от 13 декабря 2013 года

Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18.

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013

В ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент России конкретизировал основные направления стратегического развития страны

В этом году обращение Президента РФ с ежегодным Посланием Федеральному Собранию было приурочено к 20-летию Конституции РФ, соединившей в себе два базовых приоритета - высочайший статус прав, свобод граждан и сильное государство. Названные базовые приоритеты, чувство ответственности за страну и явились основным лейтмотивом Послания Президента РФ.

В перечень важнейших задач, намеченных к решению, включено, в частности, следующее:

- уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах;

- все законопроекты, ключевые государственные решения, стратегические планы должны проходить гражданское, так называемое "нулевое", чтение с участием НКО, других институтов гражданского общества;

- межэтническое напряжение, которое провоцирует аморальный интернационал, в который входят и распоясавшиеся, обнаглевшие выходцы из некоторых южных регионов России, и продажные сотрудники правоохранительных органов, которые "крышуют" этническую мафию, и так называемые "русские националисты", разного рода сепаратисты, готовые любую бытовую трагедию сделать поводом для вандализма и кровавой бузы;

- переход на эффективный контракт и проведение аттестации специалистов, это внедрение подушевого финансирования, когда преимущества получают те учреждения (причем как государственные, так и негосударственные, что очень важно), которые предоставляют услуги наилучшего качества. Это развитие реальной конкуренции, открытие бюджетной сферы для НКО и социально ориентированного бизнеса. И, безусловно, это оптимизация бюджетной сети за счет сокращения неэффективных расходов и звеньев, снятие барьеров для самостоятельности бюджетных учреждений;

- начиная со следующего учебного года предусмотреть в выпускном классе итоговое сочинение. Его результаты должны наряду с ЕГЭ учитываться при поступлении в вузы и другие учебные заведения;

- принять изменения в законодательство, которые разблокируют процесс предоставления земельных участков под застройку. Органы местного самоуправления будут обязаны выставлять все свободные участки под застройку на торги по прозрачным и ясным процедурам. Одновременно должна возрасти ответственность застройщика: получил решение, но не начал вовремя строить - верни землю. Следующий барьер, который сдерживает стройку, - это дефицит средств на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой. Нужно создать специальные инструменты для решения этой проблемы, определиться с финансовыми источниками и организационной формой. Необходимо установить единый исчерпывающий перечень разрешительных документов на строительство, предельно сократить сроки необходимых процедур и сделать это уже до конца марта 2014 года;

- упорядочить прием на работу иностранных граждан, прибывающих в Россию в безвизовом порядке, усилить ответственность работодателей за использование труда иностранных работников. В этой связи следует изменить действующую патентную систему, чтобы юридические лица и индивидуальные предприниматели имели возможность нанимать иностранного работника на основе патента. Стоимость патента будет определять сам субъект Федерации в зависимости от ситуации на региональном рынке труда и от среднего уровня дохода населения на этой территории. Система патентов должна быть дифференцированной и стимулировать приток в Россию прежде всего профессиональных, образованных специалистов, знающих русский язык, близких к нашей культуре. Патент должен действовать только в том регионе, где он приобретен;

- доходы компаний, которые зарегистрированы в оффшорной юрисдикции и принадлежат российскому собственнику, конечному бенефициару, должны облагаться по российским налоговым правилам, а налоговые платежи должны быть уплачены в российский бюджет. Компаниям, зарегистрированным в иностранной юрисдикции, нельзя будет пользоваться мерами государственной поддержки, включая кредиты ВЭБа и госгарантии. Им, этим компаниям, также должен быть закрыт доступ к исполнению государственных контрактов и контрактов структур с госучастием;

- подъем Сибири и Дальнего Востока - национальный приоритет на весь XXI век. Принято решение по льготной ставке налога на прибыль и ряду других налогов для новых инвестпроектов на Дальнем Востоке. Целесообразно распространить этот режим на всю Восточную Сибирь, включая Красноярский край и Республику Хакасия. Кроме того, на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири предложено создать сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт. Для новых предприятий, размещенных в таких зонах, в таких территориях, должны быть предусмотрены - и дальше то, что, собственно, предлагается, - должны быть предусмотрены пятилетние каникулы по налогу на прибыль, НДПИ (за исключением нефти и газа, это доходная отрасль), налогу на землю, имущество, а также, что очень важно для высокотехнологичных производств, - льготная ставка страховых взносов.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Постановление Правительства РФ от 10.12.2013 N 1141

"О внесении изменения в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации"

Минэкономразвития России уполномочено осуществлять координацию деятельности органов государственной власти по обеспечению стабильного развития монопрофильных населенных пунктов РФ (моногородов)

Соответствующие изменения внесены в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 437).

