Споры о премиях, компенсациях и иных выплатах госслужащим: обзор интересных дел за 2023 год

Можно ли в счет среднего заработка при вынужденном прогуле зачесть компенсацию за сокращение? Учитывают ли стимулирующие выплаты в расчете компенсаций при увольнении чиновника? Надо ли компенсировать выходные в командировке, если служащий в эти дни не работал? Ответы на эти и другие вопросы – в обзоре.

Компенсацию за сокращение можно зачесть в счет среднего заработка при вынужденном прогуле

Незаконно сокращенного служащего восстановили. Средний заработок за период вынужденного прогула ему не выплатили. В счет этой суммы зачли ранее перечисленную компенсацию в размере 4-месячного денежного содержания. Чиновник посчитал, что так делать нельзя.

2-й КСОЮ не взыскал деньги с нанимателя:

  • Пленум ВС РФ закрепил подход, по которому выходное пособие засчитывают в счет среднего заработка за время вынужденного прогула;
  • данный принцип можно применять и на госслужбе, несмотря на то что компенсации чиновникам за сокращение – это не выходные пособия.

К сходным выводам пришел 4-й КСОЮ.

В расчете компенсаций при увольнении госслужащего учитывают стимулирующие выплаты

Федерального чиновника сократили. При увольнении ему выплатили компенсацию за сокращение и компенсацию за неиспользованный отпуск. При расчете выплат наниматель не учел материальное стимулирование. 1-й КСОЮ признал это нарушением.

Фонд оплаты труда федерального госслужащего формируют за счет средств, к которым относят и материальное стимулирование. Такую выплату перечисляли по ведомственным актам в рамках мероприятий, предусмотренных указом президента. Для этого наниматель получал бюджетные ассигнования сверх фонда оплаты труда.

Спорные выплаты были связаны с исполнением служащим должностных обязанностей и имели характер премий за особо важные и сложные задания. Значит, такие суммы нужно учитывать.

Компенсировать выходные в командировке не нужно, если госслужащий в эти дни не работал

Госорган направлял служащего в частые командировки. Ряд из них включали выходные и нерабочие праздничные дни. Чиновник попросил выплатить компенсацию за них либо предоставить дни отдыха. Госорган ему отказал.

2-й КСОЮ нарушений не увидел: в эти дни исполнять должностные обязанности от чиновника не требовали и к работе не привлекали.

Кроме того, госслужащий пропустил срок обращения в суд.

Нельзя отказывать в гарантиях при выходе на пенсию, если чиновник не указал причину увольнения

Госслужащий решил уйти на пенсию и подал заявление об увольнении. В нем он не уточнил причину расторжения контракта, а указал лишь основание – по собственному желанию. Как таможенник сотрудник имел право на единовременное пособие из-за выхода на пенсию. При увольнении ему эту сумму не выплатили.

3-й КСОЮ взыскал деньги с нанимателя:

  • в законе нет такого основания увольнения, как выход на пенсию;
  • наниматель должен был сообщить служащему о его праве указать в заявлении причину расторжения контракта;
  • если госорган не предупредил чиновника, отказать в пособии нельзя;
  • в данной ситуации возникает дискриминация, так как другие сотрудники получили бы выплату при увольнении по той же причине.

За время вынужденного прогула госслужащий может получить единовременную выплату к отпуску

Госслужащего уволили, но через 2 года восстановили в должности. Чиновник полагал, что за время вынужденного прогула ему, помимо прочего, по локальному акту положены единовременные выплаты к отпуску. Наниматель перечислять их не стал. Он сослался на то, что служащий не работал и заявление на отпуск не подавал. Такой подход не поддержал 6-й КСОЮ.

По внутреннему приказу госоргана выплату дают раз в год: при уходе в отпуск или, если служащий его не брал, в конце года. Суд не принял довод о том, что чиновник в спорный период не состоял в штате. Его восстановили в должности, а с нанимателя взыскали средний заработок за вынужденный прогул. Значит, у служащего есть право на выплаты к отпуску.

Премию госслужащему за выполнение особо важных задач не признают гарантированной выплатой

Чиновник пытался взыскать с нанимателя премию за выполнение особо важных и сложных задач. Некоторое время он ее не получал, тогда как другим служащим средства перечисляли регулярно. 8-й КСОЮ в действиях госоргана нарушений не усмотрел.

Он отметил, что выплата премии – право нанимателя. Считать ее гарантированной частью зарплаты нельзя. Какую сумму и на каких условиях перечислить, также решает работодатель. Значит, невыплата премии не нарушает прав чиновника на вознаграждение.

Госслужащий не доказал, что в спорный период выполнил особо важные или сложные задачи. Суд отклонил доводы о расширении должностной инструкции и необходимости лечения из-за инвалидности.

Выплаты за время вынужденного прогула для больничного учитывают в периоде, за который их выплатили

Госслужащего восстановили в должности в феврале, спустя почти 2 года после увольнения. Средний заработок за время вынужденного прогула ему перечислили в мае. С февраля по июнь этого же года чиновник был на больничном. Пособие ему выплатили из МРОТ.

Позднее наниматель попросил фонд пересчитать пособие и включить в расчет среднего заработка выплату за время вынужденного прогула. Фонд отказал.

6-й КСОЮ решил иначе. Уволенный не получал зарплату в период вынужденного прогула, который частично входит в расчетный период для назначения пособия. Заработок служащий не получил из-за неправомерного увольнения. Больничный начислили в меньшем размере, чем служащий мог получить, если бы работал. Поскольку в расчетном периоде зарплата за время вынужденного прогула выплачена, ее включают в расчет среднего заработка для пособия.

На премии госслужащим за особо важные задания районные коэффициенты не начисляют

Госслужащий решил, что наниматель необоснованно не начислял на материальное стимулирование районный коэффициент и процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера. Чиновник полагал, что такие выплаты входят в денежное содержание, как выплаты в связи с исполнением трудовых обязанностей.

3-й КСОЮ с ним не согласился. Суд сослался на локальный нормативный акт – положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия госслужбы. По нему на все виды единовременных поощрений процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и районный коэффициент не начисляют.

Уволенный чиновник может не возвращать долг за неотработанные дни отпуска

Служащий получил часть дней отдыха авансом. При увольнении сотрудник добровольно не вернул деньги за неотработанные дни. Госорган попробовал взыскать излишние выплаты. Однако чиновника поддержал 6-й КСОЮ.

Суд сослался на ТК РФ и ГК РФ: взыскать долг за неотработанные дни отпуска можно только при счетной ошибке или недобросовестности сотрудника. Такие обстоятельства не возникли.

Из-за статуса в мессенджере, который подрывает авторитет организации, чиновника можно лишить премии

В мессенджере госслужащего 24 часа демонстрировался статус, который, по мнению нанимателя, подрывал авторитет подведомственной организации и был связан с личными интересами чиновника. Поскольку высказывание было сделано в публичном пространстве и нарушало кодекс этики и служебного поведения, служащего среди прочего лишили премий. С этим согласился 8-й КСОЮ.

Суд признал статус в мессенджере публичной информацией: она адресована группе или неограниченному кругу лиц и выражена в доступной для них форме. К заметке имели доступ все контакты пользователя.

Госслужащий разместил статус, так как стремился защитить супругу – работницу подведомственной организации. Значит, высказывание было связано с личными интересами чиновника. Этим он допустил ситуацию, когда наниматель может сомневаться в его добросовестности и способности эффективно исполнять должностные обязанности. Действия госслужащего нанесли ущерб его репутации и авторитету организации, подведомственной нанимателю.

Если служащий уволился и вновь поступил на службу, проезд в отпуск ему компенсируют 1 раз в 2 года

Госслужащий уволился с должности администратора суда, которая входила в штатное расписание Управления Судебного департамента, и вновь поступил на службу как помощник судьи уже в штате суда. Чиновник в новой должности попросил нанимателя оплатить проезд в отпуск. Но ему отказали, поскольку таким правом он уже пользовался при замещении прежней должности. 9-й КСОЮ поддержал такой подход.

ТК РФ и Правила компенсации расходов на проезд предусматривают оплату проезда в отпуск 1 раз в 2 года. Это правило работает и при смене органа, в котором чиновник проходит госслужбу.

Источник: КонсультантПлюс




Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа

или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Еще больше новостей: Респект-Решения и Ясная бухгалтерия