Если поставке товара помешали коронавирусные ограничения и запреты в стране-производителе, то суды встают на сторону поставщиков.
Интересная судебная практика, крайне важная в период пандемии.
Ситуация: поставщик не сумел вовремя поставить по госконтракту товар производства Германии. Там объявили карантин, из-за этого завод не смог вовремя произвести и отправить поставщику товар. А тот, как следствие, не смог исполнить свои обязательства. Заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта и попытался включить нарушителя в реестр недобросовестных поставщиков. Но контролеры с этим не согласились и сведения в РНП не добавили.
Для госзаказчика все просто: сроки по госконтракту нарушены, товара нет, извольте отвечать.
Разбирательство продолжилось в арбитражном суде, и тот поддержал поставщика, а не заказчика. Аргументы такие:
поставщик заранее проинформировал заказчика о невозможности соблюсти сроки поставки, оговоренные госконтрактом;
указал, что причина просрочки — ограничения, которые ввели в стране производителя из-за коронавируса;
сам предложил госзаказчику или расторгнуться по соглашению сторон или временно приостановить действие госконтракта, пока ситуация с коронавирусом не улучшится и не станет возможным исполнить контракт;
дополнительно сообщил, что сможет исполнить обязательства и поставить товар, но существенно позже.
Суд посчитал такое поведение поставщика добросовестным и встал на его сторону. И это справедливо: предсказать развитие событий и введение подобных ограничений невозможно, поэтому ситуацию можно рассматривать как форс-мажорную. Отвечать за это поставщик не должен.
Подробнее решение суда изложено в постановлении АС Волго-Вятского округа от 19.11.2021 по делу № А43-3751/2021. В частности в нем говорится:
просрочка поставки товара произошла по не зависящим от поставщика обстоятельствам; установлено, что поставщик предпринимал попытки исполнения контракта, а также был готов приостановить его действие или расторгнуть его по соглашению сторон.
Сходную позицию занял и арбитражный суд Уральского округа.
Ситуация с коронавирусом действительно непредсказуемая, а нарушения по госконтрактам чреваты серьезными последствиями.
В период пандемии крайне важно внимательно следить за развитием событий, чтобы минимизировать риски. В идеале — временно отказаться от поставки импортных товаров, если их требуется физически доставлять. Например, поставке импортного программного обеспечения никакие коронавирусные запреты не помешают. А вот новогодние сувениры из Европы или Китая лучше не заказывать. Новый штамм Омикрон уже проник в некоторые европейские страны, и опасность, что границы снова закроются и товары застрянут на таможне, реально существует.
Дополнительно можно рекомендовать поставщикам:
всегда быть на связи с заказчиком и выстраивать с ним максимально прозрачные отношения;
документально фиксировать все сложности, которые возникают из-за коронавируса;
оперативно информировать заказчика о возможных просрочках и предлагать адекватные пути решения проблем;
соблюдать другие правила по контракту, связанные с форс-мажором.
Источник: ppt.ru
Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации
Еще больше новостей: Респект-Решения и Ясная бухгалтерия