с 11 по 18 апреля 2023 года

• АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ 2022 — 2023

Порядок предоставления грантов изложен в новой редакции.

Уточнено, что документ разработан в рамках реализации мероприятий по стимулированию научно-исследовательской деятельности и развитию научно-технической сферы в Республике Башкортостан в соответствии с государственной программой «Развитие науки и технологий в Республике Башкортостан», а также в рамках реализации Программы деятельности научно-образовательного центра мирового уровня «Евразийский научно-образовательный центр мирового уровня».

Ранее установленное требование к публикации молодыми учеными — кандидатами наук статей в научных изданиях, индексируемых в Web of Science Core Collection и Scopus, приостановлено до 31 декабря 2023 года.

Уточнены требования, предъявляемые к организациям — претендентам на получение гранта. Так, организация не должна являться иностранным юридическим лицом, в том числе местом регистрации которого является офшорная зона, российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля прямого или косвенного (через третьих лиц) участия офшорных компаний в совокупности превышает 25 процентов (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации); не должна находиться в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму либо сведения о причастности к распространению оружия массового уничтожения.

В случае предоставления гранта на возмещение затрат (части затрат), возмещаются документально подтвержденные расходы, осуществленные организацией в год предоставления гранта: в первый год предоставления — по состоянию на 1 число месяца, в котором планируется подача заявки; во второй год — по состоянию на дату заключения соглашении о предоставлении гранта.

Установлен срок действия Указа — по 31 декабря 2023 года.

К случаям, в которых выплата не предоставляется, отнесен случай получения мобилизованным гражданином и (или) членом его семьи аналогичной денежной выплаты вне зависимости от периодичности и размера выплаченных денежных средств на основании нормативных правовых актов иных субъектов Российской Федерации.

Выплата может осуществляться по месту фактического проживания супруги (супруга) мобилизованного гражданина или законного представителя его ребенка (детей).

Уточнен перечень документов, требуемых для получения выплаты.

• ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

В суд с исковым заявлением обратилось ООО «Бриг», являющееся собственником спорного здания, включенного в Перечни. Земельный участок, на котором расположено спорное здание, имеет вид разрешенного использования «Обслуживание автотранспорта, общественное питание, склады». Согласно техническому паспорту площадь здания равна 4892,5 кв. м, при этом площадь помещений, подпадающих под критерии статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для установления налоговой базы, составляет 0,08%, то есть менее требуемых 20% от общей площади объекта. Помещение «кабинет», имеющееся в здании, нельзя расценить как офис, поскольку эти термины не равнозначны. На основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, здание не подлежит включению в Перечни на 2020, 2021, 2022, 2023 годы.

Спорное здание расположено в пределах земельного участка, вид разрешенного использования которого — «Физкультурно-оздоровительные сооружения, спортивные площадки». Административный истец является сособственником земельного участка и собственником здания. Согласно техническому паспорту на 1 августа 2006 года площадь здания составляет 3524,8 кв. м. Техническая документация не подтверждает наличие 20% общей площади помещений, назначение которых предусматривает размещение офисов, сопутствующей инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания. Следовательно, чтобы признать нежилое здание используемым для размещения объектов делового, административного и коммерческого назначения, более 20% его общей площади должно включать в себя помещения, фактически используемые для перечисленных целей. В акте обследования здания необходимые доказательства отсутствуют. Согласно представленным истцом актам аренды помещений под объекты общественного питания и бытовые услуги населения используется 375,5 кв. м, то есть менее 20% от общей площади. На основании всех представленных материалов дела судом принято решение удовлетворить исковое заявление.

Судом установлено, что в пункт 741 Перечня на 2022 год включено нежилое здание, имеющее наименование «Солдатский клуб» и расположенное на земельном участке с видом разрешенного использования «Для иных целей». Административный истец является сособственником земельного участка (общая долевая собственность 1/3). Техническая документация на здание не подтверждает наличие 20% общей площади помещений, назначение которых предусматривает размещение офисов и сопутствующей инфраструктуры, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания. В акте фактического использования здания также нет сведений о площади помещений, используемых для вышеуказанных видов деятельности. Согласно нормам регионального законодательства отдельно стоящие нежилые здания включаются в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, при условии, что их площадь составляет свыше 2000 кв. м. Между тем площадь спорного здания равна 1515,3 кв. м. Суд постановил, что пункт 741 Перечня на 2022 год подлежит признанию недействующим с момента принятия Перечня.

Из технического плана спорного здания по состоянию на 25 марта 2019 года следует, что помещения, предназначенные для торговой деятельности, составляют 287,4 кв. м от общей площади здания 2251,5 кв. м. Таким образом, техническая документация не подтверждает наличие 20% общей площади помещений, имеющих назначение, предусматривающее размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, а также торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания. Следовательно, чтобы признать нежилое здание используемым в целях размещения вышеуказанных объектов, более 20% его общей площади должно включать в себя помещения, фактически используемые для перечисленных целей. Судом установлено, что акт обследования фактического использования здания не содержит необходимых доказательств, например, не определено процентное соотношение по видам деятельности, осуществляемой в помещениях, так как отсутствовали доступ в здание и техническая документация на него. Доказательства того, что нежилые помещения используются для видов деятельности, на основании которых здание могло быть включено в Перечень на 2022 год, в материалах дела отсутствуют.

Административный истец ООО Инвестиционная компания «Верда» обратилось в суд с заявлением о признании недействующими вышеуказанных пунктов, полагая, что спорное здание не соответствует требованиям статьи 2.1 Закона республики от от 28 ноября 2003 года N 43-з «О налоге на имущество организаций» и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Оспариваемые пункты Перечней на 2022 и 2023 годы нарушают права административного истца как собственника помещения и налогоплательщика. Представленный акт обследования фактического использования здания не может быть признан достаточным доказательством, поскольку обследование проведено без доступа на объект, отсутствуют сведения о площади, используемой для каждого из видов деятельности. Здание расположено на земельном участке с видом разрешенного использования «Для размещения теплицы», который прямо не предполагает размещение офисных зданий, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, то есть не является основанием для установления налоговой базы объекта как его кадастровой стоимости. Принимая во внимание все представленные материалы дела, суд постановил, что спорное здание не подлежит включению в Перечни на 2022 и 2023 годы.

Административным истцом по делу является ООО «Ашкадар» — собственник нежилого помещения, расположенного в здании, включенном в пункт 2181 Перечня на 2023 год. Истец полагает, что здание не соответствует требованиям статьи 2.1 Закона республики от 28 ноября 2003 года N 43-з «О налоге на имущество организаций» и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушая права административного истца как собственника помещения и налогоплательщика. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого «Для обслуживания нежилого строения — гостиницы», что не является необходимым доказательством для включения объекта в Перечень на 2023 год. Назначение помещения «кабинет», имеющегося в здании, нельзя расценить как предусматривающее размещение офиса для целей применения статьи 378.2, поскольку термин «кабинет» не является тождественным термину «офис». Площадь помещений, подпадающих под критерии статьи 378.2, составляет 9,5%, то есть менее требуемых 20% от общей площади здания 3605 кв. м. Суд принял решение удовлетворить административное исковое заявление.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости нежилое здание расположено на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования «Под производственную базу». Данный вид прямо не указывает на размещение зданий делового назначения, объектов торговли или общественного питания, оказания бытовых услуг. В техническом паспорте отсутствует указание на наличие помещений, назначение которых позволяет установить налоговую базу объекта как его кадастровую стоимость. Доказательств, свидетельствующих о том, что проводились мероприятия по обследованию здания с целью определения вида его фактического использования для включения в Перечни на 2019 год и на 2020 год, административным ответчиком не представлено. Судом принято решение удовлетворить требования административного истца.

В судебном заседании установлено, что в пункт 711 Перечня на 2022 год включено нежилое здание, которое расположено в пределах земельного участка с видом разрешенного использования «Центры социального обслуживания; социально-реабилитационный центр». Административный истец является собственником земельного участка. Указанный вид разрешенного использования не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, что позволило бы согласно статье 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации отнести здание к объектам, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества. Техническая документация не подтверждает наличие 20% общей площади помещений, имеющих назначение, предусматривающее размещение вышеуказанных объектов. В акте фактического использования здания указано, что согласно сведениям информационного сайта 2gis и сведениям, полученным в ходе фактического осмотра, в здании расположены объекты торговой, административной и бытовой деятельности. Однако процентное соотношение по видам деятельности в документе не определено, отсутствует распечатка с 2gis на дату осмотра 18 ноября 2021 года, договоры аренды помещений не исследовались. Суд признает недействующим пункт 711 Перечня на 2022 год в части включения в него объекта недвижимого имущества, поскольку оспариваемое положение содержит противоречия федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

В суд с исковым заявлением обратилось ООО «АвтоСтройКомплект», являющееся собственником нежилых помещений, расположенных в спорном здании. Согласно статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения таких объектов в размере не менее 20% от общей площади здания. Согласно техническому паспорту площадь здания составляет 2418,1 кв. м, среди помещений имеется торговый зал 49,2 кв. м, то есть 2,03% от общей площади здания, что не позволяет по критерию площади включить спорный объект в Перечень на 2022 год. Иные представленные документы также не содержат необходимых сведений. Суд принял решение удовлетворить исковое заявление.

Административным истцом по делу выступает ООО «ПолотнОпт», являющееся собственником нежилых помещений, расположенных в спорном здании. Истец полагает, что оспариваемый пункт Перечня нарушает его права как собственника помещений и налогоплательщика. Исходя из приведенных федеральных и региональных норм, для признания включения спорного здания в Перечень на 2023 год законным суду надлежало установить, что оно либо расположено на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования, предусматривающий размещение объектов, налоговая база которых определяется как их кадастровая стоимость, либо назначение, разрешенное использование, наименование помещений или фактическое использование помещений общей площадью не менее 20% от площади здания в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение вышеуказанных объектов. Представленный акт обследования по определению фактического использования объекта не может быть признан достаточным доказательством, поскольку обследование проведено без доступа в здание, отсутствуют сведения о площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности, и площади помещений общего пользования. На основании всех рассмотренных судом материалов дела спорное здание не подлежит включению в Перечень на 2023 год.

Представленные акты обследования по определению фактического использования здания не могут быть признаны достаточными доказательствами, поскольку обследования проведены без доступа на объект, отсутствуют сведения о площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности, и площади помещений общего пользования. Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, — «Производственная площадка», что прямо не предполагает размещение зданий делового, административного и коммерческого назначения, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Включение нежилого здания в пункт 4004 Перечня на 2020 год, в пункт 1813 Перечня на 2021 год, в пункт 26 Перечня на 2022 год нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая обязанности по уплате налога на имущество в повышенном размере.

ООО «БКС-плюс», являясь собственником нежилого помещения, расположенного в спорном нежилом здании, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1230 Перечня на 2022 год. В судебном заседании установлено, что земельный участок, на котором расположено здание, имеет вид разрешенного использования «Для эксплуатации складских помещений». Данный вид не является безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для установления налоговой базы объекта как его кадастровой стоимости, так как прямо не предполагает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Также судом установлено, что общая площадь помещений, подпадающих под критерии, предусмотренные статьей 378.2, равна 874,4 кв. м, то есть 19,6% от общей площади здания 4447,1 кв. м, что меньше требуемых 20%. Суд признает недействующим с момента принятия пункт 1230 Перечня на 2022 год.

