Инвентаризацию с 1 апреля 2025 года нужно проводить по ФСБУ

Минфин утвердил стандарт бухучета "Инвентаризация". Обязательным он станет с 1 апреля 2025 года, однако организации могут начать применять правила и раньше. Рассмотрим основные положения ФСБУ.

Что будет объектами инвентаризации

Инвентаризация должна выявить все активы и обязательства организации, в том числе:

  • объекты бухучета, которые не учитывают в активах и обязательствах, но отражают на забалансовых счетах, и информацию о которых раскрывают в бухотчетности;
  • нематериальные активы и капвложения в них;
  • деньги на счетах, финансовые вложения;
  • дебиторскую задолженность;
  • отложенные налоговые активы и обязательства;
  • источники финансирования деятельности организации.

Когда инвентаризация будет обязательной

Инвентаризацию нужно проводить, если организация, например:

  • составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • передает активы (кроме обычной деятельности) в аренду либо управление или отчуждает их;
  • меняет материально ответственного работника;
  • установила, что активы утратили, испортили или повредили;
  • реорганизована. Исключение — преобразование;
  • ликвидирована.

Для каждого из случаев предусмотрели свой срок инвентаризации. Так, при передаче в аренду это момент непосредственно перед передачей.

Как станут проводить инвентаризацию

Для инвентаризации нужно создать одну или несколько комиссий. Есть случаи, когда комиссия необязательна. Это, например, ситуация, когда у организации из работников только руководитель или руководитель и бухгалтер.

Среди особенностей проверки объектов можно назвать такие:

  • ОС, капвложения в них, запасы, наличность и денежные документы проверяют по местонахождению активов и каждому матответственному;
  • нельзя определять наличие активов со слов матответственных или по регистрам бухучета;
  • количество запасов в неповрежденной упаковке поставщика можно посчитать исходя из числа упаковок, выборочно проверив их часть;
  • вес или объем навалочных запасов можно определить по обмерам и техническим расчетам.

Как будут квалифицировать результаты

Инвентаризация может выявить расхождения между фактическим наличием и сведениями регистров бухучета. Это и есть результат. Чтобы его квалифицировать, нужно определить:

  • объекты в излишке;
  • недостачу активов в пределах, сверх или при отсутствии норм естественной убыли;
  • можно ли использовать испорченные и поврежденные активы или их продать;
  • есть ли пересортица активов;
  • можно ли возместить недостачу, списать дебиторскую задолженность как сомнительную или безнадежную, списать обязательства и т.д.

Результаты инвентаризации принимают к бухучету по такой оценке:

  • активы в излишке — по их справедливой или балансовой стоимости либо балансовой стоимости аналогичных активов;
  • недостачу активов — по их балансовой стоимости;
  • расхождения в оценочных обязательствах, отложенных налоговых активах и обязательствах — по суммам, которые подтверждены расчетами.



Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа

или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Еще больше новостей: Респект-Решения и Ясная бухгалтерия