Конфликт между людьми могут происходить в любой сфере. Даже среди близких друзей или родных может возникнуть камень преткновения, мешающий найти общий язык. Специалист Московской службы психологической помощи Денис Хакимов подробно рассказал о принципах, которые помогут преодолеть разлад и не допустить ссоры.
Конфликты неизбежны, они случаются в семье, на работе, среди старых знакомых.
— Часто конфликты воспринимают как что-то исключительно негативное, ведь они ассоциируются с руганью, битьем посуды и угрозами разрыва отношений. Хотя на самом деле любое несовпадение является источником внутреннего роста и достижения глубокого понимания, если действительно есть желание услышать собеседника и адекватно донести свою точку зрения, — отметил специалист.
Классически выделяют пять типов поведения в конфликте:
уклонение — человек не видит проблемы, избегает ссор и разногласий, пытаясь сделать так, чтобы ничего не менялось;
уступка — собственные интересы отдаются в жертву оппоненту;
соперничество — получение выгоды, реализация цели любой ценой, даже в ущерб отношениям;
компромисс — взаимный отказ от чего-то ценного, чтобы создать баланс;
сотрудничество — наиболее продуктивный, но и самый сложный путь. Учитываются позиции сторон, уважительное отношение друг к другу.
— Достичь взаимовыгодного соглашения непросто. Несхожесть характеров, опыта, эмоциональной зрелости, скрытых мотивов и еще множества факторов осложняют контакт. Но есть общие принципы, помогающие договориться, — добавил психолог.
Рабочая установка
Для преодоления любого конфликта нужно хотеть его разрешения. Это порой трудоемкий процесс, требующий усилий и времени. В ваших силах придерживаться этого подхода, а все остальное — ответственность оппонента.
Равные возможности
Обозначили собственную позицию — дайте и другому сделать то же самое. В спокойном состоянии проще найти нужные слова. Часто мы не согласны и сразу хотим сделать замечание, указать на ошибку. Лучше сдержитесь — на свое мнение у вас будет время. Не стоит унижать или пытаться уязвить того, с кем имеете дело, — такая тактика не пойдет на пользу и заставит противоположную сторону защищаться.
Реальные предложения
Проявление активности — лучший показатель вовлеченности в процесс. Предлагайте конкретные варианты разрешения конфликта. Сами идеи и аргументы будут меняться, главное — показать заинтересованность.
Честность
Лукавить, юлить, утаивать информацию, в то время как нужно найти общее решение, — не лучшая затея. Если это вскроется, будут проблемы, и к вам повысится недоверие. То, что в силу каких-то ограничений не подлежит разглашению, лучше обозначить сразу, а не говорить «хорошо» и в итоге не выполнить обещанное.
Отсутствие обвинений
Упреками ничего не добиться — только того, что ваш оппонент закроется и затаит обиду. Кто виноват в случившемся — вопрос отдельный, но лучше сосредоточиться на том, что делать, а не кто виноват.
Контроль эмоций
Трудно сдержаться, когда кто-то обесценивает то, что вам дорого. Выход накипевшего разожжет взаимную неприязнь и может привести к тому, что стороны забудут, в чем суть конфликта. Рациональный взгляд всегда лучше криков и перехода на личности. Охладите голову и не реагируйте на подобные выпады.
Принятие неизбежного
Не всякий конфликт можно решить. Порой сталкиваются мировоззрения, иногда они диаметрально противоположны. Мы можем только спокойно высказаться, постараться максимально четко и ясно донести позицию. Примет ее другая сторона или нет, от нас не зависит. Если дело не пошло, не принимайте неудачу на свой счет — это часть жизни.
Источник: "Вечерняя Москва"
Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации
Еще больше новостей: Респект-Решения и Ясная бухгалтерия