Юристу от 6 марта 2024 года

06.03.2024

Новый проект о торговле через маркетплейсы внесен в Госдуму

Планируют принять отдельный закон, который будет регулировать в том числе отношения между правообладателями агрегаторов информации о товарах (маркетплейсов), продавцами и владельцами пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Новшества могут вступить в силу с 1 марта 2025 года (ч. 3 ст. 1 и ст. 12 проекта).

Определят требования к договорам, которые правообладатель маркетплейса заключает с продавцами и владельцами ПВЗ. Например, в соглашении с продавцом нужно закрепить условия реализации товаров, порядок определения и изменения цен на них. В документ запретят включать положения о маркетинговых, логистических и других услугах, сопутствующих торговле. В договоре с владельцем ПВЗ надо среди прочего обозначить требования к инфраструктуре такого пункта (ч. 1, п. п. 4 и 5 ч. 2 ст. 3 и п. 4 ч. 2 ст. 4 проекта).

При заключении договоров правообладатель маркетплейса должен подтвердить профиль продавца и идентифицировать владельца ПВЗ. Для этого надо запросить документы, которые удостоверяют личность и (или) подтверждают госрегистрацию юрлица либо ИП, наличие статуса самозанятого и пр. (п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 5 проекта).

Правообладателю маркетплейса запретят требовать и получать от покупателя платежи за то, что данный клиент вернул товар (ч. 3 ст. 5 проекта).

Введут особые правила для маркетплейсов, на которых доля сделок между продавцами (кроме владельца агрегатора) и покупателями в стоимостном выражении выше 20%. Речь идет о доле от общего объема продаж на российских маркетплейсах за предыдущий календарный год (п. 4 ст. 2 проекта). Отметим такие нормы:

  • цена всех услуг правообладателя маркетплейса в пользу продавца - не более 10% от общей стоимости товара, для продажи которого нужны эти услуги (ч. 6 ст. 6 проекта);
  • сумма всех неустоек, которые продавец или владелец ПВЗ выплачивает правообладателю маркетплейса, - не выше 15% цены услуг (ч. 7 ст. 6 проекта).

Предлагают установить и другие положения.

Напомним, в сентябре 2023 года в Госдуму внесли менее подробный, но сходный по цели проект. Однако его так и не рассмотрели даже в первом чтении.

Документ:

Проект Федерального закона N 568223-8

Рекомендуем:

Как торгуют через маркетплейсы

 

06.03.2024

Таможенное декларирование: КС РФ разъяснил, когда нельзя штрафовать за недостоверные сведения

Лицо нельзя привлечь к ответственности за недостоверное декларирование веса брутто одного из товаров, если не увеличились таможенные платежи за партию в целом.

Вывод касается случая, когда совпали такие условия:

  • у одной товарной позиции фактический вес оказался выше заявленного, что увеличило размер таможенных платежей по ней, но уменьшило его для другой продукции;
  • для всех товаров из партии предусмотрены одинаковые база для исчисления, ставка и состав таможенных платежей.

Документ:

Постановление КС РФ от 05.03.2024 N 9-П

Полезная ссылка:

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с ...

 

06.03.2024

Споры о врачебной тайне: примеры из судебной практики за 2022 - 2024 годы

Можно ли после смерти пациента передать сведения близкому родственнику, если тот не указан в согласии на разглашение врачебной тайны? Вправе ли клиника передать сведения по запросу того, кто получил согласие? Какие данные можно указать в ответе на запрос работодателя о больничном? Об этом читайте в обзоре.

После смерти пациента данные можно передать близкому родственнику, даже если он не указан в согласии

После смерти пациента его мать запросила в больнице выписку из амбулаторной карты. Документ был нужен, чтобы получить страховую выплату. Больница отказала в выдаче документа на том основании, что в медкарте пациента не было согласия на передачу сведений его матери.

7-й КСОЮ признал отказ незаконным:

  • близкий родственник вправе получить меддокументы умершего независимо от того, указан ли он в согласии на разглашение врачебной тайны или согласии на медицинское вмешательство;
  • отказ в выдаче документов правомерен, когда пациент при жизни запретил раскрывать сведения, которые составляют врачебную тайну. В медкарте пациента такого запрета не было.

К тем же выводам суд пришел и в другом деле. Аналогично решил спор 8-й КСОЮ.

Документы можно предоставить только после подтверждения факта смерти пациента. Это отметил Московский областной суд. Кроме того, надо проверить наличие близкой родственной связи.

Согласие на передачу сведений третьим лицам должно быть адресовано клинике

Банки и страховые компании обращаются в клиники и фонды ОМС для получения медицинских сведений о пациентах. Данные нужны, чтобы решить вопросы по страховым выплатам. Суды, как правило, поддерживают отказы в выдаче документов по такому запросу. Приведем примеры.

После смерти пациента страховая запросила в фонде сведения об обращениях пациента в медучреждения. Фонд отказал на том основании, что у него нет согласия пациента на передачу сведений, составляющих врачебную тайну. 10-й ААС поддержал позицию фонда - разрешение на передачу данных последний не получил. Согласие на разглашение врачебной тайны, которое адресовано страховой, дела не меняет.

К аналогичному выводу пришли 2-й ААС и 8-й ААС. Отметим, что в этих спорах пациенты участвовали как третьи лица, а значит, могли запросить сведения сами.

Есть и другое мнение. Банк обратился в клинику с заявлением о выдаче выписки из медкарты пациента, который умер. Клиника отказала со ссылкой на врачебную тайну. 7-й КСОЮ решил, что банк имеет право получить документ, так как в заявлении на присоединение к программе страхования клиент дал согласие на предоставление банку такой информации. При этом банк просил признать отказ клиники незаконным, но первая инстанция такого вывода не сделала. Суд решил, что у клиники не было документов, которые подтверждают права банка.

В ответе на запрос работодателя можно указать характер заболевания, но не сведения о диагнозе

Работодатель направил в клинику запрос, в котором просил сообщить основания для выдачи больничного листа его работнику. В ответе клиника подтвердила выдачу больничного из-за острого заболевания и наличия хронического. Пациент решил, что клиника нарушила врачебную тайну и подал иск о компенсации морального вреда.

3-й КСОЮ пришел к выводу, что нарушений нет:

Нужно учесть, что медорганизация не вправе сообщать информацию об обращении пациента в иные клиники. Врачебной тайной признают не только сведения о состоянии здоровья пациента, но и факт обращения за медпомощью.

Отметим, работодатель вправе запрашивать информацию о состоянии здоровья работника только для решения вопроса о возможности выполнения трудовой функции.

Полезные ссылки:

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской ...

"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 14.02.2024)

 

 

Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа

или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы