с 28 марта по 3 апреля 2023 года

<< Топ-5 популярных вопросов

#специалисту по госзакупкам

Заключен муниципальный контракт, в 2018 году работы были приостановлены, сейчас сторонами принято решение о возобновлении работ с увеличением цены контракта на 10%. Однако у заказчика в 2023 году нет финансирования, в связи с чем дополнительное соглашение об увеличении стоимости он заключить не может. В адрес подрядчика заказчик направит гарантийное письмо о том, что просит возобновить работы, а также заключение дополнительного соглашения об увеличении стоимости. Есть ли практика таких гарантийных писем, не обманет ли потом заказчик?

Посмотреть ответ специалиста

Судебная практика о взыскании увеличенной стоимости выполненных работ по контракту на основании Гарантийного письма не выявлена. Между тем, имеется судебная практика о разрешении споров о взыскании дополнительно выполненных работ на основании Гарантийного письма, позиция которых сводится к следующему:

  1. Гарантийное письмо не может быть расценено как внесение изменений в контракт.
  2. В отсутствие подписанного дополнительного соглашения стоимость дополнительно выполненных работ не может быть взыскана.
  3. Совершение сделки в отсутствие лимитов ничтожно.

Таким образом, не рекомендуем возобновлять работы в отсутствие финансирования и заключенного дополнительного соглашения, поскольку стоимость увеличения работ в судебном порядке только на основании Гарантийного письма взыскать не получится.

Обоснование

При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ, от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

ст. 34, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}

Судебная практика

Вместе с тем, с учетом положений статьи 8, части 5 статьи 24 Закона N 44-ФЗ, увеличение объема работ по государственному (муниципальному) контракту, в том числе, когда такое увеличение превышает 10% от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо исключительно в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы.

Оценив заключенное сторонами дополнительное соглашение N 1 к договору, суд приходит к выводу, что данным соглашением истец увеличил цену контракта на 10% и изменил вид работы. Данный вывод также основан на письме ответчика от 17.11.2017. В планшете, переданном заказчиком подрядчику, указано «ул. Комсомольская, от точки „Х“ до точки „Д“ метод ГНБ согласован с гарантией оплаты по дополнительному соглашению от 30.11.2017». Других доказательств о согласовании цены всех работ по прокладке трубопровода методом ГНБ (горизонтально-направленное бурение) в материалы дела не представлено.

{Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27.12.2019 по делу N А45-43724/2018 {КонсультантПлюс}}

Согласно пункту 4.1. статьи 9 Федерального закона N 94-ФЗ, цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта.

В материалах дела отсутствуют и истцом не представлены доказательства изменения по соглашению сторон объемов подрядных работ, подлежащих выполнению, и цены работ.

{Решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.09.2016 по делу N А29-5294/2016 {КонсультантПлюс}}

Оказывая услуги вне контракта, заключение которого является обязательным в соответствии с нормами названного закона, исполнитель услуг не мог не знать, что работы выполняются им при отсутствии обязательства, поэтому в силу п. 4 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за фактически оказанные услуги в отсутствие заключенного контракта взысканию не подлежит.

Истец знал об отсутствии соответствующего обязательства по ремонту транспортных средств, которые не указаны в договорах. Как указано выше, истец направлял в адрес ответчика письмо с просьбой заключить дополнительное соглашение к указанным договорам в части расширения перечня автотранспортных средств, подлежащих обслуживанию, до оказания услуг. Ответ ответчика получен не был, дополнительное соглашение не заключено.

При этом, гарантийное письмо предоставленное представителем ответчика не может быть расценено как согласование изменение в договор, заключенный в порядке Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истцом были оказаны услуги по ремонту 15 автотранспортных средств в отсутствие на то оснований, на свой страх и риск.

Взыскание неосновательного обогащения за фактически выполненные работы при отсутствии надлежащим образом заключенного соглашения об изменении (увеличении) объема работ, являющихся предметом закупочной процедуры, открывало бы возможность для недобросовестных исполнителей работ и государственных предприятий приобретать незаконные имущественные выгоды в обход Федерального закона N 223-ФЗ. Между тем никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ).

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.07.2019 по делу N А40-311863/18-5-1885 {КонсультантПлюс}

Ссылка истца на письмо Учреждения о намерении оплатить дополнительные работы, является несостоятельной и не подтверждает заключение между сторонами дополнительных соглашений, так как в нем не указано, какие именно дополнительные работы намерен оплатить заказчик (предусмотренные соглашением от 20.08.2020 N 4 или 6 работы, стоимость которых предъявлена в настоящем иске). В любом случае, как верно отметил суд первой инстанции, заказчик не вправе принимать на себя обязательства оплатить работы, выполненные в отсутствие договора, заключенного в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, даже при наличии гарантийного письма, актов приемки скрытых работ.

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2022 N 13АП-30242/2022 по делу N А42-4602/2022 {КонсультантПлюс}


#специалисту по госзакупкам

МУП не разместило годовой отчет о закупке товаров, работ и услуг отдельными видами за 2022 год. Что в таком случае делать? И какие штрафные санкции?

Посмотреть ответ специалиста

За просрочку или неразмещение, равно как и за указание недостоверных сведений в годовом отчете о закупках у СМСП, положение о закупках этих МУПов признается неразмещенным и до конца года они будут вынуждены осуществлять закупки по основным правилам Закона44-ФЗ (ч. 8.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

В этих случаях заказчики руководствуются не всем Законом44-ФЗ, а только в части (ч. 8.1 ст. 3, ч. 5.1 ст. 8 Закона N 223-ФЗ):

  • обоснования НМЦК и цены контракта с единственным поставщиком.

Если количество товаров (объем работ, услуг) невозможно установить, Закон44-ФЗ позволяет определить начальную цену единицы товара (работы, услуги), начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта. Цену единицы товара (работы, услуги) нужно обосновывать (ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). Полагаем, положения ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ также должны применяться;

  • выбора способа определения поставщика;
  • особенностей закупок у СМП и СОНКО, кроме необходимости составления отчета о таких закупках;
  • требований к участникам;
  • оценки предложений участников;
  • создания закупочных комиссий;
  • определения поставщика (подрядчика, исполнителя) согласно параграфам 2 — 3 гл. 3 Закона N 44-ФЗ, за исключением порядка согласования проведения закрытых процедур.

При этом сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда из-за существенного нарушения ими условий договоров, надо направлять в антимонопольный орган для включения в РНП в соответствии с Законом223-ФЗ;

  • закупок у единственного поставщика, кроме уведомления и согласования таких закупок в ФАС России.

Если несмотря на это провести закупку по правилам Закона223-ФЗ, предприятия оштрафуют на сумму до 100 тыс. руб. (ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

Обоснование

В случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение календарного года в объеме, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, либо размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов, включенной в отчет, предусмотренный частью 21 статьи 4 настоящего Федерального закона, либо неразмещения указанного отчета в единой информационной системе положение о закупке данного заказчика с 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом, и до завершения этого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. В данном случае в течение указанного периода заказчики руководствуются положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части:

  1. обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком);
  2. выбора способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика);
  3. осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частями 1 — 3, 5 — 8 статьи 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При этом для целей настоящей части под совокупным годовым объемом закупок заказчика понимается совокупный объем цен договоров, заключенных заказчиком с 1 февраля до окончания календарного года;
  4. применения требований к участникам закупок;
  5. оценки заявок, окончательных предложений участников закупок;
  6. создания и функционирования комиссии по осуществлению закупок;
  7. определения поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с параграфами 2 и 3 главы 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При этом заказчики:
    • направляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок и осуществляющий ведение реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков), сведения об участниках закупок, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры расторгнуты по решению суда в связи с существенным нарушением ими условий договоров в соответствии с настоящим Федеральным законом;
    • не проводят согласование применения закрытого конкурса, закрытого аукциона с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление такого согласования;
  8. осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При этом заказчики:
    • не проводят согласование с контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимся;
    • не направляют в контрольный орган в сфере закупок уведомление об осуществлении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

ст. 3, Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» {КонсультантПлюс}

Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

ст. 7.32.3, «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.03.2023) {КонсультантПлюс}


#бухгалтеру

ООО находится на УСН, подготавливает бухотчетность за 2022 год, заполняет бухбаланс и Форму по стандартным формам, не упрощенную. Должны ли мы в таком случае заполнить все формы и приложения к балансу (ДДС, отчет о движении капитала и прочее?

Посмотреть ответ специалиста

Организации на УСН баланс представляют по общей форме, если нет права по упрощённой. В состав входит:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о финансовых результатах;
  • приложения к ним:
    • отчет об изменениях капитала;
    • отчет о движении денежных средств;
    • пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.


Обоснование

Какую бухгалтерскую отчетность и в какой срок сдают организации на УСН

Ведение бухгалтерского учета, в том числе на УСН, является обязательным для всех организаций (пп. 1 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете, Письма Минфина России от 04.02.2013 N 07-01-06/2253, от 23.10.2012 N 03-11-09/80, от 26.03.2012 N 03-11-06/2/46). На его основании формируется бухгалтерская отчетность, которую нужно сдавать в установленный срок.

Годовую бухгалтерскую отчетность по общему правилу нужно сдавать в налоговый орган. Это обязаны делать даже те организации, которые не представляют отчетность для формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности. Исключений из этого правила немного, в их числе, например, религиозные организации (ч. 3 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете, пп. 5.1 п. 1 ст. 23 НК РФ).

В редких случаях, например, когда отчетность содержит сведения, отнесенные к государственной тайне, и информационный ресурс она не формирует, бухгалтерскую отчетность также нужно подать в орган статистики (ч. 7 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете).

Промежуточную отчетность представлять не нужно. Ни Закон о бухгалтерском учете, ни Налоговый кодекс РФ этого не требуют.

Состав и формы бухгалтерской отчетности при УСН

Годовую отчетность по общему правилу вы сдаете по формам, утвержденным Приложениями N N 1, 2 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н, в следующем составе (ч. 1 ст. 14 Закона о бухгалтерском учете):

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о финансовых результатах;
  • приложения к ним:
    • отчет об изменениях капитала;
    • отчет о движении денежных средств;
    • пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

По какой форме организации при УСН сдают бухгалтерский баланс

Организации на УСН баланс представляют по общей форме, а если у них есть такое право — по упрощенной форме. Формы утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н. Особенностей составления баланса для организаций на УСН нет.

Помимо баланса, вам нужно сдать и другие формы отчетности.

Готовое решение: Какую отчетность и в какие сроки нужно сдавать при УСН (КонсультантПлюс, 2023) {КонсультантПлюс}

По каким формам организации на УСН сдают бухгалтерскую отчетность, в том числе баланс?

Ответ: Составлять и представлять в налоговые органы годовую бухгалтерскую отчетность должны все организации независимо от режима налогообложения. Следовательно, у организаций, применяющих УСН, эта обязанность тоже есть (п. 1 ч. 1 ст. 2, ч. 2 ст. 13, ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, пп. 5.1 п. 1 ст. 23 НК РФ, Письма Минфина России от 23.01.2015 N 03-11-06/2/1742, от 27.02.2015 N 03-11-06/2/10013).

Бухгалтерскую отчетность, в том числе Бухгалтерский баланс, применяющие УСН организации представляют по формам, утвержденным Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н.

Все организации сдают годовую бухгалтерскую отчетность в налоговый орган в электронной форме (ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Путеводитель по налогам. Практическое пособие по годовой бухгалтерской отчетности — 2022 {КонсультантПлюс}


#бухгалтеру бюджетной организации

     Имеет ли право главный бухгалтер бюджетного учреждения быть председателем комиссии при инвентаризации?

Посмотреть ответ специалиста

Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).

В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее — Методические указания)).

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее (п. 2.2 Методических указаний).

Членом инвентаризационной комиссии, в том числе председателем, не может являться материально ответственное лицо (п. 2.4 Методических указаний).

В общем случае главный бухгалтер не является материально ответственным лицом, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, иное имущество.

Однако главный бухгалтер будет нести полную материальную ответственность, в частности, когда (ст. 243 Трудового кодекса РФ):

  • по договору или другому разовому документу он получил материальные ценности;
  • с ним заключен договор о полной материальной ответственности.

Таким образом, если главный бухгалтер не является материально ответственным лицом, то он может быть включен в состав инвентаризационной комиссии.

Обоснование

Как утвердить состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии

Состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии утверждается приказом (постановлением, распоряжением) руководителя учреждения (п. п. 2.2, 2.3 Методических указаний N 49).

В состав инвентаризационной комиссии рекомендуем включить (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации):

  • сотрудников администрации;
  • сотрудников бухгалтерской службы;
  • сотрудников службы внутреннего аудита;
  • сотрудников технических, экономических, юридических подразделений — в зависимости от вида инвентаризируемых активов (обязательств).

Членами комиссии в случае необходимости могут быть и сторонние специалисты (например, представители независимых аудиторских организаций, оценщики).

При инвентаризации финансовых активов и обязательств целесообразно включить в комиссию работников бухгалтерской службы, но не обязательно (Письмо Минфина России от 19.05.2020 N 02-07-10/41023). Ранее ведомство считало участие бухгалтеров в инвентаризации обязательным, поскольку так обеспечивается предоставление информации, необходимой для инвентаризации (Письмо Минфина России от 27.11.2014 N 02-06-10/60461).

Функциями и полномочиями постоянно действующей инвентаризационной комиссии является обеспечение полноты и точности внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

Важно! Если при проведении инвентаризации не будет хотя бы одного члена комиссии, ее результаты могут быть признаны недействительными (п. 2.3 Методических указаний N 49).

Материально ответственных лиц в состав инвентаризационной комиссии не включают, хотя они обязаны присутствовать при проведении инвентаризации. Это следует из п. п. 2.8, 2.10 Методических указаний по инвентаризации.

Требования по количеству членов инвентаризационной комиссии законодательно не установлены. Как правило, в инвентаризационную комиссию включают не менее трех человек.

Готовое решение: Как учреждению провести инвентаризацию (КонсультантПлюс, 2023) {КонсультантПлюс}


#бухгалтеру бюджетной организации

Может ли главный бухгалтер быть членом инвентаризационной комиссии?

Посмотреть ответ специалиста

Главный бухгалтер может быть членом инвентаризационной комиссии, если он не является материально ответственным лицом.

Обоснование: Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее — Методические указания)).

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее (п. 2.2 Методических указаний).

Членом инвентаризационной комиссии, в том числе председателем, не может являться материально ответственное лицо (п. 2.4 Методических указаний).

В общем случае главный бухгалтер не является материально ответственным лицом, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, иное имущество.

Однако главный бухгалтер будет нести полную материальную ответственность, в частности, когда (ст. 243 Трудового кодекса РФ):

  • по договору или другому разовому документу он получил материальные ценности;
  • с ним заключен договор о полной материальной ответственности.

Таким образом, если главный бухгалтер не является материально ответственным лицом, то он может быть включен в состав инвентаризационной комиссии.

{Вопрос: Может ли главный бухгалтер быть членом инвентаризационной комиссии? (Консультация эксперта, 2020) {КонсультантПлюс}}