Выявлен конституционно-правовой смысл пункта 10 части 1 статьи 16 и части 9 статьи 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Указанные нормы признаны не соответствующими Конституции РФ и ее статьям в той мере, в какой они не предусматривают резервного механизма обеспечения лиц, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, лекарственными средствами в случае, когда соответствующая обязанность, возложенная на субъект РФ, не может быть надлежаще исполнена.
Конституционным Судом отмечено, что для лиц, страдающих орфанными заболеваниями, обращение к лекарственному обеспечению за счет государственного бюджета – фактически единственный доступный способ получить жизненно необходимое лечение. При недостаточности у субъектов РФ, реализующих полномочия в области лекарственного обеспечения таких лиц, собственных средств, обращение за судебной или административной защитой хотя и способно привести к положительному для гражданина решению, но не обеспечивает в полной мере защиту права на здоровье и медицинскую помощь, поскольку не гарантирует незамедлительного приобретения и предоставления лекарственных препаратов.
Однако никакие обстоятельства финансового или организационного характера, негативно влияющие на закупку лекарственных препаратов, не могут служить оправданием для отказа в предоставлении или для задержки предоставления лекарственной терапии независимо от того, по какой причине эти обстоятельства возникли.
Лица, страдающие орфанными заболеваниями, нуждаются в особом организационно-правовом механизме для наиболее оперативного предоставления им лекарственных средств. Такой механизм должен предусматривать совершение уполномоченными федеральными государственными органами необходимых действий, конечным результатом которых будет обеспечение лекарственными средствами нуждающихся в них лиц, в ситуации, когда становится очевидным, что соответствующая обязанность не может быть надлежаще исполнена субъектом РФ.
Федеральному законодателю надлежит в возможно более короткий срок внести в законодательное регулирование необходимые изменения.