Название документа
Статья: Дело - табак, или Новые запреты для курильщиков
(Королева Я.Ю.)
("Руководитель бюджетной организации", 2013, N 4)
Информация о публикации
Королева Я.Ю. Дело - табак, или Новые запреты для курильщиков // Руководитель бюджетной организации. 2013. N 4. С. 35 - 43.
"Руководитель бюджетной организации", 2013, N 4
ДЕЛО - ТАБАК, ИЛИ НОВЫЕ ЗАПРЕТЫ ДЛЯ КУРИЛЬЩИКОВ
23 февраля Президент РФ подписал Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Антитабачный закон). Многие нововведения Закона, вступающего в силу 01.06.2013, за исключением некоторых положений, коснутся непосредственно бюджетных организаций. Предлагаем ознакомиться с вводимыми нормами.
Где нельзя курить
Наибольшее внимание при обсуждении данного законопроекта на портале общественной экспертизы вызвала ст. 12 Антитабачного закона, вводящая запрет курения на отдельных территориях, в помещениях и на объектах. Для предотвращения воздействия табачного дыма на здоровье человека, в частности, Законом полностью запрещается курение на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждений культуры и органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг.
Также запрещено курение в помещениях социальных служб, помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях.
К сведению. Согласно ст. 209 ТК РФ рабочее место - это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Согласно п. 6 ст. 12 Антитабачного закона органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах и помещениях.
О местах для курения
Пункт 2 ст. 12 Антитабачного закона предусматривает право собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допустить курение табака в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции. Федеральный закон от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака", который в связи с введением Антитабачного закона утрачивает силу, возлагал на работодателя обязанность по оснащению специально отведенных мест для курения табака (п. 2 ст. 6). Согласно Антитабачному закону организация и обустройство курилок уже не является обязанностью работодателя.
Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Данные требования должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством РФ гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий.
Проект приказа Минрегиона России и Минздрава России "Об утверждении Требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака" предполагает, что только собственник имущества принимает решение об обустройстве курилки. Так, согласно проекту специальные места и помещения для курения выделяются в местах, которые не являются территориями, помещениями и объектами, где курение табака запрещено, и соответствуют гигиеническим нормативам содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий, установленным на основании санитарного законодательства РФ.
Места для курения должны соответствовать гигиеническим нормативам содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табака, установленным согласно санитарному законодательству.
В обязательную комплектацию курилки на открытом воздухе входят знак "Место для курения", пепельницы, искусственное освещение, информационные материалы о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма. Зона для курения, находящаяся в помещении, должна отделяться дверью, препятствующей проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения. С внешней стороны двери должен быть размещен знак "Место для курения". Помещение нужно оборудовать приточно-вытяжной системой вентиляции с механическим побуждением, а также разместить в нем огнетушитель. Обязательно наличие пепельниц, искусственного освещения и информационных материалов.
При утверждении приказа данные требования вступят в силу 01.07.2013.
Как и где размещать знак запрета
Пункт 5 ст. 12 Антитабачного закона предусматривает размещение знака о запрете курения для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено. Требования к данному знаку и порядку его размещения устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Минздравом разработан проект данных требований. Так, согласно проекту знак о запрете должен быть размером не менее 200 x 200 мм, за исключением знака о запрете курения, размещаемого в транспортном средстве, и дополнительного знака о запрете курения, размеры которых могут быть меньше.
Изображение знака о запрете курения может быть нанесено с использованием различных технологий на поверхность материала-носителя, в том числе металла, пластика, силикатного или органического стекла, самоклеящейся полимерной пленки, самоклеящейся бумаги и других материалов. Такой знак может сопровождаться надписями "Не курить", "Курить запрещено", "No smoking" и (или) информацией о размере штрафов за курение.
Знак о запрете курения должен быть размещен у каждого входа на территории, в здания и объекты, где курение запрещено, в местах общего пользования (туалетах), а также на двери транспортных средств. Если в помещениях предусмотрено оказание разнородных услуг, запрещающий знак размещается у входа в каждое такое помещение.
Просвещение и информирование населения
Антитабачный закон обязывает образовательные и медицинские организации организовать обязательное просвещение населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма в процессе воспитания и обучения. Работодатели должны организовать аналогичный просветительный процесс на рабочих местах (п. 2 ст. 15). Делается это в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия, профилактики заболеваний курильщиков, формирования ответственного отношения к здоровью и отрицательного отношения к потреблению табака.
Просвещения и информирование включают в себя предоставление информации:
1) о преимуществах прекращения потребления табака;
2) об отрицательных медицинских, демографических и социально-экономических последствиях такого потребления;
3) о табачной промышленности.
Основные направления и цели просвещения определяются в рамках информационно-коммуникационной стратегии по борьбе с потреблением табака. Стратегия утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Просвещение и информирование осуществляются органами государственной власти и местного самоуправления.
Просвещение и информирование могут осуществляться различными способами: через Интернет, СМИ, горячие телефонные линии, листовки, брошюры, мероприятия и т.д. Органы государственной власти, подготовившие информационные материалы о вреде курения, обязаны согласовать их с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в установленном им порядке (п. 7 ст. 15).
Демонстрация табачных изделий и курения
Руководители культучреждений и других организаций, где проходят показы кинофильмов, постановки спектаклей, культмассовые мероприятия, с 01.06.2014 должны учитывать новые требования на запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака, прописанные в ст. 16 Антитабачного закона. В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия, в частности, запрещается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, театрально-зрелищных представлениях, радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака. Аналогичные требования распространяются на произведения, предназначенные для взрослых, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла.
При демонстрации же аудиовизуальных произведений, в которых присутствуют табачные изделия и процесс курения, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной антитабачной рекламы.
Запреты Антитабачного закона распространяются на организацию и проведение мероприятий (в том числе лотерей, конкурсов, игр), условием участия в которых является приобретение табачных изделий, а также на организацию и проведение культурных, физкультурных, спортивных и других массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых является прямое или косвенное побуждение к приобретению табачных изделий, потреблению табака (в том числе использование табачных изделий в качестве призов). Запрещена благотворительная деятельность и спонсорство с использованием логотипа и наименований табачных компаний.
Однако, если речь идет об информировании населения о вреде курения, демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака допустима.
Медпомощь курильщикам
Статья 17 Антитабачного закона закрепляет право граждан на получение медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака при их обращении в медорганизации. Данная помощь включает профилактику, диагностику и лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, и осуществляется медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи <1>. Медицинская помощь обратившимся гражданам оказывается на основе стандартов медицинской помощи и в соответствии с порядком оказания медицинской помощи.
<1> Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 N 1074 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
При этом согласно п. 4 ст. 17 Антитабачного закона лечащий врач обязан дать своему пациенту независимо от причины обращения рекомендации о прекращении потребления табака и предоставить необходимую информацию о соответствующей медпомощи, которая может быть оказана.
Ограничения торговли табачной продукции
Руководителям бюджетных организаций следует знать некоторые новые правила ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями, закрепленные ст. 19 Антитабачного закона, в частности то, что в зону запрета продажи табачной продукции попадают территории и помещения, предназначенные для оказания образовательных услуг, услуг учреждений культуры, учреждений органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, услуг в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Также торговля табачными изделиями запрещена на расстоянии менее чем 100 м по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.
Антитабачный контроль
Согласно ст. 21 Антитабачного закона государственный контроль в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Право на осуществление такого контроля имеют федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные функции в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, в сфере здравоохранения, соблюдения законодательства РФ о рекламе, а также специальные функции по борьбе с контрабандой.
Новым Законом предусмотрена и организация при помощи Интернета и телефонии сбора информации по вопросам нарушения антитабачного законодательства (п. 5 ст. 15 Антитабачного закона).
Административная ответственность
13.02.2013 в Госдуму внесен проект федерального закона N 222563-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О рекламе" в связи с принятием Федерального закона "Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака". Текст законопроекта опубликован на официальном сайте Госдумы, предполагается, что соответствующий закон вступит в силу 01.06.2013.
Так, за вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака может быть введен штраф для граждан в размере от 500 до 1000 руб.
За спонсорство табака предлагается штрафовать должностных лиц на сумму от 5000 до 7000 руб., юридические лица - от 80 000 до 150 000 руб. (либо административно приостанавливать деятельность на срок до 90 суток).
Незаконная демонстрация табачных изделий и процесса их потребления в информационной продукции будет наказываться штрафом для должностных лиц - от 8000 до 10 000 руб., для юридических лиц - от 80 000 до 100 000 руб. За то же деяние, совершенное в отношении несовершеннолетних, может быть наложен административный штраф на должностных лиц в размере от 10 000 до 15 000 руб.
Реклама табака, стимулирование продажи табачной продукции (табачных изделий) или потребления табака грозит штрафом для должностных лиц в размере от 5000 до 20 000 руб., для юридических лиц - от 100 000 до 500 000 руб. (либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток). Рекламная продукция будет конфискована.
За курение табака на запрещенных Федеральным законом отдельных территориях, в помещениях и объектах штраф для граждан составит от 1000 до 1500 руб.
Финансовое обеспечение Антитабачного закона
Согласно ст. 82 гл. 11 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, средства ОМС, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством РФ источники.
Программой "Развитие здравоохранения", утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2012 N 2511-р, предусмотрено снижение в 2020 г. распространенности потребления табака среди взрослого населения до 25%, среди детей и подростков - до 15%. Данная Программа включает Подпрограмму 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи", так как эффективность мер профилактики не только сопоставима с лечебными мерами, но даже превышает их. Поэтому комплекс профилактических мер выделен в обособленный элемент управления в сфере охраны здоровья, что в полной мере соответствует мировому тренду формирования здорового образа жизни населения.
В соответствии с положениями Закона N 323-ФЗ реализация приоритета профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается в том числе разработкой и реализацией органами государственной и муниципальной власти программ формирования здорового образа жизни, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению факторов риска неинфекционных заболеваний, их коррекции. Здоровый образ жизни предполагает отказ от потребления табака, а также защиту от пассивного курения.
К сведению. Репрезентативный опрос, проведенный Российской экономической школой и ВЦИОМ, показал, что более 80% россиян поддерживают полный запрет на курение в общественных местах и на рабочих местах, включая рестораны и бары.
Подпрограмма 1 реализуется в два этапа: 2013 - 2015 гг. и 2016 - 2020 гг.
Всего на реализацию подпрограммы 1 в 2013 г. предусмотрено 944 150 480 000 руб. При этом из федерального бюджета будет выделено 128 156 602 000,2 руб. Из этой суммы непосредственно на формирование здорового образа жизни и профилактику различных зависимостей, в том числе табачной, предусмотрено 53 519 902 000 руб., то есть немногим меньше половины общей суммы. Консолидированные бюджеты субъектов РФ на реализацию подпрограммы 1 в текущем году выделят 316 241 226 000,3 руб. Еще один источник финансирования - ФФОМС - направит 499 752 651 000,5 тыс. руб.
В Программе "Развитие здравоохранения" прописано финансирование подпрограммы 1 до 2020 г. К этому времени общее финансирование по данному направлению должно увеличиться практически в три раза.
Я.Ю.Королева
Эксперт журнала
Информация предоставлена компанией "КонсультантПлюс"
Предоставленные документы включены в Системы КонсультантПлюс