Аналитический обзор от 14 августа 2012 года

Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсултьтантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18.

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Название документа

"КонсультантПлюс: Аналитический обзор от 14 августа 2012 года

Федеральный закон от 28.07.2012 N 144-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Источник публикации

Обзор подготовлен специалистами АО "Консультант Плюс".

Примечание к документу

Текст документа

Подписаться на обзоры на www.consultant.ru

КонсультантПлюс: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 14 АВГУСТА 2012 ГОДА

Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "КонсультантПлюс".

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 28.07.2012 N 144-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ

АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

1. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве >>>

2. Особенности банкротства кредитных организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг >>>

3. Последствия открытия конкурсного производства >>>

4. Передача имущества кредитной организации >>>

5. Передача кредиторам отступного >>>

6. Передача оставшегося имущества учредителям (участникам) кредитной организации >>>

7. Банкротство принудительно ликвидируемой кредитной организации >>>

8. Хранение информации о деятельности кредитной организации >>>

9. Удовлетворение требований о выплате "золотых парашютов" в ходе конкурсного производства >>>

 

Рассматриваемым Федеральным законом (далее - Закон N 144-ФЗ) изменяются положения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (далее - Закон о банкротстве кредитных организаций), а также ряда других законодательных актов.

Следует отметить, что рассматриваемый Закон N 144-ФЗ закрепляет в действующем законодательстве ряд правовых механизмов, временно установленных Федеральным законом от 27.10.2008 N 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года" (далее - Закон N 175-ФЗ). К примеру, теперь можно передавать имущество и обязательства обанкротившейся кредитной организации кредиторам, минуя процедуру продажи имущества с публичных торгов, а также передавать имущество кредиторам в качестве отступного.

Первоначальная идея законопроекта, который в итоге был принят в качестве Закона N 144-ФЗ, была в том, чтобы придать Закону N 175-ФЗ постоянное действие. Однако затем от этой идеи было решено отказаться, и указанные правовые конструкции были внесены в Закон о банкротстве и в Закон о банкротстве кредитных организаций.

Закон N 144-ФЗ, за исключением отдельных положений, вступит в силу 29 октября 2012 г.

1. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве

В ст. 28 действующего Закона о банкротстве указано, что сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с данным федеральным законом, должны быть размещены в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. Под этим реестром понимается информационный ресурс, размещенный в сети Интернет.

Закон N 144-ФЗ вносит в Закон о банкротстве кредитных организаций многочисленные изменения, связанные с использованием Единого федерального реестра сведений о банкротстве при банкротстве кредитных организаций.

К примеру, в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве необходимо размещать информацию:

- о назначении временной администрации (п. 3 ст. 17 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции);

- о составе временной администрации (п. 2 ст. 19 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции);

- о признании кредитной организации банкротом арбитражным судом, о финансовом состоянии должника (п. 3 ст. 22.1 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции);

- об итогах инвентаризации имущества должника, осуществляющего профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг (п. 4 ст. 22.2 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции);

- о прекращении деятельности временной администрации (п. 4 ст. 31 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции) и т.п.

Закон о банкротстве кредитных организаций был дополнен ст. 31.1, в которой устанавливается, что сведения и документы, поступающие от временной администрации, должны размещаться Банком России в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней с момента их поступления.

Аналогичные изменения были внесены в ст. 50.18 Закона о банкротстве кредитных организаций, которой устанавливаются общие правила раскрытия информации о несостоятельности кредитных организаций. Новая редакция указанного федерального закона предписывает раскрывать информацию через публикацию не в печатных изданиях, а в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.

В п. 2 ст. 50.18 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции указывается, что в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве не позднее 30 дней со дня признания кредитной организации банкротом конкурсный управляющий должен включить:

- сведения о финансовом состоянии должника и его имуществе на день открытия конкурсного производства;

- баланс должника на последнюю отчетную дату со счетом прибылей и убытков;

- сведения о наличии свободных денежных средств, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, включая предварительные выплаты кредиторам первой очереди.