<Информация> Ростехнадзора от 05.12.2013

С 1 января 2014 года отменена государственная услуга по выдаче разрешений на применение технических устройств на опасных производственных объектах

Сообщается, что на основании пункта 6 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в статью 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" внесены изменения о том, что обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, при этом согласно пункту 3 статьи 11 Федерального закона N 22-ФЗ указанное изменение вступает в силу с 1 января 2014 года.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

<Информация> ФАС России от 06.12.2013

ФАС России разъяснены отдельные вопросы применения Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"

Рассмотрены, в частности, следующие вопросы:

возможно ли установление контроля иностранного инвестора над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, в случае приобретения иностранным инвестором 1 процента или другого неконтрольного пакета акций (долей), составляющих уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение;

какие ошибки чаще всего допускаются иностранными инвесторами либо входящими в их группу лиц юридическими или физическими лицами при представлении в уполномоченный орган ходатайств о предварительном согласовании сделок или установлении контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение;

распространяются ли требования Закона N 57-ФЗ о предварительном согласовании сделок на случай создания иностранным инвестором российского хозяйственного общества;

считается ли для целей применения Закона N 57-ФЗ двойным гражданством наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства при отсутствии заключенного между этим иностранным государством и РФ международного договора, предусмотренного частью 1 статьи 62 Конституции РФ.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Постановление Правительства РФ от 10.12.2013 N 1142

"О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 481"

Уточнен порядок назначения ежемесячного пособия детям военнослужащих, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы, и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы

Уточнено, что для назначения ежемесячного пособия заявитель подает в соответствующий уполномоченный орган в том числе копию заключения военно-врачебной комиссии о причинной связи увечья или заболевания, приведших к смерти военнослужащего (сотрудника), с военной травмой, либо копию справки федерального учреждения медико-социальной экспертизы о причине смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), с формулировкой "военная травма".

Кроме того, из документа исключено положение, определяющее размер пособия как 1500 рублей, так как в соответствии с Федеральным законом от 04.06.2011 N 128-ФЗ "О пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в органах и учреждениях)" сумма пособия составляет 1597 рублей 50 копеек.

Изменения, предусмотренные настоящим постановлением, распространяются на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу Федерального закона от 04.06.2011 N 128-ФЗ.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

<Письмо> ФНС России от 03.12.2013 N ГД-4-3/21548

"О применении патентной системы налогообложения"

При утрате права на применение ПСН у индивидуального предпринимателя возникает обязанность по исчислению НДФЛ за налоговый период, на который был выдан патент

При этом исчисленная сумма НДФЛ уменьшается на сумму налога, уплаченного в связи с применением ПСН. Отмечено, что в случае неуплаты данного налога недоимки у этого налогоплательщика по нему не возникает.

Индивидуальный предприниматель, применяющий ПСН, но не уплативший налог и не подавший заявление об утрате права на применение ПСН, подлежит снятию с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика ПСН.

В карточке расчета с бюджетом (карточка РСБ) начисленные и неуплаченные суммы налога подлежат сторнированию.

<Письмо> ФНС России от 03.12.2013 N ЕД-4-15/21594

"Об обязательном представлении налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость в электронной форме"

ФНС России информирует об обязательном электронном декларировании по НДС и случаях, при которых обязанность по представлению декларации отсутствует

Сообщается о том, что начиная с отчетности за I квартал 2014 года представление налоговой декларации по НДС осуществляется в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота.

Одновременно обращено внимание на предусмотренную Налоговым кодексом РФ возможность освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС на основании пункта 1 статьи 145 НК РФ, а также при применении специальных режимов налогообложения (УСН, ЕНВД, ПСН, ЕСХН).

<Письмо> ФНС России от 04.12.2013 N ГД-4-3/21750

"Об индексации на коэффициент-дефлятор"

В 2014 году минимальный и максимальный размеры потенциально возможного к получению дохода при применении ПСН не может быть менее 106 700 рублей и более 1 067 000 рублей

Указанные суммы определены на основании статьи 346.43 Налогового кодекса РФ, с учетом установленного Минэкономразвития России на 2014 год коэффициента-дефлятора, равного 1,067.

Размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода (в пределах указанных величин) устанавливается законом субъекта РФ по видам предпринимательской деятельности.

<Письмо> ФНС России от 05.12.2013 N СА-4-14/21795

ФНС России разъяснены некоторые особенности исполнения функций, связанных с представлением интересов налоговых органов в судах при возникновении судебных разбирательств по вопросам государственной регистрации

Сообщается, в частности, что в территориальных налоговых органах, осуществляющих функции регистрирующих органов, не являющихся ЕЦР (единый регистрационный центр), а также в Управлениях ФНС России по субъектам РФ, подготовка процессуальных документов и иных материалов, а также их направление в Правовое Управление ФНС России осуществляется отделами, ответственными за правовое обеспечение, с обязательным согласованием с отделами, ответственными за осуществление функций регистрирующего органа.

<Письмо> ФНС России от 05.12.2013 N ЕД-4-2/21796

"О заполнении с 01.01.2014 документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах"

Начиная с 1 января 2014 года налоговые органы при заполнении отдельных документов в поле "код ОКАТО" будут указывать код ОКТМО

Вышеуказанное относится в частности к сведениям, указываемым в:

- акте выездной (повторной выездной) налоговой проверки;

- акте камеральной налоговой проверки;

- решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- решении о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение;

- решении об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.

<Письмо> ФНС России от 06.12.2013 N ГД-4-3/22016

"О налоге на добычу полезных ископаемых"

Постановка на учет в качестве налогоплательщика НДПИ осуществляется на основании лицензии на пользование недрами независимо от указанного в ней целевого назначения разрешенных работ

Связано это с тем, что по лицензии на пользование недрами может быть предоставлено право на геологическое изучение недр и иные виды пользования недрами, осуществляемые налогоплательщиком, которое может повлечь появление объекта налогообложения по НДПИ.

С учетом изложенного сообщается, что недропользователь подлежит постановке на учет в налоговом органе при осуществлении любого вида пользования недрами.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289

"О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии"

Коллегией Евразийской экономической комиссии утверждены Порядок внесения изменений и дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, форма корректировки декларации на товары, а также Инструкция по заполнению указанной формы

Установлено, что внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары, зарегистрированных таможенными органами до 1 января 2011 года, производится с использованием таможенных документов, применявшихся в государствах - членах Таможенного союза.

Признаны утратившими силу:

Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 255 "О порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров";

Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 256 "О порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары до принятия решения о выпуске товаров при предварительном таможенном декларировании";

Решение Комиссии Таможенного союза от 19.05.2011 N 639 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров";

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.06.2012 N 68 "О внесении изменения в Инструкцию о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров";

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.06.2013 N 131 "О внесении изменения в Инструкцию о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров".

Решение вступает в силу с 1 июля 2014 года.

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 293

"О внесении изменения в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" (ТР ТС 026/2012)"

С 1 февраля 2014 года из Единого перечня продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, исключена глава 12 "Маломерные суда"

Данное решение принято в связи с вступлением в силу технического регламента Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" (ТР ТС 026/2012).

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 294

"О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза"

Внесены уточнения в Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору)

Установлено, в частности, что в отношении подконтрольных товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, до момента присоединения Республики Казахстан к Всемирной торговой организации применяются меры регулирования, предусмотренные разделом I перечня согласно приложению N 1, а с момента присоединения Республики Казахстан к Всемирной торговой организации - меры, предусмотренные разделом II указанного перечня.

Кроме того, указанные Единые требования дополнены приложением N 1 "Перечень мер регулирования, применяемых уполномоченными органами государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства к товарам, ввозимым на таможенную территорию Таможенного союза".

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Распоряжение Правительства РФ от 10.12.2013 N 2324-р

С 1 января 2014 года вступит в силу обновленный перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией

В частности, в перечень впервые включены:

административные здания центрального аппарата, территориальных учреждений ООО Банк ВТБ;

здание государственной корпорации "Банк развития

и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" и помещения, занимаемые государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)";

здание федерального государственного учреждения "Государственный академический Большой театр России";

отдельные гидроэлектростанции (в том числе Саяно-Шушенская ГЭС им. П.С. Непорожнего, Баксанская ГЭС), гидротехнические сооружения водохранилищ, электрические подстанции, комплексы сооружений и территории станций водоподготовки.

 

 

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы