Форс-мажор в госзакупках: примеры из практики за 2021 ‒ 2023 годы

Простят ли нарушение, если оно произошло из-за приостановки госорганом использования товара, роста цен из-за санкций? Помогут ли ссылки на проблемы с контрагентами, транспортные коллапсы и плохую погоду? Ответы на вопросы в обзоре.

Эксплуатацию и оборот товара запретил контрольный орган

Заказчик потребовал возмещения убытков от поставщика, нарушившего сроки поставки по госконтракту.

АС Волго-Вятского округа иск не поддержал: задержка поставки произошла по независящим от поставщика обстоятельствам – Росздравнадзор временно запретил эксплуатацию закупаемого товара.

К тому же выводу приходили 7-й ААС и 1-й ААС.

Международные санкции вызвали неконтролируемый рост цен

Непрогнозируемый рост цен, возникший из-за геополитической ситуации и санкций, могут признать форс-мажором. Так, суды освобождали от ответственности поставщиков, которые:

  • отказались от подписания контракта из-за его заведомой невыгодности – 9-й ААС и 17-й ААС;
  • нарушили сроки поставки товара – 17-й ААС.

Однако в практике есть и другой подход. АС Курганской области не поддержал поставщика: повышение среднестатистических цен на продукцию, финансовый кризис и неблагоприятная экономическая ситуация не форс-мажор, а естественный предпринимательский риск.

В каких случаях довод о форс-мажоре могут не принять

Суды не принимают аргументы, которые относят к предпринимательскому риску. Так, не признали обоснованными ссылки:

  • на сложности в работе с контрагентами – 6-й ААС
    и 9-й ААС;
  • транспортный коллапс – 5-й ААС;
  • неблагоприятную погоду – 6-й ААС.

От ответственности могут не освободить и в том случае, если поставщик несвоевременно уведомил или вовсе не уведомил заказчика о возникновении обстоятельств непреодолимой силы.

Источник: КонсультантПлюс




Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа

или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Еще больше новостей: Респект-Решения и Ясная бухгалтерия