Наша сегодняшняя лекция посвящена сокращению количества, а также изменению порядка проведения конкурентных процедур по правилам Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон N 44-ФЗ).
Время практического применения Закона N 44-ФЗ показало, что некоторые из конкурентных процедур либо вообще не используются заказчиками, либо практикуются ими крайне редко. И дело тут, наверное, даже не в том, что они неправильно были отрегулированы, нет, конечно. Дело в том, что некоторые конкурентные процедуры имели такую, знаете ли, очень узкую предметную направленность, и по этой причине на повестке дня встал вопрос о том, что конкурентные способы определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей необходимо реформировать в сторону сокращения их количества.
В сухом остатке что мы имеем. Мы имеем три конкурентные процедуры (электронный конкурс (ст. 48 Закона N 44-ФЗ), электронныйаукцион (ст. 49 Закона N 44-ФЗ), электронный запрос котировок (ст. 50 Закона N 44-ФЗ)), закрытые способы определения поставщиков (закрытый электронный конкурс (ст. 75 Закона N 44-ФЗ), закрытый конкурс (ст. 73 Закона N 44-ФЗ), закрытый электронный аукцион (ст. 76Закона N 44-ФЗ), закрытый аукцион (ст. 74 Закона N 44-ФЗ)) и один неконкурентный способ – по-прежнему закупка у единственного поставщика(ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Процедурные изменения при реализации вот этих способов. Конечно же, главное изменение заключается в том, что у нас имеет место единая форма заявки, она не делится на две части (единая форма заявки была введена для электронного аукциона и электронного запроса котировок). Второе кардинальное изменение – это отсутствие документации о закупке (в открытых способах закупки заказчик публикует только извещение о проведении закупки). Надо сказать, что это не содержательное изменение. Я бы сказала, больше оно структурное, потому что в настоящее время у нас документация о закупке в том виде, в котором мы к ней привыкли, осталась только для закрытых процедур. В открытыхпроцедурах используются извещение и приложение к нему. В приложениях как раз и будет содержаться та информация, которую мы привыкли видеть в документации. Допустим, то же самое обоснование начальной максимальной цены контракта.
Необходимо сказать, уважаемые коллеги, что у нас произошли изменения и при проведении процедур, которые являются, например, довольно модными, довольно распространенными в нашей стране. Конечно, я говорю сейчас о запросе котировок.
Что изменилось при ее проведении и на что необходимо обратить особое внимание. Во-первых, теперь заказчики делятся на две группы в зависимости от того, какой у них размер совокупного годового объема закупок (п. 1 ч. 10 ст. 24 Закона N 44-ФЗ). Рубежное значение в данном случае – это 500 миллионов рублей. Установлен и второй лимит – это 100 миллионов рублей. То есть в зависимости от того, какой СГОЗ у какого заказчика, каждый считает себе вот этот максимальный процент запроса котировок либо в денежной сумме, либо в процентном соотношении к совокупному годовому объему закупок.
Напомню вам, что при проведении запроса котировок не предусмотрено разъяснение извещения, нельзя подать протокол разногласий даже в том случае, если победитель запроса видит, что ему представлен для подписания контракт, условия которого не совпадают с извещением о запросе котировок. Закон N 44-ФЗ не предусматривает подачу так называемого технического протокола разногласий. Также при проведении запроса котировок не предусмотрено увеличение количества товара при заключении контракта (п. 4 ч. 6 ст. 50 Закона N 44-ФЗ).
Есть еще одно больное место, так сказать, это скорость размещения проекта контракта, направления проекта контракта победителю. Дело в том, что в Законе N 44-ФЗ установлено всего лишь три часа – такой небольшой промежуток времени для того, чтобы проект контракта был готов для подписания, три часа с момента размещения итогового протокола (п. 1 ч. 6 ст. 50 Закона N 44-ФЗ). Но, уважаемые коллеги, преодолеть эту строгую норму несложно: необходимо просто заранее подготовить проект контракта, то есть три часа должны быть не на подготовку, а именно на размещение. Сам же проект контракта следует подготовить заранее.
Следующая новелла относительно наиболее распространенного способа закупки – запроса котировок – это то, что у нас в запросах появляется обеспечение заявки (впервые в истории нашего закупочного законодательства, потому что раньше подобного требования не было)(ч. 1 ст. 44 Закона N 44-ФЗ). Напомню, что в обязательном порядке требование об обеспечении заказчик должен установить, если начальная максимальная цена контракта превышает 1 миллион рублей.
Также необходимо обратить внимание на еще один параметр для запроса котировок. Как вы знаете, у нас традиционно законодательство ограничивает этот способ закупки по уровню начальной максимальной цены контракта. Когда-то, некоторое время назад, у нас была распространенная сумма – это 500 тысяч рублей. И обычно именно только до достижения 500 тысяч рублей можно было установить начальную максимальную цену контракта. Сейчас подход законодателя существенно изменился, и у нас впервые появляются запросы котировок, которые можно объявлять без, внимание, ограничения начальной максимальной цены контракта (п. 2 ч. 10 ст. 24 Закона N 44-ФЗ). Это впервые в нашем законодательстве. Но, естественно, ограничено определенным предметным перечнем закупки.
