Госдума РФ приняла во II чтении проект поправок к закупочному законодательству (N547583-8), регламентирующих вопросы импортозамещения.
Этот законопроект был подготовлен Минфином РФ еще в прошлом году и направлен на регулирование вопросов предоставления национального режима и унификацию правил осуществления закупок при предоставлении национального режима (понятие "нацрежим" предусматривает распространение на зарубежные товары тех же правил и требований, которые действуют в отношении аналогичной российской продукции) при госзакупках и закупках госкомпаний.
"Законопроект направлен на упрощение и повышение эффективности импортозамещения при госзакупках (регулируются законом "О контрактной системе", 44-ФЗ) и закупках госкомпаний (закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", 223-ФЗ), - говорил ранее заместитель министра финансов Алексей Лавров. - Он предусматривает четыре основных новации, три из которых касаются 44-ФЗ, а одна - 223-ФЗ".
Председатель правительства РФ Михаил Мишустин также отмечал, что законопроект сделает правила проведения закупок и выбора победителя максимально простыми и понятными для всех сторон и при этом позволит опираться на безусловный приоритет российских брендов. Такой подход, по словам Мишустина, будет стимулировать создание новых производств.
Сам документ предусматривает включение в 44-ФЗ и 223-ФЗ положений, наделяющих правительство РФ полномочиями на установление изъятий из национального режима в определенных случаях. Эти положения дадут кабинету министров право предоставлять преференции при закупках российских товаров или товаров из стран ЕАЭС, если на торгах они конкурируют с иностранными.
Также законопроект предусматривает введение единого правила "второй лишний" (запрет на участие в закупках поставщиков иностранной продукции при наличии хотя бы одного предложения товаров российского производства - ИФ) вместо действующего менее жесткого правила "третий лишний".
Помимо этого, предполагается распространить положение о предоставлении 15%-й ценовой преференции на все российские товары. В настоящее время эта норма действует лишь в отношении соответствующего перечня продукции.
"Законопроект позволит распространить эти новые нормы на закупки в рамках 223-ФЗ, но с учетом международных обязательств РФ, - отметил Лавров. - При этом продолжит действовать механизм квотирования закупок российской продукции, который сейчас распространяется на более чем 300 видов товаров".
Речь идет о том, что в случае с закупками госкомпаний нацрежим должен предоставляться, в частности, поставщикам из стран ВТО. Здесь изъятие возможно в случае закупки правительственными структурами (в настоящее время большая часть субъектов 223-ФЗ - бюджетные и автономные учреждения - ИФ) товаров, приобретаемых для правительственных целей, а не для коммерческой перепродажи или для использования в производстве товаров для целей коммерческой продажи. То есть правительство РФ сможет устанавливать запреты и ограничения при закупках по 223-ФЗ, осуществляемых в рамках гособоронзаказа (ГОЗ) заказчиками, являющимися головными исполнителями и исполнителями, участвующими в поставках продукции по ГОЗ. Также такие запреты и ограничения смогут вводиться при закупках заказчиками из числа некоммерческих организаций, созданных РФ для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций (государственными корпорациями), для оказания государственных услуг (государственными компаниями) либо созданных РФ и наделенных функциями и полномочиями публично-правового характера, осуществляющих свою деятельность в интересах государства и общества (публично-правовая компания).
"Сейчас все эти вопросы регулируются девятью подзаконными актами, - отмечала в прошлом году директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Татьяна Демидова. - Практика показала сложность этой системы. На практике возникали проблемы, связанные с разнообразием самих механизмов (запреты, ограничения, преференции), с номенклатурой товаров, на которые они распространяются, с ее пересечением. Вместо этого планируется принять универсальный подзаконный акт".
По оценке Минфина, при принятии этого законопроекта необходимо будет принять два подзаконных акта, внести изменения в шесть документов, признать утратившими силу восемь актов, а также внести изменения в пять ведомственных актов.
Ко второму чтению законопроект был дополнен 30 поправками, большинство из которых носит уточняющий характер. При этом Лавров ранее отмечал, что эти поправки не имеют отношения к импортозамещению, но решают различные административные вопросы в части заключения офсетных контрактов, прав заказчика не заключать его при выявлении недостоверной информации о поставщике и т.п.
Также Лавров подчеркивал, что в законопроект включена норма, по которой Минфин может получить право на официальную трактовку закупочного законодательства.
"Сейчас такого права у министерства нет и это порождает ряд проблем - письма Минфина не имеют юридической силы при рассмотрении споров, в том числе в судах, - говорил заместитель министра. - Прежде, когда законы активно изменялись и те или иные вопросы можно было решить путем оперативного внесения поправок, такого права министерству и не требовалось. Сейчас, когда наметилась стабилизация закупочного законодательства, такое право стало необходимым".
В случае принятия Госдумой этого законопроекта (его рассмотрение в III чтении намечено на среду, 31 июля) часть поправок вступит в силу с 1 октября 2024 года, а отдельные положения - с 1 января 2025 года.
Источник: "Интерфакс"
Еще больше полезного материала — в нашей рассылке.
В telegram-канале “Ясная бухгалтерия” отвечаем на бухгалтерские вопросы.
Ответы на кадровые вопросы — в нашем телеграм-канале "РЕСПЕКТ — РЕШЕНИЯ".
Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации
Еще больше новостей: Респект-Решения и Ясная бухгалтерия