#бухгалтеру бюджетной организации
Посмотреть ответ специалиста
Казенное предприятие - это унитарное предприятие (коммерческая организация), основанное на праве оперативного управления, т.е. ненаделенное правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником (ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" ). Перечень случаев, когда проведение аудиторской проверки обязательно, установлен ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится также в случае, если бухгалтерская (финансовая) отчетность освобождена от обязательного аудита по одному из оснований, предусмотренных законодательством РФ, но подлежит обязательному аудиту по иному основанию.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором ст.26 (Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ). Ранее, например, давались следующие комментарии, что согласно указанной статье обязательный аудит осуществляется в случае, если организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения.
Таким образом, к казенным предприятиям, основанным на праве оперативного управления, правила об обязательной аудиторской проверке не относятся, за исключением случаев, когда такая проверка проводится по решению собственника имущества данного предприятия. Обязательные ежегодные аудиторские проверки проводятся при наличии финансовых показателей деятельности унитарного предприятия, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
Рекомендуем за официальными разъяснениями обратиться в соответствующие уполномоченные органы.
Обоснование
Контроль за деятельностью унитарного предприятия
1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.
(в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 378-ФЗ)
2. Контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.
3. Унитарное предприятие по окончании отчетного периода представляет уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления:
1) годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в случае, если оно освобождено от обязанности представлять такую отчетность в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренного статьей 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности). Если унитарное предприятие представляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, уполномоченный орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления получает такую отчетность из этого государственного информационного ресурса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
2) иные документы, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ
Внимание! Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится также в случае, если бухгалтерская (финансовая) отчетность освобождена от обязательного аудита по одному из оснований, предусмотренных законодательством РФ, но подлежит обязательному аудиту по иному основанию.
Организации, обязанные проводить аудит |
Нормативные акты, устанавливающие обязанность проведения аудита для отдельных организаций |
Государственные и муниципальные унитарные предприятия (в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия) |
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (статья 26) |
Обязательный аудит
1. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности:
1) организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "
2) организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг (за исключением инвестиционных советников, осуществляющих только деятельность по инвестиционному консультированию, равно как и совмещающих эту деятельность с любой иной деятельностью, не подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации), бюро кредитных историй;
3) организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах"), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей;
4) организаций (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации"), соответствующих хотя бы одному из следующих условий:
а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;
б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей;
5) акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования.
1.1. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится также в случае, если бухгалтерская (финансовая) отчетность освобождена от обязательного аудита по одному из оснований, предусмотренных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, но подлежит обязательному аудиту по иному основанию, предусмотренному настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 24.07.2023 N 355-ФЗ)
2. Обязательный аудит проводится ежегодно.
3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится только аудиторскими организациями.
Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об аудиторской деятельности" {КонсультантПлюс}
#бухгалтеру
Посмотреть ответ специалиста
Организации, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения не учитывают следующие доходы: доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, доходы организации в виде дивидендов (п. 3 ст. 284 НК РФ), доходы организации в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (п. 4 ст. 284 НК РФ), доходы в виде прибыли контролируемых иностранных компаний (п. 1.6 ст. 284 НК РФ). Доходы, которые не учитываются при определении налоговой базы при УСНО не отражаются в книге учета доходов и расходов и не учитывают при расчете предельного дохода для целей применения и перехода на УСНО.
Проценты по депозитам необходимо учитывать в составе внереализационных доходов. Такие доходы для определения налоговой базы при УСН признавайте на дату поступления денежных средств на ваш банковский счет. Проценты по депозитам необходимо включать в подсчет предельного дохода как при переходе на УСН, так и для сохранения применения спецрежима.
Обоснование
Чтобы перейти на УСН, ваша организация должна соответствовать следующим условиям:
Это же условие по доходам должна соблюсти организация, которая в 2024 г. утратила право на применение УСН, потому что ее доходы превысили 265,8 млн руб., если хочет с 2025 г. вернуться на УСН. Определяя сумму доходов, она должна учесть доходы, полученные как на УСН, так и на ОСН (ч. 11 ст. 8 Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ).
Для вновь созданных организаций условие о предельной величине доходов не действует (п. 2 ст. 346.13 НК РФ);
Когда вы переходите на УСН, проверьте, чтобы у вас выполнялись и условия для ее дальнейшего применения.
В период применения УСН соблюдайте следующие ограничения:
Учет процентов по депозиту у организации на УСН
Проценты, полученные по договору банковского вклада, учитывайте в составе внереализационных доходов (пп. 2 п. 1 ст. 248, п. 6 ст. 250, п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Такие доходы признавайте на дату поступления денежных средств на ваш банковский счет (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
Готовое решение: Учет отдельных доходов на УСН (КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}
Учет процентов по депозиту у ИП на УСН
Порядок учета будет зависеть от того, что указано в вашем договоре с банком о размещении денег на депозите.
Если вы заключили договор как ИП, то всю сумму процентов по вкладу вы должны включать в базу по УСН (пп. 2 п. 1 ст. 248, п. 6 ст. 250, п. 3 ст. 346.11, п. 1 ст. 346.15 НК РФ).
Если вы заключили договор как физлицо вне предпринимательской деятельности и в договоре с банком не указан ваш статус ИП, то проценты по депозиту в налоговую базу по УСН не включайте (Письмо Минфина России от 01.04.2019 N 03-11-11/22199). Этот доход должен облагаться НДФЛ по правилам ст. 214.2 НК РФ (Письмо Минфина России от 19.01.2024 N 03-04-05/3784). Готовое решение: Учет отдельных доходов на УСН (КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}
В состав внереализационных доходов, которые нужно учитывать при УСН, включаются те же доходы, что и по налогу на прибыль. К ним, например, относятся (п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 346.15 НК РФ):
Список внереализационных доходов является открытым (ст. 250 НК РФ). К ним можно отнести любые облагаемые доходы, не относящиеся к доходам от реализации.
Готовое решение: Как учесть доходы на УСН (КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}
Организации, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения не учитывают следующие доходы:
1) доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.
Например, некоммерческие организации на основании п. 2 ст. 251 НК РФ не учитывают в составе доходов целевые поступления на свое содержание и ведение уставной деятельности. К таким целевым поступлениям относятся, в частности:
- вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования (Письма Минфина России от 19.08.2015 N 03-11-06/2/47934, от 07.04.2014 N 03-11-06/2/15457);
- средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций (Письмо Минфина России от 31.10.2016 N 03-11-06/2/63579).
Имейте в виду: если денежные средства, являющиеся целевыми поступлениями, временно размещаются некоммерческой организацией на депозитных счетах в банках, то полученные доходы в виде процентов по депозитам (депозитным счетам) включаются в состав доходов, облагаемых налогом при применении УСН (см., например, Письма Минфина России от 12.12.2016 N 03-11-10/74000, от 16.10.2015 N 03-11-11/59514);
2) доходы организации в виде дивидендов (п. 3 ст. 284 НК РФ);
3) доходы организации в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (п. 4 ст. 284 НК РФ);
4) доходы в виде прибыли контролируемых иностранных компаний (п. 1.6 ст. 284 НК РФ);
5) доходы, полученные товариществами собственников недвижимости, в том числе товариществами собственников жилья, управляющими организациями, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами в оплату оказанных собственникам (пользователям) недвижимости коммунальных услуг, в случае оказания таких услуг указанными организациями, заключившими договоры ресурсоснабжения (договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами) с ресурсоснабжающими организациями (региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами) в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
#кадровику
Посмотреть ответ специалиста
Доплаты устанавливают по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы. Максимальным размером доплаты не ограничены.
Как правило, в локальном нормативном акте организации (положении об оплате труда) устанавливают предельный (максимально возможный) размер доплат (например, до 50% оклада (тарифной ставки) по основной или совмещаемой профессии (должности).
При этом размер доплаты, установленной конкретному работнику, может быть меньше максимального (например, 30% оклада), если стороны придут к соответствующему соглашению.
Обоснование
За совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата (ст. 151 ТК РФ).
Доплаты устанавливают по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы. Максимальным размером доплаты не ограничены.
Так, если работник выполняет весь спектр обязанностей по совмещаемой должности (хотя, на взгляд автора, это без освобождения от основной работы невозможно), то он может претендовать на получение полного оклада по этой должности.
Как правило, в локальном нормативном акте организации (положении об оплате труда) устанавливают предельный (максимально возможный) размер доплат (например, до 50% оклада (тарифной ставки) по основной (или совмещаемой) профессии (должности)).
При этом размер доплаты, установленной конкретному работнику, может быть меньше максимального (например, 30% оклада), если стороны придут к соответствующему соглашению.
Положение об оплате труда предусматривает, что доплата за совмещение профессий (должностей) в случае, если тарифная ставка (оклад) ни по одной из этих профессий (должностей) не превышает 10 000 руб., составляет 50% тарифной ставки (оклада) по основной профессии (должности).
За октябрь 2009 г. работнику по основной должности начислены следующие денежные суммы:
месячный оклад - 9200 руб.;
доплата за сверхурочную работу - 1500 руб.
Заработная плата работника за октябрь с учетом доплаты за совмещение должностей составит 15 300 руб. (9200 руб. + 9200 руб. x 50% + 1500 руб.).
Пример. Работник принят в организацию бухгалтером. По соглашению с работодателем на сотрудника возложены еще и обязанности инженера по технике безопасности, которые он выполняет в течение своего рабочего дня.
Соглашением предусмотрено, что размер доплаты за совмещение должностей составляет 20% заработной платы работника по основной должности.
За апрель 2009 г. работнику по основной должности начислены следующие денежные суммы:
месячный оклад - 8600 руб.;
премия за выполнение плана - 3000 руб.;
материальная помощь - 1200 руб.
Заработная плата работника за апрель с учетом доплаты за совмещение должностей составит 15 120 руб. {[8600 руб. + 3000 руб. + (8600 руб. + 3000 руб.) x 20%] + 1200 руб.}.
#юристу
Посмотреть ответ специалиста
В отношении договора цессии специальные основания для признания такой сделки недействительной гражданским законодательством не предусмотрены.
Само по себе совершение сделки аффилированными лицами не является основанием для признания такой сделки недействительной. Законом не запрещено совершение сделок между аффилированными лицами. Судебная практика исходят из того, что аффилированность цедента и цессионария не имеет правового значения для должника при определения надлежащего кредитора по его обязательству (см. например, Апелляционное определение Свердловского областного суда от 12.07.2024 по делу N 33-10440/2024).
Заявить требование о признании сделки недействительной может сторона сделки, а также лицо, которому закон предоставляет такое право (п. 2 ст. 166 ГК РФ). Третье лицо может требовать признания сделки недействительной в том случае, если сделкой нарушены его права и законные интересы, и он представил соответствующие доказательства.
Нормы ГК РФ об уступке требования (в частности, статьи 382,384 ГК РФ) не наделяют должника правом оспаривания такого договора по мотиву его недействительности. Однако, он может оспорить данную сделку по мотиву недобросовестности действий сторон при ее заключении сделки и ущемления его интересов, руководствуясь нормами ст.ст. 1, 10, ч.2ст. 168 ГК РФ.
Судебной практики в пользу должника об оспаривании цессии по мотиву аффилированности цедента и цессионария в системе КонсультантПлюс не найдено. Но найден судебный акт, принятый в пользу должника по мотиву недобросовестности действий сторон договора цессии, в результате которых должник утратил право на получение встречной задолженности первоначального кредитора.
Обоснование
В отношении договора цессии специальные основания ничтожности не предусмотрены, применяются общие основания ничтожности сделок.
Договор цессии может быть признан недействительным при наличии общих оснований оспоримости сделки.
Заявить требование о признании сделки недействительной может сторона сделки, а также лицо, которому закон предоставляет такое право (п. 2 ст. 166 ГК РФ). Учтите, что некоторые нормы о недействительных сделках содержат ограничения относительно круга лиц, которые могут заявлять соответствующие требования.
Чтобы оспоримую сделку можно было признать недействительной, нужно, чтобы она нарушала права или охраняемые законом интересы лица, ее оспаривающего. А если она оспаривается в интересах третьих лиц, то должны нарушаться их права и охраняемые законом интересы, чтобы сделку можно было признать недействительной (п. 2 ст. 166 ГК РФ).
Путеводитель. Что нужно знать о недействительности сделок (КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}
По смыслу указанных правовых норм, в том числе ст. 384 Гражданского кодекса Российской Федерации, при отсутствии разногласий между цедентом и цессионарием относительно предмета уступки, должник по договору уступки права (цессии) не наделен правом оспаривания такого договора по мотиву его недействительности, поскольку негативные последствия недействительности договора лежат на первоначальном и новом кредиторах, а не на должнике.
Аффилированность первоначального и нового кредиторов, на которую ссылается истец, не имеет правового значения для должника при определения надлежащего кредитора по его заемному обязательству. Отсутствие в материалах дела доказательств оплаты передаваемого права также не свидетельствует о недействительности договоров цессии.
Отказывая в иске, суд исходил из отсутствия доказательств того, что спорная сделка совершена с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, что уступка права требования осуществлена по недобросовестным мотивам цедента и цессионария.
Например:
Вместе с тем применение механизма передачи прав требования по правилам статьи 382 Гражданского кодекса не должно приводить к ущемлению интересов должника, в ситуации, когда перед ним у такого кредитора имеется задолженность в большей сумме (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса).
В силу пунктов 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Согласно пункту 2 статьи 10 Гражданского кодекса, в случае заведомо недобросовестного осуществления гражданских прав (злоупотребления правом) суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
В рассматриваемом случае, общество "АДК-Арсенал" имеет перед обществом "ГК СибирьТранс" задолженность в сумме 13 200 000 руб., а последнее перед ответчиком всего в сумме 5 358 000 руб.
Таким образом, действия общества "АДК-Арсенал" по заключению договора цессии требования фактически направлены на уход от оплаты истцу задолженности, поскольку действуя разумно и добросовестно, оно принимало бы меры к ее уменьшению на сумму 5 358 000 руб.
По сути, обществом "АДК-Арсенал" и обществом "Интегра" использован институт, закрепленный статьей 382 Гражданского кодекса, не в соответствии с его назначением. В действиях ответчиков прослеживаются явные признаки злоупотребления правом (статья 10 Гражданского кодекса).
Исходя из системного толкования пункта 1 статьи 1, пункта 3 статьи 166 и пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса иск лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может также быть удовлетворен, если гражданским законодательством не установлен иной способ защиты права этого лица и его защита возможна лишь путем применения последствий недействительности ничтожной сделки.
При указанных обстоятельствах, апелляционный суд правильно поддержал вывод суда первой инстанции о ничтожности оспариваемой сделки в связи со злоупотреблением правом при ее совершении.
#специалисту по госзакупкам
Посмотреть ответ специалиста
Казначейство России признает нарушением ч. 6, 7 ст. 34, п. 3 ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, если заказчики не предъявляют и не начисляют подрядчику неустойки (пени) за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту (см. письмо Казначейства России от 26.12.2023 N 07-04-05/21-38919).
В случаях и в порядке, установленных Правительством РФ, заказчик обязан списать неустойку, начисленную за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по контракту.
В иных случаях неустойку лучше не прощать, контролирующие органы будут тщательно искать признаки ущерба государству в результате таких действий.
Обоснование
В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
ч. 6 ст. 34, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" {КонсультантПлюс}
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
ПИСЬМО
от 26 декабря 2023 г. N 07-04-05/21-38919
О НАПРАВЛЕНИИ ОБЗОРА НЕДОСТАТКОВ И НАРУШЕНИЙ
Федеральное казначейство направляет обзор результатов осуществления в 1 полугодии 2023 года контрольной деятельности в субъектах Российской Федерации, выявленных системных и систематических недостатков и нарушений, а также положительной практики, направленной на предупреждение нарушений в финансово-бюджетной сфере (далее - Обзор).
В рамках анализа под систематическими нарушениями (критерии "регулярность", "постоянность") понимались однородные и неоднократные нарушения, выявленные у одного объекта контроля, а под системными нарушениями (критерий "совокупность") - систематические нарушения и однократные нарушения, выявленные в определенной сфере деятельности (отрасли) либо в определенной сфере законодательства, у нескольких объектов контроля.
Обзор направляется для принятия мер, направленных на предупреждение возникновения аналогичных недостатков и нарушений, либо их своевременное устранение.
Р.Е.АРТЮХИН
...
Систематические нарушения:
Нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, условий контракта.
В 2019 году заказчиком допущены нарушения, выразившиеся в принятии и оплате невыполненных работ (установка резиновых бордюров).
Нарушение частей 6, 7 статьи 34, пункта 3 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, условий контракта.
Заказчиком не предъявлены и не начислены подрядчику неустойки (пени) за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту.
Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым:
а) в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами;
б) в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением не зависящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции;
в) в 2021 и 2022 годах обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
г) обязательства не были исполнены в полном объеме по причине возникновения при исполнении контракта не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения без изменения условий, в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) с введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).
В каких случаях заказчик списывает неустойку за нарушения, допущенные при исполнении контрактов
Списывайте пени и штрафы по любым контрактам при следующих условиях (п. 2 Правил списания неустоек N 783, Письма Минфина России от 22.09.2023 N 02-13-11/91290, от 11.05.2022 N 24-06-07/42955):
обязательства исполнены в полном объеме. Исключения составляют контракты, по которым в 2015, 2016 и 2020 гг. по соглашению сторон изменены срок исполнения контракта, и (или) его цена, и (или) цена единицы товара, работы, услуги, и (или) количество товаров, объем работ, услуг;
в 2020 г. обязательства не исполнены в полном объеме из-за того, что в связи с распространением коронавирусной инфекции возникли не зависящие от поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - поставщик) обстоятельства, влекущие невозможность исполнения контракта;
в 2021 и 2022 гг. обязательства не были исполнены в полном объеме из-за существенного увеличения цен на строительные ресурсы, что сделало невозможным исполнение контракта;
обязательства не были исполнены полностью из-за возникновения при исполнении контракта независящих от сторон обстоятельств, которые повлекли невозможность его исполнения без изменения условий в связи с мобилизацией в РФ, введением санкций и (или) мер ограничительного характера.
Списывайте неустойку в следующем порядке (п. 3 Правил списания неустоек N 783):
общая сумма неустоек не превышает 5% от цены контракта - спишите полностью;
общая сумма неустоек больше 5%, но не превышает 20% от цены контракта - спишите половину суммы (вторая половина должна быть оплачена);
Не списывайте неустойку, если для этого нет оснований. Требовать ее уплаты - ваша обязанность (ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, Письма Минфина России от 13.09.2023 N 02-12-12/87684, от 11.05.2022 N 24-06-07/42955). При наличии начисленных штрафов или пеней контролирующие органы требуют идти до конца и взыскивать их с поставщика даже в судебном порядке.
Готовое решение: Как списать неустойку по Закону N 44-ФЗ (КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}