Название документа
"КонсультантПлюс: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 18 ИЮНЯ 2009 ГОДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 28.04.2009 N 17159/08 "ИСК О ВЗЫСКАНИИ КОМПЕНСАЦИИ ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННОЕ ПРОКУРОРУ ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕН ПРАВОМЕРНО, ТАК КАК ОТВЕЧАТЬ ЗА ВОЗМЕЩЕНИЕ СПОРНОЙ СУММЫ ДОЛЖНА УЧАСТВУЮЩАЯ В ДЕЛЕ РФ, НО НЕ В ЛИЦЕ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РФ, А В ЛИЦЕ ОРГАНА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО КОНТРОЛЬ ЗА РАСХОДОВАНИЕМ КАЗНЫ"
Источник публикации
Обзор подготовлен специалистами АО "Консультант Плюс".
Примечание к документу
Текст документа
КонсультантПлюс: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 18 ИЮНЯ 2009 ГОДА
Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "Консультант Плюс".
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 28.04.2009 N 17159/08
"ИСК О ВЗЫСКАНИИ КОМПЕНСАЦИИ ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННОЕ ПРОКУРОРУ ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕН
ПРАВОМЕРНО, ТАК КАК ОТВЕЧАТЬ ЗА ВОЗМЕЩЕНИЕ СПОРНОЙ СУММЫ
ДОЛЖНА УЧАСТВУЮЩАЯ В ДЕЛЕ РФ, НО НЕ В ЛИЦЕ ГЕНЕРАЛЬНОЙ
ПРОКУРАТУРЫ РФ, А В ЛИЦЕ ОРГАНА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО
КОНТРОЛЬ ЗА РАСХОДОВАНИЕМ КАЗНЫ"
Суть спора
Городская администрация в 2006 году выделила квартиру прокурору, принятому на учет в 2004 году в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий и в силу статуса подлежащего обеспечению жильем во внеочередном порядке. Предоставление квартиры состоялось на основании решения суда, принятого по иску прокурора. Обеспечение жильем прокурора произошло хотя и после сложения с органов местного самоуправления такой обязанности, но на основании решения суда, которое подлежит обязательному исполнению.
Городская администрация обратилась в арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Генеральной прокуратуры РФ о взыскании компенсации за предоставленное прокурору жилое помещение.
Решения судов разных инстанций
Решением суда первой инстанции в иске было отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Суд кассационной инстанции решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
Все суды исходили из того, что расходы городской администрации возникли после 01.01.2005, когда вступил в действие новый порядок обеспечения жилой площадью прокуроров, предусматривающий использование Генеральной прокуратурой РФ выделенных средств федерального бюджета на приобретение (строительство) жилья, но не на компенсацию за ранее предоставленное жилье.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд РФ, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов городская администрация просила их отменить, ссылаясь на обязанность финансирования обеспечения жильем прокуроров за счет средств федерального бюджета независимо от изменения порядка обеспечения жильем, и принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение.
Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
Проверив обоснованность доводов сторон, Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу изменений, внесенных Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ в пункт 4 статьи 44 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокуроры, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством РФ, отдельными жилыми помещениями, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели органам прокуратуры РФ в порядке, определяемом Правительством РФ. Такой порядок предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 06.12.2005 N 737 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей прокуратуры, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями в 2005 - 2006 годах" и действовал также в 2007 - 2008 годах на основании Постановления Правительства РФ от 23.02.2007 N 126 (пункт 58) и Постановления Правительства РФ от 21.03.2008 N 192.
Порядок состоит в том, что ассигнования для улучшения жилищных условий прокуроров предусматриваются в федеральном бюджете для Генеральной прокуратуры РФ, которая использует их на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для прокуроров с отнесением к специализированному жилищному фонду. Ранее действовавший порядок возлагал обязанность предоставления жилой площади прокурорам на органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления с последующей компенсацией им стоимости жилых помещений за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели органам прокуратуры РФ.
Президиум ВАС РФ указал, что исполнив решение суда, городская администрация понесла расходы на реализацию гарантии предоставления жилья работнику прокуратуры, финансовое обеспечение которой за счет муниципальных средств не предусмотрено, следовательно, ее расходы должны быть компенсированы. Однако денежная сумма, истраченная городской администрацией на приобретение прокурору квартиры, не может быть возмещена за счет Генеральной прокуратуры РФ, поскольку средства федерального бюджета, выделенные ей до 01.01.2005 на эту цель, были израсходованы, а поступающие после названной даты - подлежали расходованию в соответствии с изложенным порядком.
Согласно статье 52 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" финансовое обеспечение деятельности органов и учреждений прокуратуры, а также гарантий и компенсаций работникам этих учреждений является расходным обязательством Российской Федерации. Таким образом, отвечать за возмещение городской администрации спорной суммы должна участвующая в деле Российская Федерация, но не в лице Генеральной прокуратуры РФ, а в лице органа, осуществляющего контроль за расходованием казны, поскольку иск следует удовлетворить за счет средств казны.
С учетом изложенного Президиум ВАС РФ постановил: отменить решение суда первой инстанции, а также постановления судов апелляционной и кассационной инстанций; взыскать в пользу городской администрации компенсацию с Российской Федерации за счет средств казны за предоставленное прокурору жилое помещение.
Информация предоставлена компанией "КонсультантПлюс"