с 20 сентября по 26 сентября 2023 года

 

• АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ

Из документа исключено понятие "главный эксперт специализированного центра компетенций".

Уточнен перечень документов и материалов, представляемых грантодателю соискателями гранта или образовательными организациями. Установлено, что конкурс признается Республиканской комиссией несостоявшимся, если на участие в нем представлено менее 20 заявлений либо все заявления отклонены. Соответственно увеличено количество победителей конкурса - с 10 до 20.

Предусмотрено требование о предоставлении грантодателю отчета о достижении плановых значений показателей реализации проекта за весь период выполнения после реализации проекта в течение 30 календарных дней. Образец отчета представлен в приложении. Обновлены критерии оценки содержания инновационного проекта, профессиональной и педагогической деятельности грантосоискателя.

Изменения внесены в образец соглашения о выплате грантов, согласно которым грантополучатель обязуется отработать непрерывно не менее 5-ти лет по основному месту работы, по которому он работал на дату подачи документов на конкурс, при учебной нагрузке не менее одной тарифной ставки. При этом в 5-летний срок включаются периоды отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, участия в специальной военной операции.

 

• КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Предусмотрено, что у председателя постоянного комитета Государственного Собрания в числе заместителей должен иметься первый заместитель, который осуществляет свои полномочия на профессиональной основе. Решения постоянных комитетов Государственного Собрания об избрании первого заместителя председателя постоянного комитета утверждаются Государственным Собранием.

 

• ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Установлено, что состав Совета назначается Главой Республики Башкортостан по представлению Администрации Главы Республики Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан, Уполномоченного по правам человека в Республике Башкортостан, Уполномоченного по правам ребенка в Республике Башкортостан, Общественной палаты Республики Башкортостан.

Утратило силу ограничение, согласно которому членами Совета не могли быть члены законодательных (представительных) органов государственной власти.

К предмету регионального государственного жилищного надзора отнесено соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований к безопасной эксплуатации и техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также требований к содержанию относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме вентиляционных и дымовых каналов.

Скорректирован перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении объекта регионального государственного жилищного надзора.

Изменением, внесенным в критерии отнесения объектов регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания при его осуществлении к определенной категории риска, утвержденные Постановлением Правительства республики от 16 сентября 2021 года N 462, установлено, что при принятии решения о проведении и выборе внепланового контрольного мероприятия Министерство семьи, труда и социальной защиты населения республики использует следующий индикатор риска нарушения обязательных требований - получение контролируемым лицом менее 50% баллов по каждому из критериев независимой оценки качества условий оказания социальных услуг (на основании сведений, содержащихся на официальном сайте контролируемого лица).

Также внесены изменения в критерии отнесения объектов регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты при его осуществлении к определенной категории риска, утвержденные Постановлением Правительства республики от 16 сентября 2021 года N 463. Индикаторами риска нарушения обязательных требований при принятии решения о проведении и выборе внепланового контрольного мероприятия Министерством семьи, труда и социальной защиты населения республики в данном случае являются:

наличие в течение 2 месяцев (на основании информации службы занятости населения) не менее 3 отказов контролируемого лица в трудоустройстве инвалидов на свободное квотируемое рабочее место при условии выдачи государственным учреждением службы занятости населения соответствующих направлений на трудоустройство;

уменьшение (на основании информации службы занятости населения) в течение 3 месяцев более чем на 50% числа трудоустроенных инвалидов, занимающих квотируемые рабочие места, от общего количества квотируемых рабочих мест, созданных (выделенных) контролируемым лицом с численностью работников более 100 человек.

Изменениями, внесенными в Положение о региональном государственном контроле (надзоре) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, утвержденное Постановлением Правительства республики от 20 сентября 2021 года N 471, обновлен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за такой деятельностью:

внесение 2 раза и более в течение календарного года контролируемым лицом изменений в проектную документацию, размещенную в единой информационной системе жилищного строительства, в части переноса срока завершения строительства многоквартирного дома на более позднюю дату;

наличие сведений, выявленных в ходе контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, за 2 квартала и более, предшествующих дате проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, о финансовом состоянии контролируемого лица, создающем угрозу неисполнения жилищно-строительным кооперативом обязательств по передаче объекта строительства членам кооператива в срок, предусмотренный договором.

Аналогичные индикаторы риска нарушения обязательных требований предусмотрены в Положении о региональном государственном контроле (надзоре) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Республики Башкортостан, утвержденном Постановлением Правительства республики от 16 ноября 2021 года N 608.

 

• ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Признан недействующим с момента принятия Приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N 3473 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт 522 перечня нежилого помещения с кадастровым номером 02:47:110315:180 и в пункт 1938 нежилого помещения с кадастровым номером 02:55:050230:175.

Признан утратившим силу Приказ Министерства от 8 февраля 2022 года N 235, утвердивший Административный регламент по предоставлению государственной услуги "Установление публичного сервитута в отношении земельного участка в границах полос отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения".

Уточнено, что апостиль проставляется на официальных документах, выданных органами записи актов гражданского состояния Республики Башкортостан в подтверждение фактов государственной регистрации актов гражданского состояния или их отсутствия, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации. Данное уточнение отражено в наименовании Приказа и Административного регламента.

Предусмотрен досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) РГАУ МФЦ, а также его должностных лиц. Так, жалоба на решения и действия работников подается руководителю РГАУ МФЦ, а жалоба на РГАУ МФЦ и его руководителя - учредителю РГАУ МФЦ.

Из ответа филиала ППК "Роскадастр" по Республике Башкортостан от 17 июля 2023 года на запрос суда следует, что по состоянию на 29 декабря 2016 года связь спорного здания с какими-либо земельными участками отсутствовала, по состоянию на 24 декабря 2018 года, 15 декабря 2021 года у объекта установлена связь с земельными участками с видами разрешенного использования "Для реконструкции здания со строительством мансардного этажа" и "Деловое управление" соответственно. Виды разрешенного использования безусловно не свидетельствуют о том, что на участке предусмотрено размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Чтобы признать нежилое здание используемым в целях размещения вышеуказанных объектов, более 20% общей площади этого здания должно включать в себя помещения, предназначенные или фактически используемые для перечисленных целей. В актах обследования указано, что мероприятия проведены без доступа комиссии в здание. При этом не указаны обстоятельства, препятствовавшие доступу комиссии в здание. Приложенные к актам фотографии и информация не подтверждают использование помещений под объекты общественного питания, бытового обслуживания, а также под размещение офисов в здании делового, административного и коммерческого назначения. В связи с тем, что ответчиком не было представлено иных необходимых доказательств для включения здания в оспариваемые Перечни, суд принял решение удовлетворить исковое заявление.

Согласно выпискам из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах спорным объектом является нежилое здание, расположенное на земельном участке с видом разрешенного использования "Для обслуживания административного здания". Из содержащихся в технической документации сведений не следует, что в здании имеются помещения, прямо предназначенные для осуществления торговли либо оказания бытовых услуг населению, услуг общественного питания, размещения офисной инфраструктуры. Наличие помещений с наименованием "кабинет" однозначно не свидетельствует об использовании их под офисы. Административным ответчиком представлены акты обследования фактического использования здания по состоянию на 24 июля 2020 года, 1 сентября 2021 года, 1 сентября 2022 года, которые не соответствуют необходимым требованиям, поскольку в них отсутствуют сведения об общей сумме полезной нежилой площади здания, а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности, и площади помещений общего пользования. Административный ответчик не представил иных необходимых доказательств для включения здания в Перечни.

Административным истцом по делу выступает ООО "Лиман", являющееся собственником нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме и включенного в пункт 1292 Перечня на 2023 год. Истец обратился в суд, полагая, что помещение и земельный участок, на котором оно расположено, не соответствуют критериям, предъявляемым статьей 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Суд установил, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, не является основанием для включения спорного помещения в Перечень. Технический паспорт объекта, представленный истцом, не может быть принят во внимание как документ технического учета, поскольку с 1 января 2013 года для осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством. В акте обследования спорного помещения указано, что обследование проведено без доступа в помещение, не определена площадь, используемая для осуществления каждого из видов деятельности. В связи с отсутствием иных необходимых доказательств суд принял решение удовлетворить требования истца.

Административный истец ООО "Краски", являющийся собственником здания, включенного в оспариваемый пункт Перечня на 2023 год, обратился в суд с административным исковым заявлением, полагая, что здание и земельный участок, на котором оно расположено, не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей основания для определения налоговой базы объекта согласно его кадастровой стоимости. Суд установил, что здание расположено на земельном участке, видом разрешенного использования которого является "Производственная база", не являющимся основанием для включения здания в Перечень на 2023 год. Согласно статье 378.2 Налогового кодекса другим основанием может являться использование здания в целях размещения объектов делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания в размере более 20% от его общей площади. Из акта обследования фактического использования здания, составленного по состоянию на 15 августа 2022 года, следует, что доля площади недвижимого имущества, фактически используемая для размещения вышеуказанных объектов, составляет 100%, так как здание используется под торговлю строительными товарами и под склад. Однако в акте отсутствуют сведения о размере площади помещений, где расположены торговые объекты, а фотографии не подтверждают осуществление торговли. В сведениях, полученных от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 1 августа 2023 года, также отсутствуют необходимые доказательства. Суд принял решение удовлетворить требования истца.

 

• ЖИЛИЩЕ

Целью документа является организационное обеспечение выполнения обязательств городского округа по переселению граждан из аварийных многоквартирных домов, подлежащих сносу или реконструкции. Ожидаемые конечные результаты реализации Порядка: переселение 205 граждан в муниципальный жилой фонд городского округа площадью 3132,9 кв. м; снос многоквартирных домов общей площадью 1819,2 кв. м.

Представлены перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции после 1 января 2017 года, и перечень невостребованных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности городского округа, приобретенных в рамках реализации вышеуказанной Адресной программы по переселению.

 

• ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Уточнено, что одним из повышающих коэффициентов к минимальным окладам (должностным окладам) является повышающий коэффициент за выслугу лет.

Обновлены условия оплаты труда работников Академии наук Республики Башкортостан, минимальные оклады научных работников. Установлены положения, касающиеся премии за качество выполненных работ. Премирование осуществляется при условии выдвижения награждаемого Академией наук Республики Башкортостан и отсутствия выплат в соответствии с положениями о данных наградах. Выплаты стимулирующего характера производятся по решению президента Академии наук или руководителя подведомственного учреждения.

Назначение повышающего коэффициента за выслугу лет работникам Академии наук производится по решению аттестационной комиссии на основании приказа президента Академии наук Республики Башкортостан, работникам подведомственного ей учреждения - по решению аттестационной комиссии подведомственного учреждения на основании приказа руководителя подведомственного учреждения.

 

• ФИНАНСЫ

Изменения затронули порядки предоставления из республиканского бюджета субсидий, направляемых на поддержку сельхозтоваропроизводителей, утвержденные постановлениями Правительства республики.

В частности, в Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе, утвержденный Постановлением от 9 октября 2018 года N 490, внесено изменение, согласно которому допустимая доля участия офшорных компаний в уставном (складочном) капитале получателя уменьшена до 25 процентов (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации).

Уточнен перечень документов, представляемых сельскохозяйственными потребительскими кооперативами для участия в отборе на получение субсидий на возмещение части понесенных затрат, утвержденный Постановлением от 30 апреля 2019 года N 267.

Уточнены порядки предоставления субсидий на поддержку отдельных подотраслей животноводства и на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования, утвержденные Постановлением от 24 декабря 2019 года N 770, а также Порядок предоставления субсидии на возмещение части затрат на приобретение техники и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, утвержденный Постановлением от 17 августа 2021 года N 399.

Изменениями, внесенными в порядки предоставления субсидий на возмещение части затрат, связанных с производством, реализацией и (или) отгрузкой на собственную переработку сельскохозяйственной продукции, в рамках приоритетной подотрасли агропромышленного комплекса и на возмещение части затрат на закладку и (или) уход за многолетними насаждениями, исключая виноградники, утвержденные Постановлением от 26 марта 2020 года N 188, уточнены требования к получателям субсидии и результаты субсидирования.

Изменением, внесенным в Порядок определения объема и условия предоставления из республиканского бюджета субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан, на иные цели, утвержденный Постановлением Правительства республики от 30 декабря 2020 года N 833, уточнено, что соответствие учреждения установленным требованиям учитывается на дату не ранее 30 рабочих дней до даты заключения соглашения либо принятия решения.

 

• ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В Закон введены понятия "легковое такси", "служба заказа легкового такси", "региональный реестр перевозчиков легковым такси", "региональный реестр легковых такси", "региональный реестр служб заказа легкового такси", "разрешение".

Уточнены полномочия Правительства республики в области организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом. В частности, с 1 марта 2024 года Правительство наделяется полномочиями по установлению порядка подготовки и реализации регионального комплексного плана транспортного обслуживания населения на территории Республики Башкортостан с учетом положений Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также по утверждению регионального комплексного плана и регионального стандарта транспортного обслуживания населения на территории Республики Башкортостан.

Обновлен порядок организации перевозок легковым такси. Упорядочен предмет регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

Документ регламентирует процедуру выявления, принятия решения о демонтаже самовольно установленных и незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, демонтажа, а также процедуру приведения земельного участка в первоначальное состояние.

В целях выявления и принятия мер по демонтажу объектов создается комиссия. Основанием для проведения мероприятий по выявлению объектов является поступившее обращение с указанием месторасположения объекта от органов государственной власти и местного самоуправления, структурных подразделений уполномоченного органа, граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Срок для сноса (демонтажа) самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять более месяца. В случае неисполнения решения комиссии либо неустановления лица, осуществившего самовольное размещение объекта, комиссия принимает меры по принудительному демонтажу объекта путем привлечения специализированной организации. Предусмотрен порядок эвакуации транспортного средства, обнаруженного в объекте, а также порядок возврата объекта и находившихся в нем вещей их владельцу. В течение 15 дней после демонтажа на официальном сайте администрации городского округа публикуется информация о состоявшемся демонтаже самовольного (незаконного) объекта.

В приложении представлены образцы необходимых актов и заявления о возврате демонтированного объекта.

 

• ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

В результаты оценки по состоянию на 1 января 2020 года, утвержденные Приказом Министерства от 12 ноября 2020 года N 1701, внесены следующие изменения:

для объекта недвижимости 02:14:140119:585 показатель кадастровой стоимости 1602907,04 заменен на показатель 160291,04, для объекта 02:59:000000:945 показатель 3528845,53 заменен на 1403095,13, для объекта 02:59:020205:142 показатель 4678198,31 заменен на 827640,76.

Изменены результаты государственной кадастровой оценки некоторых земельных участков по состоянию на 1 января 2022 года, утвержденные Приказом Министерства от 13 сентября 2022 года N 1917, в сторону повышения и понижения. В частности, в сторону повышения изменены результаты для участков с кадастровыми номерами 02:24:140803:132 и 02:50:100103:2, согласно чему их стоимость составляет 1808733,60 руб. и 128810,99 руб. соответственно.

 

• ОБРАЗОВАНИЕ. НАУКА. КУЛЬТУРА

Уточнено, что стипендии назначаются лучшим студентам Института права Уфимского университета науки и технологий (ранее Башкирского государственного университета).

Для проведения второго этапа конкурса Министерство создает конкурсную комиссию, в которую входит не менее 5 человек. Установлен порядок принятия ею решений. Победителями являются 3 претендента, набравшие наибольшее количество баллов. При равенстве баллов претендент определяется на заседании конкурсной комиссии путем открытого голосования простым большинством голосов из числа присутствующих членов конкурсной комиссии. При равенстве числа голосов голос председательствующего является решающим.

Сроки окончания приема представлений о выдвижении кандидата на участие в конкурсе и регистрации на официальном сайте оператора конкурса ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан http://www.irorb.ru/ перенесены с 1 февраля на 20 января года проведения конкурса.

Из общего состава жюри конкурса для оценивания первого тура, проводимого заочно, формируются подгруппы в составе не менее 5 членов, каждая из которых оценивает конкурсные испытания.

Уточнен порядок проведения конкурсного испытания "Педагогическое мероприятие с детьми", в результате которого определяются 15 финалистов. Во втором туре конкурса, очном, предусмотрено проведение одного испытания - "Мастерская педагога". По итогам первого и второго туров определяются 5 лауреатов для участия в третьем очном туре конкурса. Победителем признается лауреат, набравший наибольшее количество баллов в общем рейтинге по итогам третьего тура.

Учредители конкурса, государственные и общественные организации, частные лица вправе устанавливать индивидуальные призы победителям, лауреатам и участникам конкурса.

 

• ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Изменениями, внесенными в Положение о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами республиканского и местного значения, утвержденное Постановлением Правительства республики от 26 апреля 2004 года N 65, уточнены перечни требуемых документов и порядок их согласования. Документы, требуемые для признания территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом, направляются в Министерство земельных и имущественных отношений республики.

В перечни документов включено ходатайство о признании (его образец также представлен). Документы для признания лечебно-оздоровительной местностью рассматриваются в течение 30 дней, после чего Министерство вносит в Правительство республики проект постановления Правительства республики о признании. Документы для признания территории курортом Министерство земельных и имущественных отношений республики направляет в Министерство здравоохранения республики, которое в течение 30 дней представляет в справку о типе и медицинском профиле курорта, после чего Министерство земельных и имущественных отношений республики в течение 30 дней рассматривает все представленные документы и вносит в Правительство республики проект постановления.

Предусмотрено, что проекты постановлений о признании территории должны согласовываться также с органами местного самоуправления.

Изменением, внесенным в Положение о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, утвержденное Постановлением Правительства республики от 31 января 2014 года N 35, отражена вышеуказанная функция о внесении в Правительство республики проектов решений о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом республиканского или местного значения.

 

• БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Предусмотрена выдача автономных пожарных извещателей гражданам, признанным решениями глав местных администраций нуждающимися в повышении уровня пожарной безопасности занимаемых ими жилых помещений.

Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы