуществляется в соответствии с пунктами 9, 10, 11 и 12 Методики в случаях, установленных Законом N 44-ФЗ.
Так, пунктом 9 Методики предусмотрено, что в случае внесения изменений в проектную документацию, влекущих изменение объемов работ конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ, предусмотренных сметой контракта, общая стоимость соответствующего конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ определяется исходя из установленной в смете контракта цены единицы измерения данного конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ с учетом изменения объемов работ.
При этом в соответствии с пунктом 10 Методики в случае внесения изменений в проектную документацию в связи с включением в нее ранее не предусмотренных такой проектной документацией видов работ и (или) затрат цена таких работ, затрат определяется с использованием соответствующих сметных нормативов и сметных цен, а также методических и других документов в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, применяемых с учетом положений статьи 3 Федерального закона от 26.07.2017 N 191-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", с учетом затрат, включенных в состав цены конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, по формуле, указанной в данном пункте.
Таким образом, внесение изменений в смету контракта осуществляется в соответствии с Методикой.
Сумма реального ущерба истца в размере 102 275 руб. 10 коп. (разница между стоимостью дополнительных работ по перемещению грунта в размере 1 573 463 руб. 13 коп. и суммой добровольно погашаемых обязательств ответчика размере 1 471 188 руб. 03 коп. (письмо ответчика от 14.05.2019 года N 01-06/64)), по мнению ответчика, не подлежит возмещению истцу, так как "при расчете стоимости дополнительных работ по перемещению грунта при устройстве котлована под фундаментную плиту и планировке территории земельного участка должен был быть применен понижающий коэффициент 6,5%" ввиду того, что подрядчик, принимая участие в торгах на право заключения договора N 17-390АХО, предложил цену за выполнение работ на 6,5% меньше от начальной максимальной цены, установленной документацией о проведении закупки на основании сметного расчета, сделанного ответчиком. Данный довод ответчика является ошибочным, исходя из следующего:
Договор N 17-390АХО заключен истцом по результатам торгов, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона N 223-ФЗ от 18.07.2011 года "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон 223-ФЗ). Дополнительные соглашения к договору N 17-390АХО заключались истцом с ответчиком на основании статьи 3.6. указанного закона и подпункта 14) пункта 4.9.1. "Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд Федерального государственного учреждения "Администрация морских портов Балтийского моря", утвержденного 01.10.2018 Заместителем Министра транспорта РФ - Руководителем Федерального агентства морского и речного транспорта (далее - Положение о закупках), согласно которым истец вправе осуществлять закупки у единственного подрядчика в случае, когда закупаются дополнительные работы, не включенные в первоначально заключенный договор, но которые, ввиду непредвиденных обстоятельств, стали необходимыми при условии, что право на их выполнение присуждается подрядчику, выполняющему первоначальный договор и когда такие дополнительные работы не могут быть отделены от основного договора без значительных трудностей.
Ошибки в проектной документации, подготовленной ответчиком, выявлялись истцом и подрядчиком постепенно по ходу строительства Объекта. Каждая такая недоработка значительно замедляла ход строительства Объекта, так как вызывала необходимость внесения изменений в проектную и сметную документацию, требовала переговоров сторон в связи с вносимыми изменениями, проведения экспертизы новой сметной документации. Проведение дополнительных торгов по каждому новому виду работ, который требовался в связи с выявленными недостатками проектной документации, привело бы к еще большему затягиванию процесса строительства Объекта. Ни Положением о закупках, ни Законом N 223-ФЗ, ни другими нормативно-правовыми актами не предусмотрена обязанность истца применять к цене подобных соглашений понижающий коэффициент, о котором в своем письме от 14.05.2019 года N 01-06/64 заявляет ответчик. Таким образом, у истца отсутствовали основания для снижения стоимости дополнительных работ по перемещению грунта при устройстве котлована под фундаментную плиту и планировке территории земельного участка на 6,5%.
{Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.11.2022 по делу N А56-83710/2021 {КонсультантПлюс}}