со 2 марта по 7 марта 2024 года

<< Топ-5 популярных вопросов

#юристу

Коммерческая организация (акционерное общество) собирается предоставить в безвозмездное пользование нежилое помещение (дом для отдыха) своему генеральному директору, также являющемуся учредителем этой организации. Самопомещение организация арендует у другой компании.

1) Может ли организация передать арендованное имущество в ссуду руководителю?

Распространяется ли запрет на передачу имущества в безвозмездное пользование руководителю и учредителю, установленный пунктом 2 ст. 690 ГК РФ, даже в случае если организация хочет предоставить имущество не своё, а арендованное?

2) Если невозможно передать в безвозмездное пользование имущество руководителю в вышеуказанном случае, то каковы особенности передачи имущества организацией своему руководителю в субаренду?

Посмотреть ответ специалиста

Организация не может передать в безвозмездное пользование своему учредителю арендованную обществом недвижимость.

Заключение договора аренды (субаренды) между руководителем предприятия как физическим лицом и возглавляемым им предприятием не противоречит нормам действующего законодательства.

По договору имущественного найма (аренды/субаренды), одна сторона (арендодатель/субарендодатель) обязуется предоставить другой стороне (арендатору/субарендатору) имущество во временное владение и пользование или пользование за плату, а последняя — своевременно вносить плату за пользование этим имуществом и возвратить его по истечении срока договора. Каких-либо ограничений при заключении договора законодатель не предусматривает. Если в самом договоре аренды не указано, что вы можете сдавать здание в субаренду, то вам необходимо заручиться согласием собственника на такую сделку. Иначе последний может обратиться в суд с требованием признать договор субаренды недействительным. Договор субаренды не может быть заключен на срок, превышающий срок договора аренды.

Исходя из анализа судебной практики, при заключении договора субаренды с руководителем необходимо исходить из того, что руководитель должен исходить из интересов общества и заключение договора субаренды по заниженной цене может привлечь внимание налоговых органов. В сделках между взаимозависимыми лицами не должны быть условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках между не связанными друг с другом организациями или ИП. Это условие получило название «принцип вытянутой руки». Другими словами, сделку между взаимозависимыми лицами нужно заключать на тех же условиях, которые применялись бы при договоре с иным арендатором (субарендатором), которого можно найти на открытом рынке.

Обоснование

Ссудодателями и ссудополучателями могут быть юридические и физические лица.

Сдать вещь в безвозмездное пользование может ее собственник или иное уполномоченное лицо.

Однако не все субъекты могут заключать договор безвозмездного пользования (ст. 690 ГК РФ). Например, договор безвозмездного пользования с руководителем, членом органов управления или контроля коммерческой организации можно заключить, только если такое лицо будет ссудодателем.

Можно ли заключить договор безвозмездного пользования с учредителем или участником

Да, это возможно.

Но если такое лицо является учредителем или участником коммерческой организации, то оно может быть лишь ссудодателем (п. 2 ст. 690 ГК РФ). При этом, если учредитель или участник — тоже коммерческая организация, в договоре желательно пояснить интерес ссудодателя в заключении безвозмездной сделки. Это нужно, чтобы суд или контролирующие органы не посчитали, что договор прикрывает дарение, которое запрещено между коммерсантами (п. 1 ст. 572, п. 1 ст. 575 ГК РФ). Путеводитель. Что нужно знать о договоре безвозмездного пользования (ссуды) (КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}

Если ссудодатель — коммерческая организация, то ссудополучателем не могут быть <1>:

— руководитель этой организации (предполагаемого ссудодателя);

— члены ее органов управления или контроля;

— учредители или участники этой организации — как физические, так и юридические лица.

При аренде подобных ограничений нет.

Кстати, в Гражданском кодексе не прописан запрет на сделки между коммерческими организациями по безвозмездной передаче в пользование. Подобный запрет есть только в отношении дарения. Так, запрещено дарение между коммерческими организациями, если стоимость подарка превышает 3 000 руб. <1> п. 2 ст. 690 ГК РФ.

Статья: Тест: безвозмездное пользование и аренда. Найди 11 различий (Елина Л.А.) («Главная книга», 2021, N 4) {КонсультантПлюс}

Может ли ООО передать в безвозмездное пользование своему учредителю арендованную обществом квартиру?

Нет, не может.

