Банк России разъяснил порядок исполнения российскими юрлицами обязательств по договорам (соглашениям), заключенным с иностранными кредиторами
Сообщается, что правила о соглашениях о финансировании участия в кредите (займе) применяются также к соглашениям о финансировании участия в кредите по кредитному договору, не являющемуся договором синдицированного кредита.
В связи с этим российское юрлицо, заключившее с "недружественным" иностранным кредитором соглашение, предусматривающее финансирование участия в кредите по кредитному договору, не являющемуся договором синдицированного кредита, признается резидентом-кредитором при условии, что соответствующее соглашение было заключено до 28 февраля 2022 года (включительно).
Разъяснены условия и порядок перечисления денежных средств российскими должниками по указанным кредитным договорам и по договорам, заключенным в обеспечение исполнения обязательств по кредитным договорам, российскому лицу, минуя кредитора-нерезидента.
Сообщен также порядок перечисления кредиторам-резидентам денежных средств по договорам синдицированного кредита (займа) российским юрлицом, являющимся единственным залогодержателем или управляющим залогом, получившим при обращении взыскания и реализации заложенного имущества денежные средства.
Обновлены подходы к принятию решений о выдаче разрешений на совершение сделок с акциями (долями) российских обществ иностранным лицам, связанным с недружественными государствами
Принято единогласное решение при рассмотрении вопроса о выдаче указанных разрешений исходить, как правило, из целесообразности установления определенных условий осуществления таких сделок (это, в частности, наличие отчета о независимой оценке рыночной стоимости активов, продажа активов с дисконтом в размере не менее 50% от рыночной стоимости, указанной в отчете о независимой оценке, и др.).
Кроме того, сообщается о подходах при принятии решений о выдаче разрешений на осуществление выплаты прибыли (дивидендов) иностранным кредиторам в случаях, установленных указами Президента РФ.
Признаны утратившими силу протоколы заседаний подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 22.12.2022 N 118/1 и от 02.03.2023 N 143/4.
<Письмо> Минпросвещения России от 27.06.2023 N 03-ПГ-МП-22212
"О рассмотрении обращения"
Минпросвещения сообщило об отсутствии необходимости направления новых методических рекомендаций по организации образовательного процесса в условиях профилактики и предотвращения распространения COVID-19
Ранее такие рекомендации по организации образовательного процесса во втором полугодии 2020/21 учебного года были направлены письмом от 25 января 2021 г. N ТВ-92/03.
В 2022/23 учебном году Минпросвещения не направляло аналогичные рекомендации в связи с отменой введенных коронавирусных ограничений постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20 июня 2022 года N 18.
С 1 сентября 2023 г. устанавливается порядок ведения государственного реестра лицензий на производство и оборот табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства
Ведение реестра лицензий осуществляется с использованием программно-технических средств единой цифровой платформы "ГосТех". Сведения, содержащиеся в реестре, из него не исключаются.
Определены основания для внесения изменений в записи, содержащиеся в реестре. Предусматривается, что некоторые основания вступают в силу с 1 марта 2024 г.
Приводится форма государственного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства.
Подготовлен Обзор правоприменительной практики в части невозможности представить по объективным и уважительным причинам сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей
Предусмотрено, что каждый случай непредставления по объективным причинам указанных сведений подлежит рассмотрению на соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссия).
Приводятся алгоритм действий при невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и порядок рассмотрения комиссией заявления об этом.
Также приводятся причины невозможности представить сведения своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, которые признавались комиссией объективными и уважительными, и причины, признанные неуважительными или необъективными и являющиеся способом уклонения от представления таких сведений.
К уважительным и объективным причинам отнесены, в частности, нахождение супруги (супруга) на длительном стационарном лечении, подтверждаемое копиями медицинских заключений, больничными листами и медицинскими справками, признание судом безвестно отсутствующими супруги (супруга) или несовершеннолетних детей при предоставлении служащим (работником) копии судебного решения. В числе неуважительных или необъективных причин названы нахождение в отпуске, непредставление служащим (работником) сведений своих супруги (супруга) в силу адвокатской или коммерческой тайны и др.
Минюст России: законодательство об актах гражданского состояния не содержит норм, запрещающих ламинировать свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния, а также указания о недействительности таких свидетельств
Таким образом, ламинированное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния имеет равную юридическую значимость с неламинированным документом и подтверждает сведения, содержащиеся в записи акта гражданского состояния.
Предлагается предоставить хозяйственному обществу возможность иметь в качестве единственного учредителя (участника) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица
При этом такое хозяйственное общество не должно находиться под прямым или косвенным контролем иностранного юридического лица.
Также предусматривается, что хозяйственные общества, состоящие из одного лица, несут солидарно субсидиарную ответственность по обязательствам хозяйственных обществ, единственными участниками которых они являются или являлись на момент наступления срока исполнения обязательств, а также иных хозяйственных обществ в пределах соответствующей цепочки хозяйственных обществ, состоящих из одного лица, если на момент наступления срока исполнения обязательств сохранялась соответствующая корпоративная структура.
Принят закон о гаражных объединениях
В частности, документом вводятся такие понятия, как гаражный комплекс, гараж и территория гаражного назначения.
Закреплены положения о праве общей долевой собственности собственников гаражей на общее имущество в границах территории гаражного назначения, и определен состав общего имущества в границах территории гаражного назначения. Также установлены право общей долевой собственности собственников машино-мест, нежилых помещений на общее имущество в гаражном комплексе и состав общего имущества в гаражном комплексе.
К общему имуществу в границах территории гаражного назначения относятся в том числе объекты, предназначенные для общего пользования и составляющие общую инфраструктуру территории гаражного назначения (пешеходные переходы, ворота, ограждения, котельные, технические площадки и площадки для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов). К общему имуществу в гаражном комплексе - технические этажи, чердаки, технические подвалы, лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры и др.
Документом определены особенности управления общим имуществом в границах территории гаражного назначения и в гаражном комплексе, проведения общего собрания собственников гаражей и общего собрания собственников машино-мест, а также вопросы, относящиеся к их компетенции.
Предусмотрено, что в целях совместного владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в общей собственности или в общем пользовании собственников гаражей в границах территории гаражного назначения, либо собственников машино-мест, нежилых помещений, расположенных в гаражных комплексах, совместного управления таким имуществом и обеспечения его содержания создаются товарищества собственников недвижимости.
Предлагается закрепить возможность получения заинтересованными лицами на бесплатной основе в форме электронного документа копий содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц учредительных документов юридических лиц и внесенных в них изменений
Согласно пояснительной записке вносимые дополнения позволят сократить бумажный документооборот и снизить затраты запрашивающего этот документ лица.
<Письмо> Минфина России от 20.06.2023 N 27-03-09/56804
"О направлении информации"
Разъяснены условия освобождения от НДС ввоза на территорию РФ авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий
Условием предоставления освобождения от НДС при помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является наличие документа, подтверждающего целевое назначение товаров, выданного Минпромторгом России.
Форма документа и порядок подтверждения утверждены приказом Минпромторга России от 8 ноября 2019 г. N 4176.
<Письмо> Минфина России от 07.07.2023 N 10-10-05/63437
<О налоге на добавленную стоимость>
Минфином разъяснены условия признания осуществленных расходов для целей налогообложения
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы налогоплательщика в виде предъявленной суммы НДС в целях налогообложения прибыли организаций учитываются на основании статьи 170 НК РФ.
<Информация> ФНС России
"В новых субъектах РФ создана свободная экономическая зона"
С 1 июля 2023 года на территории новых субъектов РФ создана свободная экономическая зона
Участникам СЭЗ предоставлен ряд налоговых преференций.
На получение статуса участника СЭЗ может претендовать любое лицо, зарегистрированное либо имеющее филиал на соответствующей территории. Полномочиями по принятию решения об установлении статуса участника СЭЗ наделена управляющая компания - ППК "Фонд развития территорий".
Скорректированы правила предоставления субсидий на реализацию социально значимых проектов и господдержку непериодических изданий
Уточнены требования к размещению объявления о проведении конкурсного отбора и результатов его проведения, требования к участникам отбора в части размера иностранного участия в уставном (складочном) капитале, документам организации, представляемым для участия в конкурсном отборе.
Изложены в новой редакции положения, касающиеся результатов предоставления субсидий и представления организацией - получателем субсидии отчетности о достижении значений результата предоставления субсидии.
Установлена формула расчета размера средств, подлежащих возврату в доход федерального бюджета, в случае недостижения значения результата предоставления субсидии.
Уточнены условия предоставления субсидий организациям, осуществляющим выпуск социально значимых проектов в области печатных СМИ, выпуск изданий для инвалидов и инвалидов по зрению
Постановлением, в частности, скорректированы требования к размещению объявления о проведении отбора; требования, предъявляемые к организациям в целях их допуска к участию в отборе, а также требования к результатам предоставления субсидий.
Определена формула расчета размера средств, подлежащих возврату в доход федерального бюджета, в случае недостижения значения результата предоставления субсидии.
Внесены уточнения в перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета и перечень главных администраторов доходов федерального бюджета
Дополнены и скорректированы некоторые позиции указанных перечней.
Установлен порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет распорядителей (получателей) бюджетных средств СФР
Бюджетная смета составляется получателем бюджетных средств СФР на основании доведенных до него бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств.
Признано утратившим силу постановление Правления ПФР от 30 мая 2019 г. N 302п.
<Письмо> Минфина России от 22.06.2023 N 02-16-05/57890
<О рассмотрении обращения>
Даны разъяснения по вопросу зачисления в бюджеты бюджетной системы РФ платежей по искам о возмещении ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам
Сообщается, в частности, что в соответствии с положениями абзаца первого пункта 22 статьи 46 Бюджетного кодекса РФ платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению, за исключением отдельных случаев, в бюджеты муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, субъектов РФ - городов федерального значения по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.
При этом в случае, если вред окружающей среде причинен на особо охраняемых природных территориях федерального значения, регионального или местного значения, суммы возмещения такого вреда подлежат зачислению в бюджеты соответствующих публично-правовых образований (абзацы второй - четвертый пункта 22 статьи 46 Бюджетного кодекса РФ).
СФР утверждена новая форма акта проверки соблюдения банком обязанностей, предусмотренных законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Также приказом утверждены обновленные требования к составлению указанного акта.
Признан утратившим силу аналогичный приказ ФСС РФ от 25 января 2017 г. N 11.
Уточнены случаи, при которых финансовая организация вправе не направлять в Банк России документы о контролирующих финансовую организацию лицах, если указанные документы ранее представлялись в Банк России
Скорректированы отдельные процедурные вопросы, в новой редакции изложены наименования граф 22 и 31 таблицы приложения 2 к Указанию Банка России от 9 июня 2021 года N 5814-У.
Настоящее Указание вступает в силу с 1 апреля 2024 года.
Внесены уточнения в отдельные нормативные акты Банка России по вопросам бухгалтерского учета кредитных организаций
Изменения внесены, в частности:
в порядок ведения и оформления кредитными организациями кассового журнала по приходу 0401704 и кассового журнала по расходу 0401705;
в порядок бухгалтерского учета отдельных видов банковских операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физлиц;
в порядок бухгалтерского учета ПФИ;
в отраслевой стандарт бухгалтерского учета вознаграждений работникам в кредитных организациях;
в порядок отражения операций по привлечению денежных средств по договорам банковского вклада (депозита), кредитным договорам, операций по выпуску и погашению (оплате) облигаций, векселей, депозитных и сберегательных сертификатов;
порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций с ценными бумагами.
Указание вступает в силу с 1 января 2024 года.
Банком России актуализированы положения нормативных актов по вопросам бухгалтерского учета кредитных организаций
В связи с утверждением нового Плана счетов изменения внесены, в частности: в порядок отражения на счетах бухгалтерского учета договоров аренды; порядок отражения операций, связанных с выполнением обязательных резервных требований; порядок отражения операций с драгоценными металлами.
Указание вступает в силу с 1 января 2024 года.
Банком России установлены требования к операционному аудиту, проводимому в центральном депозитарии
Также документом определены требования к лицам, которых центральный депозитарий вправе привлекать при проведении операционного аудита, и требования к деятельности центрального депозитария при его проведении.
Закреплено, что до проведения операционного аудита центральный депозитарий разрабатывает план его проведения, представляемый им не реже одного раза в два года и не позднее двадцати рабочих дней до дня его утверждения в Банк России в форме электронного документа.
Центральный депозитарий должен проводить операционный аудит с привлечением юрлица, осуществляющего деятельность по оказанию услуг аудита программно-технических средств, обеспечивающих осуществление критически важных процессов и технологических процессов организаций, и мер, осуществляемых организациями в целях обеспечения непрерывности осуществления их критически важных процессов и технологических процессов, соответствующего ряду установленных требований. Так, в частности, проверяющая организация должна быть зарегистрирована в соответствии с законодательством РФ и осуществлять деятельность по оказанию услуг аудита не менее трех лет.
Настоящее Указание вступает в силу с 15 июля 2023 года.
Уточнен порядок отражения на счетах бухгалтерского учета обязательств НФО по оплате страховых взносов
Внесены изменения в "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета вознаграждений работникам некредитными финансовыми организациями"
Указание вступает в силу с 1 января 2024 года.
Разъяснены требования к складским помещениям, используемым для хранения алкогольной и спиртосодержащей продукции, расфасованной в потребительскую тару (упаковку), при осуществлении деятельности по ее производству и обороту (за исключением розничной продажи)
Отмечается, что хранение алкогольной и спиртосодержащей продукции, деятельность по производству и обороту (за исключением розничной продажи) которой подлежит лицензированию, должно осуществляться посредством зонирования от иной пищевой продукции, в том числе пива и пивных напитков.
Кроме того, сообщается об отмене требования о необходимости зонирования складских помещений при осуществлении хранения алкогольной продукции лицензиата и наборов, содержащих такую продукцию.
Обновлены форма и порядок представления отчета об эффективности использования средств, предоставленных гражданам, ведущим ЛПХ и уплачивающим налог на профессиональный доход
Уполномоченные исполнительные органы субъектов РФ представляют в Минсельхоз данный отчет в разрезе каждого получателя субсидий за отчетный год, по состоянию на 1 января - не позднее 10 февраля года, следующего за отчетным годом.
Признан утратившим силу приказ Минсельхоза России от 27 сентября 2022 г. N 633.
<Письмо> Минфина России от 02.06.2023 N 27-03-08/51004
"О рассмотрении обращения"
Даны разъяснения по особенностям передачи временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам
Сообщается, в частности, что передача временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам не освобождает декларанта этих товаров от соблюдения иных условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска), установленных главой 29 ГК ЕАЭС, а также не приостанавливает и не продлевает срока временного ввоза (пункт 6 статьи 222 ТК ЕАЭС).
В соответствии с частью 9 статьи 168 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при принятии решения о возможности передачи временно ввезенных товаров иным лицам таможенный орган вправе потребовать от лиц, которым передаются временно ввезенные товары, обеспечения и оформления соответствующих документов на свое имя.
Вместе с тем положениями ТК ЕАЭС (пункт 2 статьи 220 ТК ЕАЭС), а также указанным Федеральным законом предоставление обеспечения не отнесено к обязательным условиям использования, включая передачу декларантом иному лицу, товаров в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска).
По мнению Минфина, исходя из вышеизложенного и учитывая положения пункта 1 статьи 65 ТК ЕАЭС, таможенный орган вправе потребовать обеспечение от лиц, которым декларантом передаются временно ввезенные товары, только в случае, когда декларантом таможенной процедуры временного ввоза такое обеспечение не предоставлялось.
Даны разъяснения по вопросу перемещения физическими лицами товаров и транспортных средств для личного пользования через таможенную границу ЕАЭС
Сообщается, в частности, что порядок перемещения физическими лицами товаров и транспортных средств для личного пользования (далее - ТСЛП) через таможенную границу ЕАЭС регулируется главой 37 ТК ЕАЭС, Решением Совета ЕЭК от 20 декабря 2017 г. N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования" (далее - Решение Совета ЕЭК N 107), а также решениями Комиссии Таможенного союза (Коллегии Евразийской экономической комиссии), изданными на основании ТК ЕАЭС.
Случаи и условия ввоза на таможенную территорию ЕАЭС товаров и ТСЛП с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов установлены приложением N 3 к Решению Совета ЕЭК N 107.
При отсутствии правовых оснований для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов физические лица могут ввозить на таможенную территорию ЕАЭС ТСЛП при условии уплаты таможенных пошлин, налогов по ставкам, установленным таблицей 2 приложения N 2 к Решению Совета ЕЭК N 107.
Таможенные органы, уполномоченные на совершение таможенных операций в отношении ввозимых в РФ физическими лицами ТСЛП, определены приказом Минфина России от 14 января 2020 г. N 4н "О компетенции таможенных органов по совершению определенных таможенных операций в отношении товаров".
Утверждена новая федеральная образовательная программа среднего общего образования
Программа включает три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации программы, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Содержательный раздел включает федеральные рабочие программы учебных предметов, программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся и федеральную рабочую программу воспитания.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности и включает федеральный учебный план, федеральный план внеурочной деятельности, федеральный календарный учебный график и федеральный календарный план воспитательной работы.
Организации, осуществляющие деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, разрабатывают основную образовательную программу среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО и настоящей программой.
Признан утратившим силу приказ Минпросвещения от 23.11.2022 N 1014 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования".
<Письмо> Минпросвещения России от 29.06.2023 N 07-ПГ-МП-25525
"О рассмотрении обращения"
Сообщается о размещении методических рекомендаций реализации мероприятия национального проекта "Образование", направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством обновления материально-технической базы в отдельных общеобразовательных организациях
С 2020 года оператором реализации мероприятия является федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт коррекционной педагогики".
Методические рекомендации реализации мероприятия размещены на сайте оператора в сети "Интернет" в разделе "Нормативное правовое регулирование и научно-методическая поддержка" по адресу: https://ikp-rao.ru/meropriyatie-federalnogo-proekta-sovremennaya-shkola-nacionalnogo-proekta-obrazovanie/.
<Письмо> Минобрнауки России от 28.06.2023 N МН-5/2267-ДА
"О направлении рекомендаций"
В связи с внесенными в Закон об образовании изменениями разработаны методические рекомендации по приему на обучение по программам бакалавриата и специалитета
Федеральным законом от 24 июня 2023 г. N 264-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которыми, в частности, расширяются возможности поступления на обучение по программам бакалавриата и специалитета, а также на подготовительные отделения вузов:
лиц, выполнявших задачи в связи с проведением СВО, лиц, участвовавших в боевых действиях со стороны ДНР, ЛНР;
детей вышеназванных лиц;
детей медицинских работников, умерших в результате инфицирования новой коронавирусной инфекцией.
Поправки, внесенные в Закон об образовании, действуют при проведении приема на обучение на 2023/24 учебный год. Организациям, осуществляющим образовательную деятельность, необходимо в возможно короткий срок внести соответствующие изменения в правила приема, утвержденные самостоятельно.
<Письмо> Росздравнадзора от 12.07.2023 N 04и-577/23
"О подаче заявления на выдачу разрешения"
Росздравнадзор: подать заявление на выдачу разрешения на применение незарегистрированных медицинских изделий для диагностики in vitro можно через Единый портал госуслуг
Подать заявление о выдаче разрешения на применение медицинских изделий, которые предназначены для диагностики заболеваний путем проведения исследований образцов биологического материала человека вне его организма, изготовлены в медицинской организации и применяются в медицинской организации, их изготовившей, можно по ссылке: https://www.gosuslugi.ru/609918/1/form.
КС РФ разрешил взыскивать проценты за несвоевременную выплату уполномоченными государственными органами вознаграждения адвокату, участвующему в уголовном деле по назначению
Труд адвоката, участвующего в деле по назначению органов предварительного расследования или суда, оплачивается за счет средств федерального бюджета в размере и по правилам, которые закреплены постановлением Правительства от 1 декабря 2012 года N 1240.
Отмечено, что в случае участия адвоката в уголовном деле в качестве защитника по назначению единственным способом защиты его права на получение вознаграждения за счет средств федерального бюджета служит требование о взыскании основного долга. Из сложившейся правоприменительной практики следует, что адвокат лишен права на возмещение возникших из-за этого экономических потерь в упрощенном порядке и вынужден доказывать возникновение у него убытков в результате просрочки выплаты вознаграждения, допущенной публичным субъектом.
Как в случае оказания адвокатом услуг по соглашению, так и в случае оказания услуг адвокатом по назначению вознаграждение имеет - несмотря на разные источники его выплаты и разные условия определения его размера - схожие цели оплаты затраченного на оказание услуг труда, а его несвоевременная оплата уполномоченным государственным органом влечет причинение убытков адвокату в результате такого бездействия. Таким образом, в отсутствие специальных нормативных положений об ответственности уполномоченных государственных органов за несвоевременную выплату вознаграждения адвокату по назначению, не может исключаться применение для целей привлечения к ответственности пункта 1 статьи 395 ГК РФ.
Пункт 1 статьи 395 ГК РФ в нормативном единстве с пунктом 3 статьи 2, подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 и пунктом 2 статьи 307 ГК РФ не могут выступать в качестве основания для отказа в удовлетворении требования адвоката, участвовавшего в уголовном деле по назначению, о взыскании процентов за несвоевременную выплату уполномоченными государственными органами вознаграждения за такое участие.
Федеральный законодатель не лишен возможности установить специальное правовое регулирование возмещения убытков (финансовых потерь), обусловленных просрочкой выплаты вознаграждения адвокату, участвовавшему в уголовном деле по назначению.
Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru