Условие скидки о ее взыскании с потребителя за отказ от допуслуг: КС РФ разъяснил положения ГК РФ

Конституционный суд сделал несколько важных выводов для розничных продавцов. Речь идет о тех, которые включают в договоры с потребителями условие о возврате скидки, если они досрочно прекращают договоры кредита или страхования. Полагаем, ряд позиций полезно знать и другому ретейлу. Подробности в нашем обзоре.

Обстоятельства дела

Гражданин купил в кредит автомобиль со скидкой. По договору автодилер предоставляет ее, если покупатель среди прочего заключает договор добровольного страхования жизни и здоровья. Также стороны предусмотрели, что отказ от страховки аннулирует скидку и на ее сумму повышает цену ТС.

Когда гражданин погасил кредит, то отказался от страхования. Автодилер потребовал вернуть сумму скидки, но покупатель отказал. В судах последний ссылался в том числе на то, что продавец подготовил для гражданина типовые договор и соглашение к нему без возможности их поправить.

Явно обременительные условия

По мнению КС РФ, к явно обременительным для гражданина условиям можно отнести положения о цене, которые определили с помощью манипулирования информацией о реальной стоимости. Речь о методах, которые мешают покупателю осознать окончательную сумму, например:

  • продавец указывает цену со скидкой с условием оплаты дополнительных товаров и услуг по завышенной (нерыночной) цене;
  • он предлагает скидку с произвольной или нерыночной по обычным меркам цены;
  • он называет цену, которая противоречит рекламе, публичной оферте, данным на сайте продавца или изготовителя.

Также очевидно обременительное условие — положение о возврате всей скидки, когда потребитель досрочно и односторонне прекратил договоры потребкредита или страхования. При этом их условия значительно менее выгодны для гражданина, чем могли быть без продавца.

Злоупотребление правом и навязывание невыгодных условий

Суды могут счесть злоупотреблением правом действия продавца, которые создают видимость свободного выбора между такими вариантами:

  • купить товар "со скидкой", но переплатить за иные товары, работы или услуги;
  • приобрести товар "без скидки" по цене выше рыночной.

В ситуации, когда продавец манипулирует конечной ценой, суд должен отказаться взыскать доплату с покупателя, если скидку аннулировали полностью или частично. Другой вариант — изменить или расторгнуть договор по требованию потребителя.

Поведение продавца могут расценить и как навязывание покупателю невыгодных условий способом, когда покупку товара обуславливают обязательным приобретением страховых или кредитных продуктов. Речь идет о случае, если отказ от них будет означать принятие явно обременительных условий, на что вряд ли пойдет средний покупатель.

Очевидное неравенство в переговорах

Чтобы признали явное неравенство переговорных возможностей продавца и покупателя, которое явно мешает согласовать другие условия сделки, нужно среди прочего доказать ряд фактов. Это могут быть такие обстоятельства:

  • продавец доминирует на рынке;
  • он предоставляет потребителю неполную и недостоверную информацию, в т.ч. в рекламе;
  • продавец запрещает гражданину вносить в договор изменения или требует согласовывать правки потребителя с иными лицами в неразумный срок.



Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа

или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Еще больше новостей: Респект-Решения и Ясная бухгалтерия