И хотя по общему правилу арендатор вправе с согласия арендодателя предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, но коммерческая организация (в том числе ООО) не вправе передавать имущество в безвозмездное пользование лицу, являющемуся ее учредителем, участником. Пункт 2 ст. 50, п. 1 ст. 87, п. 2 ст. 615 и п. 2 ст. 690 ГК РФ

{Вопрос: Может ли ООО передать в безвозмездное пользование своему учредителю арендованную обществом квартиру? (Подборки и консультации Горячей линии, 2022) {КонсультантПлюс}}

Вывод из судебной практики: С директора, заключившего по заниженной цене договор по распоряжению имуществом общества, могут быть взысканы убытки.

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.05.2019 N Ф01-1860/2019 по делу N А79-692/2018

«...Передача недвижимого имущества ООО «Коммерческая недвижимость» в лице Александриной И.И. (матери директора Общества Александриной О.М.), действовавшей на основании доверенности от 06.11.2013, выданной Александриной О.М., во временное пользование по заниженной цене послужила основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.

Из пункта 2 Постановления N 62 следует, что недобросовестность действий (бездействия) директора считается доказанной, в частности, когда директор знал или должен был знать о том, что его действия (бездействие) на момент их совершения не отвечали интересам юридического лица, например, совершил сделку (голосовал за ее одобрение) на заведомо невыгодных для юридического лица условиях.

Исследовав и оценив представленную в материалы дела доказательственную базу по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе договор аренды нежилых помещений от 01.11.2014 N 62/2, договор субаренды от 01.09.2015 N 47, отчет ООО ЭК «Консультант» от 22.01.2018 N 2018/7, приняв за основу выводы, содержащиеся в экспертном заключении, выполненном экспертом ООО «Оценка-Гарант» Кокоревым О.Р. об определении среднерыночной стоимости годовой арендной платы за пользование нежилым помещением N 1 площадью 1 319,5 квадратного метра по адресу: город Чебоксары, улица Энтузиастов, дом 25 и долей земельного участника (8/10) по указанному адресу по состоянию на 01.11.2014, суды пришли к выводу о доказанности оснований для привлечения руководителя Общества Александриной О.М. к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков, возникших у Общества в связи с заключением сделки по передаче в пользование третьему лицу объектов недвижимости, совершенной на условиях, заведомо невыгодных для Общества, при наличии обязательств ООО «Коммерческая недвижимость» по возврату займа, полученного у арендатора по договору от 27.05.2013 N 47 в размере 4 000 000 рублей, нехватке средств не только на текущие расходы общества, но и на погашение просроченного заемного обязательства; в преддверии банкротства Общества в 2018 году, а также доказанности размера убытков..."

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.08.2013 по делу N А45-27345/2012

Судами установлено, что Базлов А.В. на дату заключения договоров аренды от 01.07.2010 N 1, от 01.07.2010 N 2 между ООО «ИК» и ООО «НЭД», являясь руководителем обоих обществ и лицом, заинтересованным в совершении данных сделок, в один день (01.07.2010) совершил сделки по расторжению заключенных ООО «ИК» 01.01.2009 договоров аренды, заключил договоры аренды с ООО «НЭД» в отношении тех же помещений, а также заключил договоры субаренды на часть помещений с теми же арендаторами, которые ранее арендовали их у Общества с повышенным размером арендной платы.

Принимая во внимание установленные судом апелляционной инстанции обстоятельства, суд кассационной инстанции считает, что в силу указанных выше норм материального права имеется совокупность условий для возникновения у Базлова А.В. обязанности возмещения убытков обществу..."

Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и единоличный исполнительный орган общества с ограниченной ответственностью {КонсультантПлюс}

Действующее законодательство не содержит запрета на включение в цепочку сделок взаимозависимых лиц (организаций, ИП, физлиц). Однако подобные сделки всегда привлекают внимание контролеров.

АС МО в Постановлении от 23.03.2022 N Ф05-4354/2022 по делу N А40-263207/2020 рассмотрел спор, возникший в иных обстоятельствах.

На этот раз арендодатель (ЗАО) на УСН заключал договоры на аренду объектов недвижимости через посредников — взаимозависимые компании (ООО), передававшие затем спорные объекты в субаренду конечным арендаторам.

Основанием для доначисления налогов по общей системе налогообложения послужил вывод налогового органа об использовании ЗАО схемы, направленной на получение необоснованной налоговой выгоды вследствие выведения из налогообложения части доходов, полученных от операций по предоставлению в аренду конечным арендаторам собственных нежилых помещений через группу взаимозависимых лиц.

Арбитры АС МО признали справедливыми выводы налоговиков, сославшись на следующие обстоятельства.

Деятельность по сдаче имущества в субаренду была не свойственна взаимозависимым компаниям. Данная деятельность осуществлялась этими компаниями на территории торгового комплекса, принадлежащего ЗАО, только «на бумаге», фактически объекты недвижимости предоставлялись конечным арендаторам в пользование непосредственно ЗАО.

Движение денежных средств по расчетным счетам ООО носило транзитный характер.

Делопроизводство и бухгалтерский учет ЗАО и взаимозависимых ООО осуществлялись централизованно ЗАО.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитры АС МО, руководствуясь налоговыми нормами (в частности, ст. 54.1 НК РФ) и положениями Постановления Пленума ВАС РФ N 53, пришли к выводу, что ЗАО организовало формальный документооборот с участием «технических» организаций, не осуществляющих реальную предпринимательскую деятельность, с целью уменьшения налоговой обязанности за счет формально созданных хозяйственных операций с участием лиц, выполняющих «техническую» функцию.

Статья: Арендные отношения и право на применение УСН: спорные ситуации (Сергеева И.К.) («Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2023, N 2) {КонсультантПлюс}


#бухгалтеру

Можно ли при УСН (доходы-расходы) учесть в расходах затраты, оплаченные из беспроцентного займа учредителя (т.е. зарплату, НДФЛ и СВ с зарплаты, связь, банковские услуги и т.д.) в налоговом и бухучете, если заем учредителю еще не возвращен предприятием?

Посмотреть ответ специалиста

Главой 26.2 Кодекса возможность уменьшения полученных налогоплательщиками доходов на сумму расходов не поставлена в зависимость от того, за счет каких средств — заемных или собственных — эти расходы были произведены. Вы можете признавать расходы при исчислении УСН, которые оплачены как за счет собственных, так и за счет заемных средств.

В рассматриваемом случае расходы можно будет признать, если выполняются все прочие обязательные условия, независимо от того, что заем, из которого оплачены все расходы, еще не выплачен заимодавцу.

Обоснование

Расходы на УСН признавайте, только если выполняются все следующие условия (п. 1 ст. 252, п. 2 ст. 346.16 НК РФ):

Важно, чтобы вы соблюдали эти требования не только формально. Расходы, которые сделаны только для того, чтобы уменьшить доходы, и не связаны с реальной деятельностью, налоговый орган может квалифицировать как необоснованную налоговую выгоду. Это повлечет неблагоприятные последствия для вас.

Вы можете признавать расходы, которые оплачены как за счет собственных, так и за счет заемных средств (Письма Минфина России от 06.08.2019 N 03-11-11/59075, от 28.08.2018 N 03-11-06/2/61172).

Готовое решение: Как учитывать расходы при УСН с объектом «доходы минус расходы» (КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}

При этом главой 26.2 Кодекса возможность уменьшения полученных налогоплательщиками доходов на сумму расходов не поставлена в зависимость от того, за счет каких средств — заемных или собственных — эти расходы были произведены.

{Вопрос: Об учете в целях налога при УСН расходов на приобретение ОС. (Письмо Минфина России от 28.08.2018 N 03-11-06/2/61172) {КонсультантПлюс}}

Согласно п. 2 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. Оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика — приобретателя товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав.

Таким образом, оплатой основного средства признается прекращение обязательства налогоплательщика-приобретателя перед продавцом, не имеет значения, за счет каких средств произошла эта оплата.

Расходы на приобретение ОС могут быть учтены при расчете УСН при оплате денежными средствами, полученными в виде займа.

{Вопрос: Организация на УСН («доходы минус расходы») приобретает основное средство за счет заемных денежных средств. Является ли это фактом оплаты? Можно ли стоимость основного средства учесть в расходах? (Консультация эксперта, 2020) {КонсультантПлюс}}

Расходы на ОС, которое вы приобрели (построили, изготовили) на УСН, вы можете учесть, если (п. 1 ст. 252, пп. 1 п. 1, п. 2, пп. 1 п. 3 ст. 346.16, пп. 4 п. 2 ст. 346.17, п. 8 ст. 346.18 НК РФ):

эти расходы оплачены. Причем неважно, за счет своих или заемных средств (Письмо Минфина России от 28.08.2018 N 03-11-06/2/61172).

Готовое решение: Учет основных средств при УСН (КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}

В соответствии с п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходы при упрощенной системе признаются кассовым методом, т.е. только после их фактической оплаты.

Заметим, что возможность уменьшения полученных налогоплательщиками доходов на сумму расходов не поставлена в зависимость от того, за счет каких средств — заемных или собственных — эти расходы были произведены.

В этой связи расходы могут быть учтены в целях налогообложения, даже если они оплачены за счет заемных (кредитных) средств (см. Письмо Минфина России от 06.08.2019 N 03-11-11/59075). гл. 4, «Упрощенка: доходы минус расходы» (5-е издание, переработанное и дополненное) (Крутякова Т.Л.) («АйСи Групп», 2023) {КонсультантПлюс}


#бухгалтеру бюджетной организации

Нам передают гараж от бюджетной организации, подведомственной Министерству образования, по акту передачи, без продажи. Каковы процедура передачи и документальное оформление? Как поставить на учёт, сроки оформления, какая отчётность после постановки на баланс РЦОИ?

Посмотреть ответ специалиста

И гараж, и машиноместо выполняют самостоятельные функции — стоянка, хранение транспортных средств, а также их ремонт и хранение запчастей. Гаражи и машиноместа являются материальными объектами, имеют срок полезного использования свыше 12 месяцев. Таким образом, они отвечают признакам основных средств и должны учитываться согласно положениям СГС «Основные средства» (утв. Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н).

Согласно ОКОФ, гаражи наземные (код 210.00.11.10.470) и гаражи подземные (код 210.00.11.10.490) входят в состав зданий (кроме жилых) (код 210.00.00.00.000).

Здания (кроме жилых) (код 210.00.00.00.000) в классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, в зависимости от характеристик распределены по разным амортизационным группам, в частности:

— в восьмой группе, в которую входит имущество со СПИ свыше 20 лет до 25 лет включительно, числятся здания бескаркасные со стенами облегченной каменной кладки, с железобетонными, кирпичными и деревянными колоннами и столбами, с железобетонными, деревянными и другими перекрытиями; здания деревянные с брусчатыми или бревенчатыми рублеными стенами; сооружения обвалованные;

— в десятой группе, в которую входит имущество со СПИ свыше 30 лет включительно, числятся здания, кроме вошедших в другие группы (с железобетонными и металлическими каркасами, со стенами из каменных материалов, крупных блоков и панелей, с железобетонными, металлическими и другими долговечными покрытиями).

Основные средства могут быть получены безвозмездно в следующих случаях:

· в рамках расчетов, которые возникают по операциям приемки-передачи основных средств между учредителем и учреждениями, между головным учреждением и обособленными подразделениями (филиалами). В том числе при межведомственных и межбюджетных расчетах.

Основные средства примите к учету на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции N 157н).

До признания в составе активов полученные основные средства учитывайте на соответствующих забалансовых счетах по стоимости, указанной при их получении, а в случаях ее отсутствия — в условной оценке: один объект — один рубль (п. 32 Инструкции N 157н).

При признании в учете основного средства определите состав инвентарного объекта (п. 10 Федерального стандарта N 257н).

Основное средство примите к бухгалтерскому (бюджетному) учету с момента его признания по первоначальной стоимости (п. п. 14, 22 Федерального стандарта N 257н).

При принятии основного средства к учету (п. п. 35 — 37 Федерального стандарта N 257н):

1) установите срок его полезного использования в соответствии с Классификацией основных средств, но с учетом срока фактической эксплуатации поступившего объекта;

2) выберите метод начисления амортизации.

Безвозмездно полученный объект недвижимости примите к учету в общем порядке.

Обратите внимание, что недвижимое имущество в течение времени оформления государственной регистрации права (до момента принятия к учету в составе основных средств) отражается на забалансовом счете 01 (п. 36 Инструкции N 157н, Письма Минфина России от 24.07.2018 N 02-06-05/51873, от 11.11.2016 N 02-06-10/66367, от 14.10.2015 N 02-07-10/58921, от 06.08.2015 N 03-05-04-01/45434).

Безвозмездное поступление основных средств оформите оправдательным документом (п. 34 Инструкции N 157н, Методические указания, утвержденные Приказом N 52н, Методические указания, утвержденные Приказом N 61н): в рамках внутриведомственных, межведомственных и межбюджетных расчетов:

· актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов по ф. 0504101 или ф. 0510448;

· решением о признании объектов нефинансовых активов (ф. 0510441);

· извещением (ф. 0504805).

Порядок применения первичных учетных документов при безвозмездном получении основных средств установите согласно учетной политике, соответствующей требованиям Федерального стандарта N 274н (пп. «г», «д» п. 9 Федерального стандарта N 274н, п. 6 Инструкции N 157н).

Таким образом,

— вышестоящая организация либо комитет (департамент) по имуществу создают распоряжение на передачу основных средств,

— бюджетная организация создает акт приема-передачи основных средств, подписывает акт, при необходимости согласовывает с вышестоящим органом-учредителем,

— учреждение-получающая сторона принимает основное средство на основании распоряжения и акта приема-передачи.

Безвозмездное поступление основных средств оформите следующими бухгалтерскими записями:

в бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения

Содержание операций

Дебет

Кредит

Обоснование

Безвозмездное получение основных средств при закреплении права оперативного управления, в случаях, предусмотренных законодательством РФ:

Пункты 9, 27, 67.7 Инструкции N 174н, п. п. 9, 27, 67.7 Инструкции N 183н

— принятие к учету основного средства

4 101 1X 310 1,

4 101 2X 310 1,

4 101 3X 310 1

4 401 10 195

— отражение ранее начисленной амортизации

4 401 10 195

4 104 1X 411 1,

4 104 2X 411 1,

4 104 3X 411 1

— отражение ранее начисленного убытка от обесценения

4 401 10 195

4 114 1X 412 1,

4 114 2X 412 1,

4 114 3X 412 1

Статья 190 КОСГУ детализирована подстатьями 191 — 199 КОСГУ. Поэтому безвозмездные неденежные поступления отражайте по указанным подстатьям с учетом требований Порядка N 209н.

По указанным подстатьям отражаются неденежные поступления в сектор госуправления, например:

· по подстатье 195 КОСГУ отразите поступления капитального характера от сектора госуправления, организаций госсектора и Банка России;

На подстатью 195 «Безвозмездные межведомственные неденежные поступления от бюджетных (автономных) учреждений» аналитической группы подвида доходов бюджетов относятся межведомственные неденежные поступления от бюджетных (автономных) учреждений.

Заявление о регистрации права оперативного управления подписывает и представляет в орган регистрации прав или в МФЦ орган госвласти (местного самоуправления) от имени (в качестве представителя) учреждения или казенного предприятия в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия акта. Представителям последних присутствовать при подаче заявления не нужно (ч. 2 ст. 19 Закона о регистрации недвижимости, Письмо Росреестра от 24.04.2018 N 18-04296-ВА/18).

Для регистрации понадобятся следующие документы:

  • распоряжение о передаче недвижимости в оперативное управление (ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации недвижимости);
  • акт приема-передачи;
  • документы, подтверждающие полномочия представителя (ч. 9, 10 ст. 18 Закона о регистрации недвижимости);
  • паспорт представителя (ч. 8 ст. 18 Закона о регистрации недвижимости).

Документы подают в орган регистрации прав только в электронной форме (ч. 1.4 ст. 18 Закона о регистрации недвижимости).

Срок регистрации составляет семь рабочих дней с даты приема документов органом регистрации прав и девять рабочих дней с даты приема документов МФЦ (ч. 1 ст. 16 Закона о регистрации недвижимости).

Пошлину за регистрацию оперативного управления платить не нужно (пп. 4 п. 1, пп. 4.1 п. 3 ст. 333.35 НК РФ, Письмо Минфина России от 10.02.2022 N 03-05-04-03/9048).

Поле регистрации права оперативного управления гараж будет отражаться в качестве основных средств и учитываться при составлении бюджетной отчетности.

Бюджетные и автономные учреждения составляют бухгалтерскую отчетность ежемесячно, ежеквартально и за год (Готовое решение: Какие формы входят в состав бухгалтерской (бюджетной) отчетности учреждения (КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}).


#кадровику

Принимаем на работу водителя, он трудовую книжку не предоставил, утверждает, что перешел на электронную трудовую книжку, принес сведения о трудовой деятельности, в нем нет информации о подаче работником заявления о продолжении ведения трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности. Наши действия? Как нам его правильно оформить, какое заявление у него взять?

Посмотреть ответ специалиста

Если работник не подавал заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности (заявление о ведении трудовой книжки в электронном виде), то при трудоустройстве он должен предъявить работодателю трудовую книжку, в которой отсутствует запись о подаче им соответствующего заявления.

Если при трудоустройстве работником представлены сведения о трудовой деятельности по форме СТД-Р или СТД-СФР, в которой имеется запись о подаче работником заявления о ведении его трудовой книжки в электронном виде, значит, работником указанное заявление представлялось. Соответственно, если в формах СТД-Р и СТД-СФР нет соответствующей информации, значит, работником не было подано ни одно из заявлений, и на него работодатель продолжает вести трудовую книжку.

Вы можете запросить у будущего работника для ознакомления бумажную трудовую книжку. Если в трудовой книжке отсутствует запись о подаче заявления на ведение трудовой книжки в электронном виде и непредставлении сведений о трудовой деятельности работодатель вправе полагать, что работник указанного заявления не подавал.

Также вы можете попросить работника запросить СТД-Р в СФР. В форме, полученной от ПФР, есть данные о переходе работника на предоставление сведений о трудовой деятельности в электронном виде.

Если выяснится, что работник не переходил на ЭТК, это заявление он может написать у вас. Работник с бумажной трудовой может в любое время отказаться от нее и подать заявление о переходе на ЭТК. В течение 3 рабочих дней со дня подачи заявления внесите запись о переходе на ЭТК в бумажную трудовую книжку и выдайте ее работнику. Не позднее 25 числа следующего месяца сдайте подраздел 1.1 ЕФС-1 (ст. 2 Закона N 439-ФЗ, п. 35 Порядка ведения трудовых книжек).

Обоснование

«Сайт «Онлайнинспекция.РФ», 2023

Вопрос: Если работник перешел на электронную трудовую книжку, работник при приеме на работу вместе с трудовой книжкой предъявляет сведения о трудовой деятельности (общая выписка из ПФР (СФР)). Работодатель при приеме проверяет трудовой стаж работника (по трудовой книжке и по сведениям о трудовой деятельности) и сразу отдает работнику? Или работодатель может забрать сведения о трудовой деятельности и хранить у себя?

Ответ: При устройстве на новое место работы работник представляет сведения о трудовой деятельности либо в форме электронного документа с цифровой подписью, либо на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом. Сведения о трудовой книжке остаются у работодателя.

Правовое обоснование: Согласно ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю в том числе трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности (ст. 66.1 ТК РФ), за исключением случаев, если трудовой договор заключается впервые.

31.05.2023
{Вопрос: Работник перешел на электронную трудовую книжку, при приеме на работу вме
сте с трудовой книжкой предъявляет сведения о трудовой деятельности. Работодатель при приеме проверяет трудовой стаж работника и сразу отдает работнику сведения или он может забрать их и хранить у себя? («Сайт «Онлайнинспекция.РФ», 2023) {КонсультантПлюс}}

Если иное не установлено ТК РФ, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю в том числе трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности, за исключением случаев, если трудовой договор заключается впервые (ч. 1 ст. 65 ТК РФ).

Отметим, что каждый работник может подать работодателю заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности. Информация о поданном работником заявлении включается в сведения о трудовой деятельности, представляемые работодателем для хранения в информационных ресурсах Фонда пенсионного и социального страхования РФ (далее — СФР). В случае если работник не подал работодателю ни одного из указанных заявлений, работодатель продолжает вести его трудовую книжку (ч. 1, 2 ст. 66.1 ТК РФ, пп. 3 п. 2.1 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, ст. 1, ч. 5, 6 ст. 2, ст. 18 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ, ч. 2, 5 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ (далее — Закон N 439-ФЗ)).

Работнику, подавшему заявление о предоставлении сведений о трудовой деятельности, трудовая книжка выдается на руки с записью о подаче соответствующего заявления, которая заверяется подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя (кадровой службы) (при наличии печатей) (ч. 3 ст. 2 Закона N 439-ФЗ, п. 35 Порядка, утв. Приказом Минтруда России от 19.05.2021 N 320н (далее — Порядок N 320н)).

Формирование сведений о трудовой деятельности лиц, впервые поступающих на работу, осуществляется в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ, а трудовые книжки на указанных лиц не оформляются (ч. 8 ст. 2 Закона N 439-ФЗ).

Работник, отказавшийся от ведения трудовой книжки, может получить у работодателя сведения о трудовой деятельности за период работы у данного работодателя по форме СТД-Р, утвержденной Приказом Минтруда России от 10.11.2022 N 713н.

Вместе с тем работники, на которых работодатель продолжает вести трудовые книжки, равно как и работники, отказавшиеся от ведения трудовой книжки, могут получить сведения о трудовой деятельности по форме СТД-СФР через МФЦ, СФР, на портале госуслуг (ч. 4, 5 ст. 66.1 ТК РФ, Письмо Минтруда России от 16.06.2020 N 14-2/ООГ-8465).

Так, формы СТД-Р и СТД-СФР содержат, в частности, сведения о дате подачи работником заявления о продолжении ведения трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности (п. 7 Порядка, утв. Приказом Минтруда России от 10.11.2022 N 713н).

Таким образом, по общему правилу, если работник при приеме на работу представил трудовую книжку без записи о подаче заявления о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности (заявления о ведении трудовой книжки в электронном виде), то работодатель продолжает вести его трудовую книжку.

Если же работник представил сведения о трудовой деятельности по форме СТД-СФР или по форме СТД-Р с соответствующей записью о подаче заявления о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности (заявления о ведении трудовой книжки в электронном виде), то работодатель трудовую книжку не ведет, а формирует сведения о трудовой деятельности только в электронном виде.

Соответственно, если в формах СТД-Р и СТД-СФР нет соответствующей информации, значит, работником не было подано ни одно из заявлений, и на него работодатель продолжает вести трудовую книжку.

Стоит учесть, что работодатель не вправе обратиться в СФР за получением сведений о трудовой деятельности конкретного работника по форме СТД-СФР, так как ТК РФ предусмотрена выдача таких сведений только самому работнику (ч. 4 ст. 66.1 ТК РФ).

Если работник при приеме представил трудовую книжку без записи о подаче вышеуказанного заявления, но у работодателя возникают сомнения в том, что он должен продолжать вести трудовую книжку работника, то он вправе попросить работника запросить форму СТД-СФР в СФР и затем представить ее ему. Однако работник вправе это сделать, но не обязан.

Также отметим, что если работник не сделал выбор в пользу ведения трудовой книжки в электронной форме и не обращался к работодателю с каким-либо заявлением, то работодателю следует продолжать ведение трудовой книжки работника в бумажном виде (ч. 2 ст. 2 Закона N 439-ФЗ).

При этом за работником, воспользовавшимся своим правом на дальнейшее ведение трудовой книжки в соответствии со ст. 66 ТК РФ, это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям (ч. 4 ст. 2 Закона N 439-ФЗ).

Вместе с тем, по мнению Минтруда России, после подачи работником заявления о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности у него нет возможности вернуться к ведению бумажной трудовой книжки (Письмо от 03.07.2020 N 14-2/ООГ-10180).
{Вопрос: Как при приеме на работу узнать, подавал ли работник заявление о ведении трудовой книжки в электронном виде, и какую трудовую книжку вести? (Консультация эксперта, 2024) {КонсультантПлюс}}

Актуально на 14.08.2023

Вопрос: Как при приеме на работу сотрудник должен подтвердить информацию о ведении в отношении него электронной трудовой книжки?

Ответ: Если работник не подавал заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности (заявление о ведении трудовой книжки в электронном виде), то при трудоустройстве он должен предъявить работодателю трудовую книжку, в которой отсутствует запись о подаче им соответствующего заявления.

Если при трудоустройстве работником представлены сведения о трудовой деятельности по форме СТД-Р или СТД-СФР, в которой имеется запись о подаче работником заявления о ведении его трудовой книжки в электронном виде, значит, работником указанное заявление представлялось.


{Вопрос: Как при приеме на работу сотрудник должен подтвердить информацию о ведении в отношении него электронной трудовой книжки? (Подборки и консультации Горячей линии, 2023) {КонсультантПлюс}}


#специалисту по госзакупкам

На основании каких статей Бюджетного кодекса и других законодательных актов о контрактной системе заказчик осуществляет закупки только на основании доведенного объема прав в денежном выражении в пределах лимитов бюджетных обязательств?

Посмотреть ответ специалиста

Государственные и муниципальные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств (ч. 2 ст. 72 БК РФ). Проекты федерального и, по общему правилу, иных бюджетов утверждаются сроком на три года (ч. 3 и 4 ст. 169 БК РФ). Значит, вы можете заключить такие контракты в пределах этого срока. Такой логики придерживается Минэкономразвития России в Письме от 29.07.2015 N Д28и-2141.

Принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, влечет административную ответственность.

Однако есть и исключения, например поставка товаров по госпрограмме вооружения, выполнение работ и оказание услуг с производственным циклом, превышающим установленный срок, и т.д. (ч. 3 ст. 72, ч. 3 ст. 219 БК РФ). В этих случаях срок контракта определяется в пределах сроков, установленных в соответствующих нормативных актах.

Обоснование

Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 418-ФЗ)

Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 418-ФЗ)

Государственные контракты, предметом которых является поставка товаров в соответствии с государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом Российской Федерации, могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели указанной программой, на срок ее реализации.

Государственные (муниципальные) контракты, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели решениями о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, принимаемыми в соответствии со статьей 79 настоящего Кодекса, на срок реализации указанных решений.

Иные государственные контракты, заключаемые от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальные контракты, заключаемые от имени муниципального образования, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в случаях, предусмотренных соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального образования, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами, а также в соответствии с иными решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования, принимаемыми в порядке, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

(в ред. Федерального закона от 14.04.2023 N 128-ФЗ)

Государственные контракты, предметом которых является поставка товаров на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, предусматривающие встречные обязательства, не связанные с предметом их исполнения, могут заключаться в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в пределах средств, предусмотренных на соответствующие цели государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, принимаемыми в порядке, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 14.04.2023 N 128-ФЗ)

Государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), в которых цена определена как процент стоимости сэкономленных энергетических ресурсов, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Расходы на оплату таких договоров (контрактов) планируются и осуществляются в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов (услуг на их доставку).

Государственные (муниципальные) заказчики вправе заключать государственные (муниципальные) контракты в период отзыва лимитов бюджетных обязательств в целях их приведения в соответствие с законом (решением) о бюджете в размере, не превышающем объема принимаемых бюджетных обязательств, поставленных на учет в порядке, установленном финансовым органом.

ст. 72 БК РФ {КонсультантПлюс}

Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 192-ФЗ)

Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений) является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

ст. 161 БК РФ {КонсультантПлюс}

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства и вносит изменения в ранее принятые бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 310-ФЗ, от 19.12.2022 N 521-ФЗ)

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Получатель бюджетных средств принимает новые бюджетные обязательства в объеме, не превышающем разницы между доведенными до него соответствующими лимитами бюджетных обязательств и принятыми, но неисполненными бюджетными обязательствами.

(абзац введен Федеральным законом от 01.04.2020 N 71-ФЗ)

Получатель бюджетных средств заключает государственные (муниципальные) контракты, иные договоры, предусматривающие исполнение обязательств по таким государственным (муниципальным) контрактам, иным договорам за пределами срока действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, в случаях, предусмотренных положениями настоящего Кодекса и иных федеральных законов, регулирующих бюджетные правоотношения. Указанные положения, установленные для заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, применяются также при внесении изменений в ранее заключенные государственные (муниципальные) контракты, иные договоры.

(абзац введен Федеральным законом от 19.12.2022 N 521-ФЗ)

ст. 219 БК РФ {КонсультантПлюс}

Согласно части 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ указанный закон основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные и муниципальные контракты заключаются и оплачиваются заказчиком в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Согласно частям 3 и 4 статьи 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года — очередной финансовый год и плановый период.

Проект бюджета субъекта Российской Федерации и проекты территориальных государственных внебюджетных фондов составляются и утверждаются сроком на три года — очередной финансовый год и плановый период.

Таким образом, при наличии выделенных лимитов бюджетных обязательств заказчик вправе заключить контракт на соответствующий срок.

{Вопрос: О сроке госконтракта и его пролонгации. (Письмо Минэкономразвития России от 29.07.2015 N Д28и-2141) {КонсультантПлюс}}

В соответствии с частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений БК РФ.

Согласно части 2 статьи 72 БК РФ установлено, что государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 статьи 72 БК РФ.

Таким образом, в настоящее время законодательством о контрактной системе и бюджетным законодательством предусмотрена возможность осуществления закупки только на основании доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении и в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — НМЦК), определяются и обосновываются на основании положений статьи 22 Закона N 44-ФЗ, посредством методов, указанных в части 1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ.

В соответствии с частью 9.2 статьи 22 Закона N 44-ФЗ определение НМЦК, предметом которых являются строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, с использованием проектно-сметного метода осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, исходя из сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, определенной в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, НМЦК, указанная в извещении об осуществлении закупки и определенная в соответствии со статьей 22 Закона N 44-ФЗ, не должна превышать доведенный до заказчика лимит бюджетных обязательств.

{Вопрос: О соответствии НМЦК на строительство, реконструкцию, капремонт, снос объектов капитального строительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия лимиту бюджетных обязательств. (Письмо Минфина России от 24.05.2021 N 24-06-07/39617) {КонсультантПлюс}}

Принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

ст. 15.15.10 КоАП РФ {КонсультантПлюс}