Также конкурсный управляющий должен включить в указанный реестр сведения о смете текущих расходов кредитной организации и информацию о порядке и месте расчетов с кредиторами (п. п. 3 - 4 ст. 50.18 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции).

Также в п. п. 6 - 7 ст. 50.18 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции устанавливается обязанность конкурсного управляющего публиковать в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве текущую информацию о банкротстве кредитной организации.

Закон N 144-ФЗ указал, что возмещение расходов на публикацию в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве информации о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется за счет имущества такой кредитной организации. Если же у нее недостаточно средств для этого, то расходы на публикацию возмещаются лицом, обратившимся с заявлением о возбуждении дела о банкротстве в отношении кредитной организации (п. 4 ст. 50.17 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции). Банк России в любом случае освобождается от взимания этой платы.

2. Особенности банкротства кредитных организаций,

осуществляющих профессиональную деятельность

на рынке ценных бумаг

Закон о банкротстве кредитных организаций дополнен новой статьей, посвященной особенностям функционирования временной администрации в случае, если кредитная организация занималась профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг.

В п. 1 ст. 22.2 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции указано, что после отзыва у такой кредитной организации банковской лицензии временная администрация должна вернуть ее клиентам ценные бумаги и (или) иное имущество, принятое и (или) приобретенное такой кредитной организацией за их счет по договорам хранения, доверительного управления, депозитарным договорам и договорам о брокерском обслуживании.

Для этой цели временная администрация должна произвести инвентаризацию ценных бумаг и иного имущества, находящегося (учитываемого) на счетах в этой кредитной организации (п. 2 ст. 22.2 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции). Это мероприятие должно быть осуществлено достаточно оперативно, поскольку через 14 дней после назначения временной администрации уже должен быть составлен акт о проведении такой инвентаризации (п. 3 ст. 22.2 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции).

В указанной ситуации ценные бумаги и (или) иное имущество временная администрация возвращает клиентам кредитной организации по их заявлениям в течение шести месяцев со дня отзыва у организации банковской лицензии. В случае признания кредитной организации банкротом и открытия конкурсного производства такой возврат осуществляет конкурсный управляющий (п. 5 ст. 22.2 и пп. 11.1 п. 3 ст. 50.21 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции).

Если же в такую кредитную организацию не поступило заявление ее клиента о возврате его ценных бумаг и (или) иного имущества, принятого и (или) приобретенного такой кредитной организацией за счет клиента по договорам хранения, доверительного управления, депозитарным договорам и договорам о брокерском обслуживании, такое имущество подлежат передаче в депозит нотариуса (п. 11 ст. 22.2 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции).

Следует отметить, что в общем виде обязанность по возврату клиентам обанкротившегося профессионального участника рынка ценных бумаг денежных средств, ценных бумаг и иного имущества была установлена ранее в пп. 2 п. 1 ст. 185.2 Закона о банкротстве.

3. Последствия открытия конкурсного производства

Законом N 144-ФЗ были внесены некоторые изменения в п. 1 ст. 50.19 Закона о банкротстве кредитных организаций, в котором указывались правовые последствия принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства.

Так, Закон N 144-ФЗ установил, что не только совершение сделок, связанных с отчуждением имущества кредитной организации или влекущих за собой передачу ее имущества третьим лицам во владение и в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном гл. VI.2 Закона о банкротстве кредитных организаций. Закон N 144-ФЗ дополнил эту норму, указав, что в этом порядке также должны исполняться судебные акты, акты иных органов, должностных лиц, вынесенные в соответствии с гражданским законодательством, уголовным и процессуальным законодательством, законодательством о налогах и сборах.

В рассматриваемом Законе сказано, что судебные акты и акты иных органов (должностных лиц) об обращении взыскания на денежные средства, находившиеся на банковских счетах, во вкладах клиентов кредитной организации, о наложении ареста и (или) иных ограничений по распоряжению указанными средствами исполняются в порядке, установленном для расчетов с кредиторами кредитной организации в ходе конкурсного производства (ст. 50.40 Закона о банкротстве кредитных организаций).

Пункт 1 ст. 50.19 Закона о банкротстве кредитных организаций дополнен общим указанием на то, что в случае признания кредитной организации банкротом и открытия конкурсного производства прекращается исполнение исполнительных документов об обращении взыскания на имущество кредитной организации, за исключением исполнения исполнительных документов о взыскании задолженности по текущим обязательствам кредитной организации (пп. 7 п. 1 ст. 50.19 Закона о банкротстве кредитной организации в новой редакции).

Следует отметить, что ранее в законодательстве существовала неопределенность по данному вопросу. Пункт 4 ст. 96 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предписывает, что в такой ситуации судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство. В то же время в п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве" указано, что в случае признания должника банкротом и открытия конкурсного производства исполнительное производство не оканчивается, но судебный пристав-исполнитель не вправе совершать исполнительные действия по обращению взыскания на имущество должника за отдельными исключениями.

Данная законодательная новелла позволит снять неопределенность в законодательстве и увеличит конкурсную массу за счет указанных требований.

Из обязанностей конкурсного управляющего Законом N 144-ФЗ исключена обязанность привлекать независимого оценщика для оценки имущества кредитной организации (пп. 2 п. 3 ст. 50.21 Закона о банкротстве кредитных организаций в старой редакции). Согласно Закону N 144-ФЗ конкурсный управляющий вправе привлекать для решения задач, возникающих в ходе конкурсного производства, оценщиков и других специалистов (пп. 5 п. 4 ст. 50.21 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции).

4. Передача имущества кредитной организации

В ст. 9 Закона N 175-ФЗ был предусмотрен такой механизм погашения задолженности должника как передача принадлежавшего ему имущества и обязательств. Во время экономического кризиса этот механизм использовался как альтернатива традиционному конкурсному процессу, предусматривающему продажу имущества банка с торгов.

Закон N 144-ФЗ закрепляет возможность использования такого механизма в ходе процедур банкротства кредитной организации на постоянной основе, а не только до конца 2014 г., как это предусматривалось в Законе N 175-ФЗ.

От продажи имущества передачу его кредиторам отличает большая оперативность применения, а также возможность сохранения социально важных функционирующих активов и договорных связей (к примеру, при передаче обязательств по выплате банковских вкладов вместе с соответствующими денежными средствами, переданными в качестве вкладов).

В ст. 50.33 Закона о банкротстве кредитной организации были внесены многочисленные и подробные дополнения, касающиеся передачи конкурсным кредитором активов и обязательств кредитной организации, признанной банкротом, приобретателям этих активов (обязательств).

Передачу соответствующих активов и обязательств осуществляет конкурсный управляющий, функции которого выполняет государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов", по согласованию с Комитетом банковского надзора Банка России (п. 1.1 ст. 50.33 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции).

Согласование передачи активов и обязательств кредитной организации или их части происходит следующим образом. Согласно п. 1.2 ст. 50.33 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции конкурсный управляющий направляет в Банк России предложение, которое должно содержать информацию о составе активов и обязательств, о результатах их оценки, а также обоснование целесообразности передачи.

Комитет банковского надзора Банка России в течение 10 рабочих дней со дня поступления такого предложения принимает решение о согласовании предложения или об отказе в его согласовании и уведомляет конкурсного управляющего о принятом решении в срок не позднее двух рабочих дней со дня его принятия. При этом установлено, что Комитет банковского надзора Банка России может отказать в согласовании указанного предложения по основаниям, установленным нормативным актом Банка России.

Подать заявку на участие в отборе на получение активов и обязательств кредитной организации может кредитная организация, имеющая лицензию на привлечение денежных средств физических лиц во вклады (п. 1.4 ст. 50.33 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции). Заявка подается конкурсному управляющему в течение 10 рабочих дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о согласовании передачи активов и обязательств обанкротившейся кредитной организации.

Отказать в передаче активов и обязательств в соответствии с полученной заявкой может Комитет банковского надзора Банка России по основаниям, установленным в нормативных актах Банка России (п. 1.7 ст. 50.33 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции).

Активы и обязательства обанкротившейся кредитной организации считаются переданными приобретателю со дня подписания передаточного акта обеими сторонами (п. 1.12 ст. 50.33 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции). Эта информация должна быть опубликована в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.

Если передача активов и обязательств была согласована и осуществлена, то приобретатель обязан исполнить полученные обязательства (обязанности) по уплате обязательных платежей на условиях, которые существовали на день отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (п. 1.11 ст. 50.33 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции).

Следует отметить: в судебной практике признается, что положения гражданского законодательства о передаче товара ненадлежащего качества могут применяться к имуществу и правам требования, переданным кредиторам в рамках процедуры банкротства, если об этом указано в соглашении о такой передаче (см., к примеру, Постановление Президиума ВАС РФ от 15.11.2011 N 7763/11 по делу N А45-28119/2009).

5. Передача кредиторам отступного

Пункт 10 ст. 50.40 Закона о банкротстве кредитных организаций был существенно изменен Законом N 144-ФЗ.

Ранее в этой норме говорилось, что погашенными считаются, в частности, те требования, в отношении которых имеются иные основания для прекращения обязательств. Однако погашение таких требований путем заключения соглашения об отступном, о новации обязательства, а также путем зачета требований в ходе конкурсного производства не допускалось.

В новой редакции этой нормы указывается, что обязательства обанкротившейся кредитной организации могут погашаться путем предоставления отступного. Оно может предоставляться только в отношении имущества, которое не было продано или передано в рамках процедуры конкурсного производства. В качестве отступного может быть предоставлено только имущество должника, не обремененное залогом.

Кроме того, предоставление отступного не должно нарушать очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов.

Заключить соглашение об отступном можно только по согласованию с собранием кредиторов или комитетом кредиторов, которые при этом должны принять решения по следующим вопросам:

- о составе имущества, передаваемого в качестве отступного;

- о стоимости этого имущества;

- о порядке и сроках, которые кредиторы должны соблюдать, направляя заявления о согласии на погашение требований путем предоставления отступного;

- о порядке распределения имущества между кредиторами в случае, если на одно имущество претендуют несколько кредиторов;

- о порядке заключения соглашений об отступном.

Кредитор должен дать письменное согласие на погашение своего требования путем предоставления отступного. В противном случае он считается отказавшимся от такого предоставления (п. 10.3 ст. 50.40 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции). Заявление кредитора о согласии должно содержать сведения об имуществе, на которое он претендует.

В п. 10.5 ст. 50.40 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции указывается, что требования кредиторов не могут погашаться путем заключения соглашения о новации обязательства, а также путем зачета требований в ходе конкурсного производства.

6. Передача оставшегося имущества учредителям

(участникам) кредитной организации

Закон о банкротстве кредитных организаций дополнен новой статьей, посвященной передаче части оставшегося имущества или суммы в размере стоимости имущества учредителям (участникам) обанкротившейся кредитной организации.

О том, что учредители (участники) могут претендовать на оставшееся имущество, конкурсный управляющий извещает их или размещает соответствующую информацию в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (п. 2 ст. 50.45 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции).

В течение месяца со дня уведомления или размещения указанной информации в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве учредители (участники) могут направить конкурсному управляющему заявление о намерении получить оставшееся имущество, приложив документы, подтверждающие их права на получение этого имущество.

Конкурсный управляющий рассматривает заявления учредителей (участников) и в течение 10 рабочих дней со дня получения такого заявления направляет уведомление о размере доли в оставшемся имуществе, подлежащей выплате, или об отказе в передаче такого имущества (п. 6 ст. 50.45 Закона о банкротстве кредитных организаций).

7. Банкротство принудительно ликвидируемой

кредитной организации

Закон о банкротстве кредитных организаций был дополнен ст. 51.1 и ст. 51.2, в которых перечислены особенности банкротства кредитной организации, в отношении которой проводилась принудительная ликвидация.

В целом, переход от процедуры принудительной ликвидации к банкротству был значительно упрощен, а отдельные мероприятия, проводимые в ходе принудительной ликвидации, теперь могут быть использованы в ходе банкротства. Их повторное проведение не потребуется, что уменьшит затраты на проведение конкурсного производства и сократит сроки этих мероприятий.

В соответствии со ст. 51.1 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции дело о принудительной ликвидации кредитной организации прекращается после того, как арбитражный суд вынесет решение о признании ее банкротом и об открытии конкурсного производства. Как указано в п. 3 этой статьи, собрание кредиторов или комитет кредиторов, образовавшиеся в ходе принудительной ликвидации кредитной организации, продолжают осуществлять свои полномочия и в ходе процедуры банкротства.

В п. 1 ст. 51.2 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции указано, что требования кредиторов, предъявленные к кредитной организации в ходе ее принудительной ликвидации и включенные ликвидатором в реестр требований кредиторов, считаются установленными и включаются в реестр требований кредиторов.

Если же какие-то кредиторы не смогли предъявить свои требования в ходе процедуры принудительной ликвидации, то они могут сделать это в течение одного месяца со дня, когда опубликовано объявление о признании ликвидируемой кредитной организации банкротом (п. 2 ст. 51.2 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции).

8. Хранение информации о деятельности

кредитной организации

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках) был дополнен новой ст. 40.1, посвященной обеспечению хранения информации о деятельности кредитной организации. В ней указывается, что кредитная организация не менее пяти лет должна хранить на электронных носителях базы данных, включающие в себя информацию:

- об имуществе кредитной организации;

- об обязательствах кредитной организации и их движении;

- о всех осуществленных операциях и иных сделках кредитной организации.

Должна существовать возможность извлечь из этих баз данных информацию по состоянию на каждый операционный день.

В ст. 40.1 Закона о банках предусмотрено, что соответствующая информация должна храниться также в виде резервных копий.

В случае возникновения у кредитной организации оснований для отзыва лицензии Банку России должны быть предоставлены резервные копии указанных баз данных, содержащие сведения о деятельности обанкротившейся кредитной организации.

На руководителя кредитной организации Законом N 144-ФЗ возлагается ответственность за несоблюдение мер по обеспечению хранения информации о кредитной организации.

В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации исполнительные органы должны передать временной администрации среди прочего резервные копии таких баз данных с информацией, обязательной для хранения (п. 2 ст. 23 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции).

9. Удовлетворение требований о выплате

"золотых парашютов" в ходе конкурсного производства

Закон N 144-ФЗ дополнил ст. 134 Закона о банкротстве новым п. 2.1. В данном пункте указано, что требования руководителя должника, его заместителей, лиц, входящих в коллегиальный исполнительный орган должника, главного бухгалтера должника, его заместителей, руководителя филиала или представительства должника, его заместителей, главного бухгалтера филиала или представительства должника, его заместителей (далее все - топ-менеджмент) о выплате выходного пособия и (или) иных компенсаций, не относятся к числу требований кредиторов по текущим платежам и удовлетворяются после требований кредиторов третьей очереди в части, превышающей минимальный размер соответствующих выплат, установленный трудовым законодательством.

Аналогичные правила также закреплены п. 3 ст. 136 Закона о банкротстве в новой редакции.

В п. 4 ст. 136 Закона о банкротстве в новой редакции указывается, что арбитражный суд вправе по заявлению конкурсного управляющего уменьшить размер тех требований об оплате труда работающих или работавших по трудовому договору представителей топ-менеджмента, которые подлежат удовлетворению в составе требований кредиторов по текущим платежам и (или) в составе требований кредиторов второй очереди. Суд уменьшает эти требования, если установит, что в течение шести месяцев до принятия судом заявления о признании должника банкротом размер оплаты труда таких лиц был увеличен по сравнению с установленным до начала указанного срока.

Если арбитражный суд примет такое решение, требования представителей топ-менеджмента, касающиеся возмещения разницы между увеличенным размером оплаты труда и первоначальным размером оплаты труда, будут удовлетворены после требований кредиторов третьей очереди.

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы