На период до 2030 года утверждена межведомственная программа "Плавание для всех"
Программа направлена на создание условий для занятий плаванием различных возрастных и социальных групп населения, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Программа включает в себя следующие подпрограммы: "Всеобщее обучение детей плаванию как базовому жизнеобеспечивающему навыку", "Создание инфраструктуры для обучения и занятий плаванием", "Популяризация плавания как средства сохранения и укрепления здоровья".
Приводится план мероприятий по реализации программы.
<Письмо> ФФОМС от 24.11.2023 N 00-10-101-2-06/20302
"Об использовании средств ОМС"
Даны разъяснения о правомочности использования средств обязательного медицинского страхования на оплату дополнительных отпусков работникам организаций здравоохранения
Сообщается, в частности, что согласно статье 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и обязаны их использовать в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ предусмотрена структура тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, в состав которой входят в том числе расходы на оплату труда.
Согласно части второй статьи 116 Трудового кодекса РФ работодатель с учетом своих производственных и финансовых возможностей вправе самостоятельно установить дополнительные отпуска работникам, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом и иными федеральными законами.
При наличии в коллективном договоре или локальном нормативном акте, принимаемом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, положений, предусматривающих дополнительные оплачиваемые отпуска работникам, не предусмотренные Трудовым кодексом и иными федеральными законами, оплата таких дополнительных отпусков осуществляется за счет средств, не имеющих целевого назначения.
Даны разъяснения по вопросу использования средств обязательного медицинского страхования на выплату заработной платы
Сообщается, в частности, что в соответствии с пунктом 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила ОМС), в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги). Согласно подпункту 6 пункта 195 Правил ОМС в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, в том числе выделяется группа затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги).
На основании изложенного выплата заработной платы сотрудникам административно-управленческого персонала (в том числе специалисту по охране труда) за выполненные в соответствии с условиями трудовых договоров функции может осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования с учетом пропорциональности распределения затрат между источниками финансирования и не является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
<Письмо> ФФОМС от 18.01.2024 N 00-10-101-1-06/984
"Об использовании средств ОМС"
Даны разъяснения по вопросу использования средств обязательного медицинского страхования на стимулирующие выплаты наставникам, оказывающим практическую помощь молодым специалистам, впервые поступившим на работу в медицинские учреждения
Сообщается, в частности, что пунктом 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее - Правила ОМС), предусмотрено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
При этом затраты на выплаты медицинским работникам за дополнительную работу, связанную с наставничеством молодых специалистов, принятых в штат медицинской организации, относятся к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемым в процессе ее предоставления.
Пунктом 208 Правил ОМС установлен принцип пропорционального распределения затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, по отдельным видам медицинской помощи (медицинским услугам) и определены способы такого распределения.
Таким образом, затраты на выплаты медицинским работникам за дополнительную работу, связанную с наставничеством в отношении молодых специалистов, завершивших обучение и находящихся в штате медицинской организации, следует распределять пропорционально источникам дохода, в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования.
Даны разъяснения по вопросу использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала
Сообщается, в частности, что в соответствии с подпунктом "г" пункта 7 порядка формирования, условий предоставления медицинским организациям, указанным в части 6.6 статьи 26 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала, утвержденного Приказом Минздрава России от 22.02.2019 N 85н, предоставление медицинской организации средств для софинансирования осуществляется при условии наличия принятого на работу медицинского работника для оказания медицинской помощи в текущем финансовом году на штатную должность в полном объеме (не менее одной ставки) сверх численности медицинских работников в медицинской организации по состоянию на 1 января текущего года.
Таким образом, сотрудник, заключивший трудовой договор в текущем периоде и не вошедший в численность работников на 1 января текущего года, является вновь принятым на работу, в связи с чем в отношении данного сотрудника распространяется порядок использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала, утвержденный Приказом Минздрава России от 22.02.2019 N 85н.
Если медицинские работники увольнялись 31 декабря предыдущего года и принимались на работу обратно 1 января текущего года на должности в соответствии со штатным расписанием, отсутствовал временной период, когда вышеуказанные работники не состояли в трудовых отношениях с медицинской организацией. Из чего следует, что в данном случае медицинские работники не могут быть классифицированы как принятые на работу в текущем финансовом году на штатную должность в полном объеме (не менее одной ставки) сверх численности медицинских работников в медицинской организации по состоянию на 1 января текущего года, и предоставление средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования, предусмотренных для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала, не имеет оснований.
Предлагается с 1 апреля 2024 года проиндексировать размеры социальных пенсий на 7,5 процента
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" социальные пенсии индексируются ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации (далее - ПМП) за прошедший год.
В Федеральном законе от 27 ноября 2023 г. N 542-ФЗ "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" объем межбюджетного трансферта из федерального бюджета, предоставляемого бюджету СФР на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению в 2024 году, определен с учетом индексации социальных пенсий с 1 апреля 2024 года на 7,5% исходя из темпа роста величины ПМП, установленной в 2024 году (13290 рублей) по отношению к величине ПМП в 2023 году (12363 рубля).
На I квартал 2024 г. установлены коэффициенты-дефляторы к ставке НДПИ при добыче угля
Коэффициенты-дефляторы определены в следующих размерах:
на антрацит - 1,189;
на уголь бурый - 1,040;
на уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, - 0,836.
Даны разъяснения по вопросам уведомления налоговых органов об изменении целей использования зарубежных счетов индивидуальных предпринимателей, а также изменении сведений о валюте зарубежного счета
Сообщается, в частности, что валютное законодательство разграничивает деятельность физических лиц - резидентов, связанную с личными, семейными, домашними и иными нуждами, и предпринимательскую деятельность, в том числе в целях определения прав и обязанностей при представлении уведомлений об открытии (закрытии) счета (вклада) в банке или иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ (утверждено Приказом ФНС России от 24.04.2020 N ЕД-7-14/272@) и отчетов о движении денежных средств и иных финансовых активов по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ (утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819) по зарубежным счетам.
В настоящее время физическим лицом - резидентом на листе 1 уведомления проставляется соответствующий код резидента (физическое лицо - резидент/физическое лицо - резидент - индивидуальный предприниматель). В случае когда в уведомлении указан код для резидента - индивидуального предпринимателя, но счет не используется (не планируется использовать) для предпринимательской деятельности, такой резидент при необходимости может подать в налоговый орган заявление для изменения кода резидента.
Заявление оформляется в свободной форме с указанием сведений, позволяющих идентифицировать резидента и его счет (ФИО, ИНН, адрес банка, номер счета, дата открытия счета, валюта счета), а также даты, с которой произошли указанные изменения. Такое заявление может быть подано на бумажном носителе лично, через представителя (лицо, на имя которого оформлена нотариально удостоверенная доверенность на совершение соответствующих действий) или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, а также в электронной форме через раздел "Каталог обращений -> Прочие обращения" личного кабинета налогоплательщика - физического лица, который размещен на официальном сайте ФНС России www.nalog.gov.ru.
В случае изменения валюты зарубежного счета резидент обязан уведомить налоговые органы, если такое изменение валюты повлекло изменение реквизитов зарубежного счета (номера счета, даты открытия). Если изменение валюты зарубежного счета не повлекло изменение реквизитов счета, представлять налоговому органу уведомление об изменении реквизитов не требуется.
Даны разъяснения по вопросу привлечения банка к ответственности в связи с непредставлением сведений об остатках денежных средств по вновь открытым счетам
С 01.01.2023 банки в соответствии с положениями пункта 12 статьи 76 НК РФ вправе при наличии действующего приостановления операций по счетам открыть налогоплательщику новый счет. При этом прекращаются все расходные операции по такому счету с момента открытия счета до прекращения действия приостановления.
Представление банком сведений об остатках денежных средств, в случае открытия счета при наличии приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, осуществляется банком после направления в налоговый орган информации об открытии счета и получения банком информации (сведений) о приостановлении операций по вновь открытому счету. В этом случае банк в течение одного дня формирует и направляет в налоговый орган справку об остатках денежных средств.
ФНС полагает правомерным привлечение банка к ответственности по статье 135.1 НК РФ в случае нарушения установленного срока представления сведений об остатках денежных средств на счетах в банке только после получения банком информации (сведений) от налогового органа о приостановлении операций на вновь открытых счетах.
Кроме того, пунктом 8 статьи 76 НК РФ предусмотрено, что возобновление банком расходных операций по счету (счетам) налогоплательщика-организации осуществляется не позднее одного дня, следующего за днем размещения в реестре решений о взыскании информации о формировании положительного или нулевого сальдо единого налогового счета налогоплательщика.
В случае направления налоговым органом в банк сведений о прекращении действия приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке в порядке, установленном статьей 76 НК РФ (в виде сведений о приостановлении, подлежащих исполнению с суммой равной "0"), представление банком сведений об остатках денежных средств не требуется.
Соответственно, банк не подлежит привлечению к ответственности по статье 135.1 НК РФ (при непредставлении справки об остатках денежных средств) в случае размещения налоговым органом в реестре решений информации о прекращении действия приостановления операций по счетам.
Рассмотрены особенности осуществления территориальными налоговыми органами налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами
Разъяснены, в частности, ограничения в части полномочий территориальных органов по определению рыночных цен в контролируемых сделках, по проведению мероприятий налогового контроля в части оценки выявленных обстоятельств, связанных с предполагаемым отклонением цены, по истребованию документации относительно конкретной сделки (группы однородных сделок) и прочее.
Представлен актуализированный перечень контрольных соотношений для проверки корректности формирования уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов
Контрольные соотношения применяются в отношении уведомления по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 02.11.2022 N ЕД-7-8-/1047@.
Обновлен порядок расчета величины максимально возможного лимита безотзывной кредитной линии
Также установлены порядок распределения максимально возможного лимита безотзывной кредитной линии (далее - БКЛ) по уровням платы за право пользования и порядок расчета суммы платы за право пользования БКЛ.
Отменен аналогичный Приказ Банка России от 03.12.2015 N ОД-3439 с внесенными в него изменениями.
Даны разъяснения по вопросу использования средств обязательного медицинского страхования на оплату услуг энергетического менеджмента
Сообщается, в частности, что пунктом 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила ОМС), установлено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно пункту 195 Правил ОМС в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются в том числе затраты на коммунальные услуги.
Затраты на оплату исполнения энергосервисного договора (контракта) согласно пункту 202 Правил ОМС определяются как процент от достигнутого размера экономии соответствующих расходов медицинской организации, определенный условиями энергосервисного договора (контракта).
Учитывая изложенное, оплата энергосервисных договоров (контрактов) может быть осуществлена за счет средств обязательного медицинского страхования только в рамках достигнутого размера экономии соответствующих расходов медицинской организации, пропорционально распределению затрат между источниками финансирования.
Даны разъяснения по вопросу расходования денежных средств, полученных за оказание высокотехнологичной медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, на арендную плату, в том числе на финансовую аренду объектов (лизинг), а также выкуп предмета лизинга
Сообщается, в частности, что подпунктом 6 пункта 204 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н, предусмотрено, что затраты на содержание объектов движимого имущества могут быть детализированы по группам затрат, в том числе включать затраты на арендную плату, в том числе на финансовую аренду объектов (лизинг), также выкуп предмета лизинга в соответствии со статьей 624 ГК РФ, при отсутствии у медицинской организации в течение 3 месяцев просроченной кредиторской задолженности за счет средств обязательного медицинского страхования с ограничением платежа в размере до 1 млн рублей в год за один объект лизинга.
За счет средств, полученных медицинской организацией за оказанную высокотехнологичную медицинскую помощь, включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, возможно приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) без ограничения стоимости. При этом данная норма не распространяется на оплату финансовой аренды (лизинга) основных средств за счет средств обязательного медицинского страхования, полученных от оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
Таким образом, расходы на арендную плату, в том числе на финансовую аренду объектов (лизинг), а также выкуп предмета лизинга, ограничены в сто тысяч рублей в год (или в 1 млн рублей в год за один объект лизинга при отсутствии у медицинской организации кредиторской задолженности) и могут осуществляться только медицинскими организациями, осуществляющими деятельность в сфере обязательного медицинского страхования по территориальным программам обязательного медицинского страхования.
Учитывая изложенное, общая сумма платежей за год за один предмет лизинга (включая выкупной платеж при его наличии) за счет средств обязательного медицинского страхования не может превышать 1 миллион рублей (или сто тысяч рублей при наличии у медицинской организации кредиторской задолженности).
<Письмо> ФФОМС от 16.01.2024 N 00-10-101-2-06/451
"О расходовании средств ОМС"
Даны разъяснения по вопросу использования средств обязательного медицинского страхования
Рассмотрены, в частности, особенности финансирования расходов на капитальный ремонт оборудования, в том числе медицинского, на арендные и лизинговые платежи без ограничения размера платежа за один объект, на уплату финансовых санкций (штрафов, пени), в том числе по результатам контрольно-экспертных мероприятий, проведенных страховыми медицинскими организациями.
Установлены требования к составу, содержанию и порядку оформления заключений по результатам экспертного сопровождения результатов инженерных изысканий и (или) разделов проектной документации объекта капитального строительства
Также предусмотрены требования к формату электронного документа, в форме которого подготавливаются указанные заключения.
Требования утверждены в соответствии с пунктом 34 Положения о порядке экспертного сопровождения результатов инженерных изысканий и (или) разделов проектной документации объекта капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства от 06.05.2023 N 717.
Представлен новый перечень вопросов, предлагаемых на квалификационном экзамене для аттестации экспертов в области промышленной безопасности
Перечень содержит 9857 вопросов. Среди них, например, следующие вопросы:
в каких целях разрабатывается декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта согласно Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
какое определение "аварии на опасном производственном объекте" является верным согласно Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
в каком документе установлены критерии отнесения объекта к категории опасного производственного объекта;
какие отношения не регулирует Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
<Письмо> Минобрнауки России от 18.01.2024 N МН-11/148
"О стипендиальном обеспечении в 2024 году"
Представлена информация для планирования стипендиального обеспечения и материальной поддержки обучающихся в 2024 году
В частности, сообщается, что материальная поддержка, оказываемая нуждающимся обучающимся в соответствии со статьей 36 закона об образовании, с 1 января 2024 года не облагается НДФЛ. В связи с этим рекомендуется проверить локальные нормативные акты образовательной организации, регулирующие оказание материальной поддержки, на предмет соответствия требованиям, установленным Налоговым кодексом и законом об образовании.
<Письмо> ФФОМС от 22.12.2023 N 00-10-101-1-06/22002
"Об использовании средств ОМС"
Проведение дезинфекции, дезинсекции, дератизации может осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования
Сообщается, в частности, что в соответствии с пунктом 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н, в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно пункту 10.2.5 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного Приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н, статья 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ детализируется подстатьями КОСГУ и включает подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества", к которой отнесены также расходы на дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию.
На основании изложенного проведение дезинфекции, дезинсекции, дератизации может осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования.
Вместе с тем, учитывая, что средства обязательного медицинского страхования являются не единственным источником финансового обеспечения медицинской помощи, указанные затраты целесообразно осуществлять за счет всех имеющихся у медицинской организации средств, пропорционально объемам оказываемой медицинской помощи.
Постановление Совета судей РФ от 07.12.2023 N 32
"О Типовых правилах пребывания посетителей в судах"
Утверждены Типовые правила пребывания посетителей в судах
Типовые правила разработаны с целью определения основных требований к порядку организации пропускного режима, обеспечению безопасности судебной деятельности, в том числе в части выполнения мероприятий по повышению уровня личной безопасности судей, работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, мировых судей.
Типовые правила содержат в том числе: перечень документов, по которым осуществляется проход в здание (помещение) суда; порядок организации допуска посетителей в здание (помещение) суда; перечень мер безопасности в суде; примерный перечень предметов, запрещенных к вносу в здание (помещение) суда.
Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru