Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18.
Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.
Название документа
"КонсультантПлюс: Аналитический обзор от 17 сентября 2013 года
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов"
Источник публикации
Обзор подготовлен специалистами АО "Консультант Плюс".
Примечание к документу
Текст документа
Подписаться на обзоры на www.consultant.ru
КонсультантПлюс: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 17 СЕНТЯБРЯ 2013 ГОДА
Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "КонсультантПлюс".
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВАС РФ ОТ 30.07.2013 N 58
"О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
ПРИ РАССМОТРЕНИИ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ"
1. Краткая аналитическая информация >>>
1.1. Понятие нормативного правового акта >>>
1.2. Проблема квалификации акта органа публичной власти в качестве нормативного правового акта >>>
2. Разъяснения Пленума ВАС РФ, касающиеся рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов >>>
2.1. Акты, являющиеся нормативными правовыми актами, и акты, не являющиеся таковыми >>>
2.2. Подведомственность споров об оспаривании нормативных правовых актов >>>
2.3. Подготовка к судебному разбирательству по спору об оспаривании нормативного правового акта >>>
2.4. Применение обеспечительных мер >>>
2.5. Участие органа, регистрирующего нормативный правовой акт, в деле о его оспаривании >>>
2.6. Осуществление арбитражным судом проверки законности оспариваемого нормативного правового акта >>>
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" (далее - Постановление N 58) размещено на сайте ВАС РФ 27 августа 2013 г.
Комментируемое Постановление содержит важные разъяснения, касающиеся применения гл. 23 АПК РФ "Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов", и имеет некоторую особенность в структуре изложения материала: в начале большинства пунктов содержится разъяснение общего характера, которое развивается и уточняется в подпунктах.
Внимание! В связи с принятием Постановления N 58 Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" (далее - Информационное письмо N 80) утратило силу (см. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30.07.2013 N 161). Следует отметить, что Информационное письмо N 80 по ряду позиций уже не являлось актуальным документом вследствие существенного изменения законодательства за последнее десятилетие.
Также целесообразно обратить внимание на следующий документ, представляющий собой своего рода "пояснительную записку" к Постановлению N 58:
- Справка к заседанию Научно-консультативного совета при ВАС РФ "На заседании будут обсуждаться спорные вопросы, касающиеся определения понятий нормативного правового акта и ненормативного правового акта, а также о том, может ли суд обязать орган, принявший оспариваемый акт, внести в него изменения." (подготовлена Управлением публичного права и процесса, Управлением частного права ВАС РФ).
Положения Постановления N 58 рассмотрены в разделе 2 настоящего аналитического обзора.
В первом разделе представлена краткая информация по проблеме квалификации актов органов публичной власти (Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований) в качестве нормативного правового акта.
1. Краткая аналитическая информация
Необходимым условием для оспаривания акта органа публичной власти по правилам гл. 23 АПК РФ "Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов" является его квалификация как нормативного правового акта (далее - НПА). Однако, как будет продемонстрировано ниже, осуществление этой квалификации сопровождено рядом проблем, часть которых до сих пор не получили однозначного разрешения в судебной практике.
1.1. Понятие нормативного правового акта
В настоящее время в российском законодательстве отсутствует легальное определение НПА.
Наиболее близким к такому определению является следующее: нормативный правовой акт - "письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм". Приведенное определение содержится в Постановлении ГД ФС РФ от 11.11.1996 N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации". Оно используется при подготовке нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (п. 2 Разъяснений о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Минюста России от 04.05.2007 N 88).
К НПА относятся федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Кроме того, в силу п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009) НПА издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание НПА в виде писем и телеграмм не допускается.
В пределах своих полномочий НПА вправе принимать законодательные и исполнительные органы субъектов РФ, а также представительные и исполнительные органы местного самоуправления. В отдельных случаях на уровне субъекта РФ принимается специальное законодательство об НПА. В качестве примеров можно привести:
- Закон Забайкальского края от 18.12.2009 N 321-ЗЗК "О нормативных правовых актах Забайкальского края";
- Закон Краснодарского края от 06.06.1995 N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края";
- Закон Омской области от 21.11.2002 N 409-ОЗ "О нормативных правовых актах Омской области".
Также нельзя не отметить и то, что сходное определение НПА содержится в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (далее - Постановление N 48), в котором указано, что существенными признаками, характеризующими НПА, являются следующие:
- издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом,
- наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение и направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Обозначенное разъяснение активно применяется и арбитражными судами (Определения ВАС РФ от 26.08.2013 N ВАС-6256/13 по делу N А73-4977/2012, от 04.02.2013 N ВАС-1002/13 по делу N А09-1648/2012, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.08.2013 по делу N А78-994/2012, ФАС Поволжского округа от 11.07.2013 по делу N А57-22569/2012, от 09.07.2013 по делу N А12-619/2013).
Следует отметить, что разъяснения Постановления N 58 основаны на аналогичном подходе к вопросу определения признаков НПА (см. параграф 2.1 Раздела 2 настоящего аналитического обзора).
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
Приложение Аналитический обзор от 17 сентября 2013 года | 100 кб |