Название документа
"КонсультантПлюс: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 8 СЕНТЯБРЯ 2009 ГОДА
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 24.07.2009 N 209-ФЗ "ОБ ОХОТЕ И О СОХРАНЕНИИ ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Источник публикации
Обзор подготовлен специалистами АО "Консультант Плюс".
Примечание к документу
Текст документа
КонсультантПлюс: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 8 СЕНТЯБРЯ 2009 ГОДА
Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "Консультант Плюс".
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 24.07.2009 N 209-ФЗ
"ОБ ОХОТЕ И О СОХРАНЕНИИ ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ
И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (далее - Закон) на федеральном уровне урегулировал комплекс отношений в сфере охраны, воспроизводства и использования ресурсов охотничьих животных, в т.ч. в сфере промысла охотничьих животных и спортивной охоты.
Закон вступает в силу с 1 апреля 2010 года, за исключением отдельных норм, касающихся выдачи охотничьих билетов, а также прав на охоту иностранных граждан, которые вступят в силу с 1 июля 2011 года.
Содержание Закона
Закон содержит нормы, которые определяют объекты охоты, устанавливают порядок осуществления права на занятие охотой, регулируют экономические отношения в сфере охотничьего хозяйства. Законом также определены меры контроля и надзора в сфере охоты, мероприятия научного характера, осуществляемые в целях сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания, и регламентирован порядок их проведения. Установлены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Определены подзаконные нормативные правовые акты, которые в целях конкретизации норм Закона должны быть изданы Правительством РФ (в частности, порядок выдачи охотничьих билетов в переходный период, ставки платы за пользование охотничьими угодьями, порядок реализации и уничтожения изъятых или конфискованных продуктов охоты и т.д.), и акты, которые должны быть изданы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время им является Минсельхоз РФ; он должен устанавливать правила охоты, порядок выдачи охотничьих билетов, примерную форму охотхозяйственного соглашения, методические рекомендации по распределению разрешений на добычу охотничьих ресурсов и т.д.).
Виды охоты. Охотничьи ресурсы. Охотничьи угодья
В соответствии с Законом могут осуществляться такие виды охоты, как промысловая охота, любительская и спортивная охота, охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
К понятию "охота" Законом отнесены также: охота в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов; охота в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов; охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания. Два последних вида охоты могут осуществляться только посредством отлова животных.
К "охотничьим ресурсам", т.е. к объектам животного мира, которые могут использоваться в целях охоты, Законом отнесены 51 вид млекопитающих и 39 видов птиц. Субъектам РФ предоставлено право относить к охотничьим ресурсам и другие виды млекопитающих и птиц, за исключением занесенных в Красную книгу РФ или в красные книги субъектов РФ.
Охотничьи угодья подразделяются на охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных Законом (закрепленные охотничьи угодья), и охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты (общедоступные охотничьи угодья). Общедоступные охотничьи угодья должны составлять не менее чем двадцать процентов от общей площади охотничьих угодий субъекта РФ (ст. ст. 7, 11, 12 Закона).
Охотничий билет
Охотничий билет выдается органом исполнительной власти субъекта РФ физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума. Охотничий билет является документом единого федерального образца без ограничения срока и территории его действия.
Охотничий билет признается действующим со дня внесения сведений о нем в государственный охотхозяйственный реестр. Ведение указанного реестра определено Законом как полномочие Российской Федерации, осуществление которого передано субъектам РФ. Реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации об охотничьих ресурсах, об их использовании и сохранении, об охотничьих угодьях, об охотниках, о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства (ст. ст. 21, 37 Закона).
Разрешение на добычу охотничьих ресурсов
Законом установлено, что любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных, за исключением некоторых отдельных случаев. Бланк разрешения на добычу охотничьих ресурсов является документом строгой отчетности, имеющим учетные серию и номер. Этот документ заменит "лицензию", которой в настоящее время устанавливается право на добычу конкретных объектов животного мира.
Выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ, а в закрепленных охотничьих угодьях - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения, о которых будет сказано далее. Разрешение на добычу охотничьих ресурсов на особо охраняемых природных территориях выдается природоохранными учреждениями.
Разрешение на добычу копытных животных и медведей выдается на отлов или отстрел одной особи таких животных. В отношении остальных видов охотничьих ресурсов разрешение выдается на отлов или отстрел конкретного количества особей, если установлен лимит их добычи, либо количества в пределах нормы допустимой добычи в день или в сезон, если в отношении данных видов не установлен лимит их добычи (ст. ст. 29, 31, подп. "б" п. 3, подп. "а" п. 4 ст. 60, п. п. 1, 2 ст. 71 Закона).
Охотхозяйственные соглашения
В целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями могут заключаться специальные соглашения - "охотхозяйственные соглашения" - на срок от двадцати до сорока девяти лет.
По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта РФ) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.
Охотхозяйственное соглашение заключается с победителем аукциона на право заключения такого соглашения, порядок проведения которого Законом подробно регламентирован.
Установлено, в частности, что извещение о проведении аукциона его организатор должен разместить не менее чем за двадцать пять рабочих дней до дня проведения на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством РФ. До определения указанного сайта извещение о проведении аукциона опубликовывается в периодическом печатном издании, определенном высшим органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположено охотничье угодье, и размещается на официальном сайте высшего органа исполнительной власти субъекта РФ в сети "Интернет". Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену за право заключить охотхозяйственное соглашение (или участник аукциона, сделавший предпоследнее предложение о цене, если победитель аукциона уклонился от заключения охотхозяйственного соглашения, либо единственный участник аукциона, если в аукционе участвовало менее чем два участника).
Средства, полученные от продажи права на заключение охотхозяйственного соглашения подлежат, перечислению организатором аукциона в доход бюджета субъекта РФ, на территории которого расположено охотничье угодье (ст. ст. 27, 28 Закона).
Информация предоставлена компанией "КонсультантПлюс"