Строительная отрасль направила в Минфин и Минстрой РФ 38 предложений по коррекции закупочного законодательства в области строительства. Они подготовлены по результатам форума о закупках в строительстве и проектировании World Build/State Contract, говорится в сообщении СРО "Уральское объединение строителей" и СРО "Лига проектных организаций", являвшихся организаторами форума.
К числу наиболее важных изменений "строители" (подрядчики и заказчики) отнесли проведение строительных закупок только в виде конкурса (в настоящее время большая часть закупок проходит в форме электронного аукциона), отмену или конкретизацию понятий "нецелевое использование бюджетных средств" и "неэффективное использование бюджетных средств", введение зеркальных штрафных санкций за нарушение сроков и сокращение сроков оплаты госкомпаниями строго до 7 дней, запрет на замену материалов на более дешевые аналоги, учет логистических затрат в сметах и пр.
При этом в сообщении отмечается, что эти и другие предложения подготовлены на основании практического опыта, полученного в ходе проведения строительных закупок и реализации соответствующих проектов. Так, например, обязательность их проведения только в виде конкурса позволит решить проблему демпинга.
"В критериях выборах подрядчика 60% приходится на ценовые критерии (кто даст меньшую сумму при торгах) и только 40% отводится на квалификацию и опыт, - подчеркивается в сообщении. - В результате, заказчики выбирают победителем того, кто озвучит наименьшую сумму. Демпингующий подрядчик получает от заказчика денежные средства, выполнив, как правило, более или менее первичные работы, а затем расторгает контракт - в итоге сроки строительства растягиваются или срываются".
Для решения проблемы предлагается внести в законодательство поправку о проведении закупок на строительство и реконструкцию только с использованием механизма конкурса, где оценивается прежде всего опыт подрядчика.
В свою очередь, заместитель министра финансов Алексей Лавров отмечал в ходе форума, что в целом каких-то глобальных, структурных проблем в закупках в сфере строительства нет. К числу несуществующих проблем он отнес, в частности, демпинг.
"Проведенный нами анализ показал, что доля односторонних расторжений контрактов, которая в строительстве невелика и не превышает обычно 2%, никак не зависит от снижения цен, - сказал Лавров. - Иными словами, если цена совсем не снизилась, снизилась менее чем на 10%, или снизилась больше чем на 25%, вариация в одностороннем расторжении незначительная. Из этого можно сделать вывод, что такая проблема не существует".
Участники форума отметили также, что на неоправданное снижение стоимости строительства влияет индекс прогнозной инфляции - он рассчитывается только на один год (используется при определении начальной (максимальной) цены контракта), а строительство может идти пять лет. Эту проблему предлагается решить за счет смещения этапа распределения бюджетных средств на период после выбора подрядчика.
Подрядчики в области строительства отмечают также, что при работе с госкомпаниями сталкиваются с задержками по оплате исполненных контрактов, которые могут достигать 180 дней. При этом подчеркивается, что действующие нормы позволяют устанавливать значительный перекос в штрафных санкциях в пользу заказчиков. Так, при срыве сроков строительства подрядчики должны платить штраф в размере 0,1% от суммы договора за каждый день просрочки. Заказчик, в свою очередь, за срыв сроков оплаты должен будет выплатить только 0,01% за 10 дней просрочки платежа.
В настоящее время в рамках закона "О контрактной системе" (44-ФЗ) и 223-ФЗ установлен предельный срок оплаты по контрактам - 7 дней. Однако в 44-ФЗ этот срок является обязательным, а согласно 223-ФЗ заказчики могут устанавливать в своих положениях о закупках иные сроки оплаты.
Впрочем, в конце прошлого года в Госдуму РФ был внесен законопроект, предусматривающий исключение из 223-ФЗ нормы, согласно которой госкомпании могут устанавливать в своих положениях о закупках "иной срок оплаты", отличный от "базового" срока, предусмотренного законом - 7 рабочих дней.
Строители указывают также на излишние полномочия Главгосэкспертизы, которая занимается проверкой строительных проектов и может вносить в них лишние изменения. Речь идет о том, что Главгосэкспертиза может корректировать перечень строительных ресурсов, которые предполагается использовать при строительстве того или иного объекта. В частности, делать замену на более дешевые аналоги, что не всегда оправдано и эффективно.
"Также экспертиза исключает логистику из смет, при этом логистика возникает в контрактах, и подрядчику приходится брать расходы на себя, когда необходимо перевести материал из одного региона в другой, - отмечается в предложении строителей. - Необходимо запретить замену материалов на более дешевые аналоги и включить стоимость перевоза материала из одного региона в другой в обязательный порядок формирования смет".
"Инициативы участников форума слышат в федеральных органах власти, - отметил заместитель гендиректора СРО "Уральское объединение строителей" и СРО "Лига проектных организаций" Денис Снетков, слова которого приводятся в сообщении. - Например, были приняты предложения отрасли о повышении до 50% предельного порога авансирования по строительным контрактам, снижен размер обеспечения".
Источник: "Интерфакс"
Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации
Еще больше новостей: Респект-Решения и Ясная бухгалтерия