ООО «Управление предприятием, финансами и бизнесом» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1485 Перечня на 2023 год, полагая, что спорное здание не соответствует требованиям налогового законодательства для определения налоговой базы объекта как его кадастровой стоимости. Согласно сообщению филиала ППК «Роскадастр» у объекта установлена связь с земельным участком, вид разрешенного использования которого «Административные здания; магазины товаров первой необходимости, универсамы». Наименование здания в его техническом плане «Торгово-офисное здание» не является самостоятельным основанием для отнесения объекта к предприятиям общественного питания и торговым центрам. В материалах дела отсутствуют доказательства размещения таких объектов в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности. Спорное здание не подлежит включению в Перечень на 2023 год.

В суд с исковым заявлением о признании недействующими с момента принятия Перечня на 2021 год в части включения в пункты 85, 86 и Перечня на 2022 год в части включения в пункты 912, 915 нежилых зданий обратилось ООО «Центр-Инвест». В обоснование требований истец указал, что здания и земельный участок, на котором они расположены, не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Нежилые здания используются как склад. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых и торговых центров (комплексов) и помещений в них. Техническая документация на здания не подтверждает наличие 20% общей площади помещений, предназначенных для размещения вышеуказанных объектов. Акт обследования фактического использования здания составлен с нарушениями. При таких обстоятельствах суд признает недействующими пункты Перечня на 2021 год и Перечня на 2022 год в части включения в них спорных объектов недвижимого имущества, поскольку оспариваемые положения содержат противоречия федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Судом было рассмотрено административное дело по исковому заявлению ООО «Люкс-Стоматология» к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующими пункта 2533 Перечня на 2021 год и пункта 489 Перечня на 2022 год с момента принятия Перечней. Истец полагает, что спорное здание не соответствует требованиям налогового законодательства, согласно которым налоговая база для некоторых объектов недвижимости устанавливается как кадастровая стоимость объекта. Суд определил, что на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, здание не подлежит включению в Перечни на 2021 и 2022 годы, его включение нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая обязанности по уплате налога на имущество в повышенном размере.

Суду надлежало установить соответствие спорного нежилого здания требованиям налогового законодательства, согласно которым налоговая база объекта устанавливается как его кадастровая стоимость. Здание либо должно быть расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; либо назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% от общей площади в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости или в документах технического учета, предусматривает размещение вышеуказанных объектов либо фактически используется для размещения. Согласно техническому паспорту в здании имеются следующие помещения: лестничная клетка, коридор, склад, бойлерная, кабинет, санузел. Термин «кабинет» не является тождественным термину «офис». Акты обследования по определению фактического использования здания не могут быть признаны достаточными доказательствами, поскольку обследования проведены без доступа в здание, кроме того, отсутствуют сведения о площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности, и площади помещений общего пользования. Суд признал недействующими Перечни на 2020, 2021, 2022, 2023 годы в части включения в них спорного объекта недвижимости.

В судебном заседании установлено, что в пункт 2273 Перечня на 2021 год включено нежилое здание площадью 1088 кв. м, назначение: «Нежилое», наименование: «Нежилое здание». Здание расположено на земельном участке с видом разрешенного использования «Пищеблок», который в полной мере не соответствует виду разрешенного использования, содержащемуся в строке с кодом 4.6 «Общественное питание» Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540. По техническим паспортам на 27 июня 2019 года и на 9 августа 2018 года в объекте имеются, в том числе, торговый зал площадью 82,2 кв. м и два буфета площадью 13,1 кв. м и 44,4 кв. м. Площадь торгового зала и буфетов составляет 139,7 кв. м (12,85% от общей площади здания 1088 кв. м). В техническом паспорте по состоянию на 23 сентября 2004 года указано, что в здании среди прочих помещений располагаются торговый киоск, хлеборезочная, мясной и овощной цеха, малый банкетный зал площадью 19,31% от общей площади здания. Наименования «хлеборезочная», «мясной цех», «овощной цех», «холодильная камера» не свидетельствуют об отнесении помещений к объектам общественного питания. Таким образом, документами технического учета не подтверждается, что спорное здание подлежало включению в Перечень на 2021 год исходя из критерия предназначения помещений. Акт обследования фактического использования здания составлен с нарушениями. Иных доказательств, подтверждающих соответствие спорного объекта условиям, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административный ответчик не представил. Суд принял решение удовлетворить исковое заявление.

ООО «Салават нефтехим автоматика» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия нормативного правового акта в части включения в пункт 593 Перечня на 2022 год нежилого здания. В обоснование требований указано, что здание и земельный участок, на котором оно расположено, не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В здании площадью 1053,9 кв. м расположена администрация организации, 35,9 кв. м сдается в аренду. Включение здания в Перечень на 2022 год нарушает права административного истца, незаконно возлагая обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости наименованием здания является «МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида N 5». Вид разрешенного использования земельного участка — «Для обслуживания детского сада N 5». Земельный участок и здание принадлежат истцу на праве собственности. Вид разрешенного использования земельного участка, наименование здания не предусматривают размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, то есть не соответствует условиям статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации для отнесения здания к объектам, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества. Иные необходимые сведения для включения здания в Перечень на 2022 год административным ответчиком не представлены. Суд принял решение удовлетворить требования истца.

В судебном заседании установлено, что в пункт 227 Перечня на 2021 год и в пункт 1011 Перечня на 2022 было включено 4-этажное нежилое здание общей площадью 22322,7 кв. м, расположенное на земельном участке категории земель «Земли населенных пунктов», имеющее вид разрешенного использования «Для эксплуатации административно-производственных и торгово-складских помещений». Техническая документация на здание не подтверждает наличие 20% общей площади помещений, имеющих назначение, предусматривающее размещение деловых, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания. Суд, проверив представленные акты обследования здания от 22 октября 2020 года и от 30 апреля 2021 года, приходит к выводу, что акты составлены с нарушением Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Постановлением Правительства республики от 23 мая 2018 года N 233. В связи с отсутствием иных доказательств, подтверждающих обоснованность включения здания в Перечни на 2021 и 2022 годы, судом принято решение признать недействующими пункты 227 и 1011 с момента принятия нормативных правовых актов.

• ЖИЛИЩЕ

Средняя рыночная стоимость одного квадратного метра составляет 100144 рублей.

• ФИНАНСЫ

Объем субсидий, выделяемых в 2023 году на реализацию проектов, основанных на инициативах школьников муниципальных образовательных учреждений, увеличен с 30 млн. рублей до 70 млн. рублей.

• ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Предельный размер платы установлен с учетом типов и категорий транспортных средств и может самостоятельно понижаться операторами техосмотра.

Продолжительность технического диагностирования принята в соответствии с Правилами проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 года N 1434.

За выдачу дубликата диагностической карты на бумажном носителе взимается плата в размере одной десятой предельного размера платы.

Признано утратившим силу Постановление Правительства республики от 30 декабря 2011 года N 518, которым ранее был установлен предельный размер платы.

Уточнены категории заявителей на получение государственной услуги: юридические лица; индивидуальные предприниматели — граждане Российской Федерации; юридические лица, с которыми заключены гражданско-правовые договоры на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ; субъекты естественной монополии в области железнодорожного транспорта, с которыми заключены гражданско-правовые договоры на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

При предоставлении государственной услуги Министерство взаимодействует с Федеральной налоговой службой и Управлением Федерального казначейства по Республике Башкортостан.

Заявителю выдается утвержденное заключение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения. Максимальный срок предоставления заключения увеличен с 20 до 35 рабочих дней. Уточнено, что срок проведения государственной экспертизы составляет не более 20 рабочих дней с возможностью продления, но не более чем также на 20 рабочих дней.

Уточнен перечень документов, которые заявителю подлежит представить. Предусмотрены основания для отказа в приеме документов, установлен порядок формирования и направления межведомственных запросов о представлении документов (сведений).

В форму заявления о проведении государственной экспертизы включена информация о согласии заявителя на обработку его персональных данных, в связи с чем из документа исключено приложение «Согласие на обработку персональных данных».

Тарифы установлены для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения и населения и действуют по 31 декабря 2023 года.

Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы