Порядок проведения инвентаризации не изменился. Однако проверка имущества и обязательств вызывает сложности. Так, часто непонятно: как правильно оформить инвентаризацию и учесть ее результат? Какие есть нюансы при проверке внеоборотных активов, ОС, безналичных денег? Об этом и не только — в обзоре.
Организация должна провести инвентаризацию:
Сроки проверки определяет руководитель организации. Их можно уточнить в положении об инвентаризации в том числе в составе учетной политики. Сроки зависят от оснований проверки.
Так, инвентаризацию за 2022 год можно провести с 1 октября по 31 декабря. При этом обязательства нужно проверить по состоянию на 31 декабря включительно.
Есть и другие нюансы. К примеру, можно не проводить инвентаризацию имущества, если его уже проверяли не ранее 1 октября. ОС возможно инвентаризировать раз в 3 года.
Годовую инвентаризацию важно завершить до даты подписания бухотчетности за 2022 год. Ее результаты формируют показатели этой отчетности.
Подробности:
Проверку активов и обязательств можно проводить сплошным способом либо выборочно.
Подробности:
Инвентаризацию на основании приказа должна проводить комиссия. В ее состав обычно входят как минимум три человека — работники бухгалтерии, сотрудники службы внутреннего аудита, технические и другие специалисты.
Состав комиссии определяет руководитель. Если нет даже одного члена комиссии, инвентаризацию лучше не проводить. Ее результаты могут признать недействительными.
Учтите, во время проверки должно присутствовать также материально ответственное лицо. При этом в состав комиссии оно входить не может.
Подробности:
При инвентаризации имущества комиссия должна в том числе установить фактическое наличие ОС и МПЗ, оценить возможность их использования, с помощью проверки документов подтвердить существование денег на счетах, финансовых вложений, НМА.
Инвентаризация обязательств включает проверку долгов перед поставщиками и подрядчиками, обязательств по возврату кредитов и займов, задолженности перед бюджетом по налогам и взносам, перед персоналом по зарплате и др.
Подробности:
Результаты проверки комиссия заносит в описи и акты. Можно использовать унифицированные формы или разработать свои.
Если при проверке имущества нашли отклонения от учетных данных, составьте сличительную ведомость.
По итогам инвентаризации оформите протокол заседания инвентаризационной комиссии. Если обнаружили излишки или недостачи, также нужно заполнить ведомость ИНВ-26. После рассмотрения документов комиссии издают приказ руководителя об утверждении результатов инвентаризации.
Излишки при инвентаризации имущества включите во внереализационные доходы в размере их рыночной цены. В ряде случаев недостачу можно учесть в расходах. А вот зачесть недостачу излишками по пересортице в налоговом учете нельзя. Это можно сделать только в бухучете.
Подробности:
Отметим, что при инвентаризации ряда активов и обязательств возникают вопросы. Например, когда нужно проверять отложенные налоговые активы и оценочные обязательства? Есть ли особенности при инвентаризации расчетов с персоналом и с бюджетом?
Так, инвентаризацию вложений во внеоборотные активы проводят в общем порядке. Однако нужно также проверить правильность учета затрат на счете 08, а для инвентаризации капвложений — материальные ценности, предназначенные для создания внеоборотных активов.
Ряд нюансов нужно учитывать и при инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, незавершенного производства, а также НМА, готовой продукции, доходов и расходов будущих периодов.
К примеру, при годовой инвентаризации безналичных денег проверьте в том числе счета 51, 52, 57, а также счет 55, кроме депозитных вкладов, которые входят в финансовые вложения. При инвентаризации денег на валютном счете проверьте правильность перерасчета их остатка в рублевый эквивалент.
Подробности:
Источник: КонсультантПлюс
Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации
Еще больше новостей: Респект-Решения и Ясная бухгалтерия