Защита прав потребителей: новый обзор практики ВС РФ

Продавец обязан выяснить наличие прав третьих лиц на товар. Изготовитель некачественного товара должен возместить проценты по кредиту на его покупку. Непредставление автомобиля на осмотр не лишает права на возмещение по ОСАГО. Об этих и других выводах читайте в обзоре.

Продавец обязан узнать и предупредить покупателя о наличии прав третьих лиц на товар (например, о залоге). Ссылка на то, что такая информация общедоступна и потребитель обязан проявить должную осмотрительность, не поможет (п. 1 Обзора).

Покупатель некачественного товара вправе потребовать от изготовителя вернуть проценты по кредиту на покупку этого товара (п. 2 Обзора).

Если покупатель вернул товар надлежащего качества, купленный дистанционным способом, а продавец несвоевременно вернул оплату, неустойку по Закону о защите прав потребителей взыскать нельзя (п. 3 Обзора). То же правило действует при отказе потребителя от услуги надлежащего качества (п. 10 Обзора).

Закон о защите прав потребителей может распространяться на маркетинговые программы, например при доведении до потребителей недостоверной информации о порядке начисления бонусных баллов (п. 4 Обзора).

Объем убытков из-за утраты имущества потребителя по вине исполнителя нельзя ограничить суммой, в которую это имущество оценил сам потребитель (п. 6 Обзора).

Экспедитора не освободят от ответственности, если груз был доставлен, но получен неуполномоченным лицом по поддельным документам (п. 7 Обзора).

Ни название договора, ни назначение земельного участка не имеют решающего значения при решении вопроса о том, является ли потребителем гражданин, купивший апартаменты (п. 8 Обзора).

Застройщик будет отвечать по Закону о защите прав потребителей, если не исполнит условия соглашения о расторжении ДДУ с гражданином-потребителем (п. 9 Обзора).

За незаконное отключение электричества в квартире гражданин может взыскать штраф по Закону о защите прав потребителей (п. 11 Обзора).

Отдельно Президиум ВС РФ обобщил практику по спорам в сфере финансовых услуг:

  • не нужна лицензия на банковскую деятельность, чтобы приобрести у банка-банкрота на торгах право требования по потребительскому кредиту (п. 12 Обзора);
  • нельзя рассматривать погашение кредита через банкомат в качестве согласия на предложенное банком повышение ставки по кредиту (п. 13 Обзора);
  • страховая компания не может отказать в возмещении по ОСАГО из-за непредставления автомобиля на осмотр или его самостоятельного ремонта, если можно достоверно установить факт страхового случая и размер убытков. В частности, эти обстоятельства могут подтвердить административные материалы и заключение судебной экспертизы (п. 15 Обзора);
  • страховая компания может заявить требование к виновнику ДТП в порядке регресса в течение 3 лет с момента выплаты страховой компанией потерпевшего возмещения последнему. Расчеты между компаниями на течение срока исковой давности не влияют (п. 16 Обзора);
  • заявить о несоблюдении потребителем досудебного порядка нужно исключительно в первой инстанции. В апелляции этот довод поможет лишь в случае, если дело рассматривается по правилам первой инстанции. К сходному выводу ранее приходили Пленум и Президиум ВС РФ (п. 17 Обзора);
  • досудебный порядок считается соблюденным, если финансовый омбудсмен прекратил рассмотрение обращения потребителя по причинам, не связанным с поведением последнего. При возникновении спора и несогласии потребителя с омбудсменом суд должен проверить обоснованность такого прекращения (п. 18 Обзора).

Источник: КонсультантПлюс

Документ:

Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей (утв. Президиумом ВС РФ 19.10.2022)




Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа

или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Еще больше новостей: Респект-Решения и Ясная бухгалтерия