Например, очень больная для, скажем честно, всех регионов нашей страны тема – это закупка жилья для детей-сирот. Как вы знаете, по нашему законодательству, каждый сирота по достижении 18 лет обеспечивается жильем (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). Но для того чтобы его предоставить, его государству необходимо купить. Это отдельная большая тема – специфика подобных закупок. Впервые в нашем законодательстве закупку жилья для детей-сирот разрешено без ограничения по начальной цене проводить через запрос котировок.
Также без ограничений по начальной максимальной цене контракта на запрос котировок выведены так называемые восполняющие сделки(пп. «б» п. 2 ч. 10 ст. 24 Закона N 44-ФЗ). Что они восполняют? Это ситуация, уважаемые коллеги, когда у вас был заключен контракт, но он расторгнут. Либо он расторгнут судом в связи с существенным нарушением, либо в связи с односторонним отказом заказчика, также обусловленным существенным нарушением, но он остался до конца не исполненным. И вот как раз чтобы восполнить этот оставшийся кусочек, необходимо снова заключить контракт, но уже с другим лицом. Как? Раньше для этого использовалась процедура запроса предложений, но теперь она отменена, и вот этот случай необходимо провести через запрос котировок без ограничения начальной максимальной цены контракта.
А теперь хотела бы особенно подчеркнуть, уважаемые коллеги, следующий случай. Мы знаем прекрасно, что процедура судебного расторжения контракта и даже процедура одностороннего отказа занимают очень много времени, не говоря уже о претензионной работе, об обмене документами и так далее. И так повелось, что в нашей стране в целях экономии этого времени заказчик и его контрагент, например, расторгают контракт по соглашению сторон. Да, у них есть взаимные претензии, были взаимные претензии, но тем не менее они идут не через отказ или судебное расторжение, а между собой делают соглашение о расторжении контракта. В этом случае заказчик не может воспользоваться запросом котировок для заключения восполняющей сделки, потому что не было ни отказа, ни расторжения, был добровольный выход из контракта. Законом N 44-ФЗ это не предусмотрено.
Наконец, уважаемые коллеги, нам необходимо проговорить новеллы, которые касаются неконкурентной закупки, а именно закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя. На сегодняшний день все случаи подобной закупки аккумулированы в ст. 93 Закона N 44-ФЗ, и их больше 60. Но не стоит думать, что любой отдельно взятый заказчик может одновременно все эти 60 с лишним случаев закупки использовать. В деятельности обычного заказчика, как правило, встречается 5, ну, может быть, 7 ситуаций, когда одновременно можно использовать разные случаи закупки у единственного поставщика.
Итак, что же изменилось. У нас есть отдельная категория единственных поставщиков, которых специалисты по закупкам на своем профессиональном сленге называют «назначенные поставщики». Кем они назначены? Либо это указ Президента Российской Федерации, либо это распоряжение Правительства Российской Федерации, причем в случаях, которые установил Президент РФ (п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). То есть это такие жизненные ситуации, когда первое лицо государства или высший орган исполнительной власти без каких-либо конкурентных процедур просто назначают конкретное юридическое лицо выполнять определенного рода государственные контракты. При этом, конечно, существует ряд условий, как эти поставщики определяются, как обосновывается цена контракта и так далее.
Что нового появилось в этом случае. Во-первых, президент или правительство могут установить условие о неразмещении информации о назначенном поставщике. Это, естественно, антисанкционная мера.
Вторая новелла. У нас есть такой случай контрактации с единственным поставщиком, как контракт на возмещение затрат. И вот в эти контракты впервые разрешили добавить те затраты, которые проводятся по работам по сохранению культурного наследия на соответствующих объектах (п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Третья новелла – это командировочная закупка, контракт на обслуживание командировки работников. В этот случай добавили также участие в официальных физкультурных и спортивных мероприятиях (п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Следующая новелла – это закупки Центризбиркома для проведения выборов, для проведения референдумов. Впервые эти закупки будут проводиться не по любым объектам, а лишь по спецперечню, который утвердит Правительство Российской Федерации. Расширены возможности использования офсетных контрактов (п. 30 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Если до недавнего времени они касались только закупки товаров, то теперь это можно сделать и для закупки услуги, которая оказывается с использованием товара, производства или модернизация которого была осуществлена на территории Российской Федерации.
Также у единственного поставщика можно проводить закупку на торгах продавца (п. 57 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Что это такое? К торгам продавца Закон N 44-ФЗ отнес три вида торгов: земельные, банкротные и публичные. Публичные – это те, на которых продается арестованное имущество, то есть те, которые проводят судебные приставы. Так вот, на трех видах торгов в качестве неконкурентной закупки можно купить здание, сооружение, строение, нежилое помещение и земельный участок. В данном случае, еще раз повторю, закупка проходит через процедуру «торги продавца».
И завершаем, уважаемые коллеги. Также право прямой закупки получают у нас в настоящее время дипломатические представительства, консульства, торгпредства Российской Федерации, представительства при международных организациях (п. 59 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), а также в порядке прямой контрактации возможно приобретение спортивной экипировки для сборных команд Российской Федерации (п. 60 ч. 1ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Источник: КонсультантПлюс
Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации
Еще больше новостей: Респект-Решения и Ясная бухгалтерия