Многие компании, особенно только начинающие свою деятельность фирмы, озадачиваются вопросом, должно ли быть в организации положение о персональных данных работников, как его составить и утвердить. Выясним, какие требования существуют к составлению документа.
Работодатели периодически получают письма из Роскомнадзора с предупреждением о том, что при проверке компании рискуют получить серьезные штрафы за нарушение норм закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ. По нему работодатель обязан гарантировать защиту такой информации от противоправного доступа и использования третьими лицами. Позиция ведомства по вопросу, должно ли быть в компании положение о персональных данных работников, однозначна: документ необходим на каждом предприятии.
С 01.03.2022 вступило в силу постановление Правительства РФ от 29.06.2021 № 1046, которым утверждены правила организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой личных данных. Согласно документу, плановые проверки будут проводиться раз в 2–3 года, а перечень компаний, подлежащих контролю, публикуют на сайте Роскомнадзора. Как и в случае с другими видами контроля, о запланированном визите инспекторы должны будут предупредить. Если плановая проверка, то известить о ней должны за 3 рабочих дня, а если внеплановая — за 24 часа. В 2022 году проверки не проводят, при снятии данного ограничения инспекторы вновь получат право на местах контролировать соблюдение законодательства о персданных.
За нарушение закона предусмотрена дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность.
Наиболее распространенными нарушениями являются обработка персданных без согласия их владельца либо с нарушениями: невыполнение требования об уничтожении личной информации, нарушение условий хранения таких сведений.
ВАЖНО!
Также с 01.09.2022 вступают в силу поправки в Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Нововведения усилят защиту ПД граждан от несанкционированного доступа к ним третьих лиц, они направлены на усиление контроля над обработкой персданных.
Это любая информация, необходимая работодателю при установлении трудовых отношений, которая касается сотрудника. Например, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место проживания и т. д.
Примеры документов, включающих личные данные:
Запрещено получать и обрабатывать данные, которые не относятся напрямую к трудовой деятельности. К примеру, сведения о вероисповедании, национальной, политической принадлежности. Сведения получают исключительно от самих сотрудников. Эти условия включают в локальный акт организации. Работодатели обязаны уведомить работника и получить от него письменное согласие на обработку, хранение, использование и распространение его данных.
Личные данные сотрудников содержатся в их личных карточках и личных делах. Законодательство обязывает каждое конкретное предприятие разрабатывать правила использования и хранения данных о своих работниках.
Локальный акт о правилах работы с данными работников представляет собой отдельный документ или раздел, включенный в действующие правила внутреннего трудового распорядка.
Чтобы сохранить конфиденциальность информации о людях, работающих в организации, составляется список должностных лиц, имеющих к ней доступ. Приказом назначается ответственный за сбор, хранение и обработку конфиденциальных данных. Работники, руководители, генеральный директор предприятия подписывают соглашение о неразглашении.
Информация о ПД сотрудников на предприятии хранится как в бумажном, так и в электронном виде. В наше время такая информация чаще всего хранится смешанным способом.
Единый образец положения об обработке и защите персональных данных в 2022 году законом не утвержден, работодатели разрабатывают его в свободной форме в соответствии с требованиями ст. 87 ТК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Закона о персональных данных. Когда документ готов, его вводят в действие приказом руководителя.
Для оформления организационных документов используют общие правила: в заголовке указывают наименование организации, дату и номер документа, в правом верхнем углу располагают гриф утверждения.
На первом этапе разработки определяют, какие данные используются в компании, как их получают, хранят, обрабатывают.
В положение включают следующую информацию (ст. 86 ТК РФ):
ВАЖНО!
С 01.09.2022, если у организации имеется сайт, на нем необходимо опубликовать положение о работе с ПД.
Документ утверждается приказом руководителя компании. С готовым документом знакомят сотрудников. Им следует поставить свою подпись в листе или журнале ознакомления.
Источник: ppt.ru
Документы: новый образец положения о персональных данных на 2022 год (бланк для заполнения), образец положения о персональных данных работников с приложениями в 2022 году, образец положения о защите персональных данных работников в 2022 году, образец положения о работе с персональными данными работников в 2022 году (для бюджетного учреждения), образец положения о персональных данных со всеми изменениями в ТК РФ в 2022 году, образец приказа о введении положения о персональных данных, образец правил обработки персональных данных (назначение ответственного).
Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации
Еще больше новостей: Респект-Решения и Ясная бухгалтерия