Система Консультант Плюс: Версия Проф
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Приказ Росприроднадзора от 04.05.2012 N 213
"Об утверждении Методических рекомендаций по привлечению к административной ответственности лиц, совершивших административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(вместе с "Методическими рекомендациями по привлечению к административной ответственности лиц, совершивших административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 "Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях")
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
ПРИКАЗ
от 4 мая 2012 г. N 213
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ,
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОТОРОЕ ПРЕДУСМОТРЕНА
СТАТЬЕЙ 8.41 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
В целях повышения эффективности надзорных мероприятий Росприроднадзора за внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленные законодательством Российской Федерации сроки, предупреждения административных правонарушений в данной сфере и упорядочения процедуры привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по привлечению к административной ответственности лиц, совершивших административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 "Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Методические рекомендации).
2. Рекомендовать должностным лицам Росприроднадзора и его территориальных органов использовать Методические рекомендации в работе при осуществлении федерального государственного надзора за внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленные законодательством Российской Федерации сроки.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Временно исполняющий
обязанности Руководителя
А.М.АМИРХАНОВ
Утверждены
приказом Федеральной службы
по надзору в сфере природопользования
от 04.05.2012 N 213
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ,
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОТОРОЕ ПРЕДУСМОТРЕНА СТАТЬЕЙ 8.41
"НЕВНЕСЕНИЕ В УСТАНОВЛЕННЫЕ СРОКИ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ" КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
I. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по привлечению к административной ответственности лиц, совершивших административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 "Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Методические рекомендации), разработаны в целях систематизации практики осуществления федерального государственного надзора за внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду, предупреждения административных правонарушений в данной сфере и упорядочения процедуры привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
1.2. Противоправным применительно к указанному административному правонарушению признается деяние, выразившееся в невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
1.3. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок).
Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (далее - природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:
1.3.1. выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
1.3.2. сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
1.3.3. размещение отходов;
1.3.4. другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
1.4. Порядком установлены 2 вида базовых нормативов платы:
1.4.1. за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
1.4.2. за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
1.5. Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей среды и здоровья населения.
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее - Постановление).
Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы - природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов. Данные коэффициенты указаны в приложении N 2 к Постановлению.
Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.
Конкретизация применения базовых нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, коэффициентов, учитывающих экологические факторы, и коэффициентов индексации платы в связи с изменением уровня цен указана в Инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.02.1993 (зарегистрированы в Минюсте России 24.03.1993, N 190).
1.6. Плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
1.7. Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
1.8. Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
1.9. В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 1.8 Методических рекомендаций.
1.10. Срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, установлен приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" (зарегистрирован в Минюсте России 17.06.2006, N 8077) не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Отчетным периодом в соответствии с указанным приказом признается календарный квартал.
1.11. Внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей среды, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.12. Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная деятельность) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду.
1.13. Обязанность по уплате платы должна быть исполнена лицом, признающимся плательщиком, самостоятельно.
1.14. В случае заключения договора аренды, наличия иных прав на источник (объект) негативного воздействия - плательщиком платы является лицо, фактически эксплуатирующее такой источник (объект), в результате чего осуществляется негативное воздействие на окружающую среду.
1.15. Обязанность по уплате платы не снимается в случае простоя, консервации и иного приостановления хозяйственной деятельности, в случае дальнейшего оказания негативного воздействия на окружающую среду.
Общая схема установления платы за негативное воздействие на окружающую среду представлена в приложении 1 к Методическим рекомендациям.
II. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу
об административном правонарушении, ответственность
за которое предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ
2.1. Выяснению по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ, с учетом требований статьи 26.1 КоАП РФ, подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
6) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
2.2. Событием административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ, является факт невнесения либо неполного внесения в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду лицом, на которое законодательством Российской Федерации возложена обязанность вносить такую плату.
2.3. Лицом, совершившим противоправное действие (бездействие), за которое предусмотрена ответственность по статье 8.41 КоАП РФ, признается природопользователь, а именно:
юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности;
индивидуальный предприниматель;
иностранное физическое лицо.
2.3.1. Обособленное подразделение юридического лица (филиал или представительство), в соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ, лицом, совершившим противоправное действие (бездействие), признано быть не может, так как самостоятельным плательщиком платы не является и вправе осуществлять уплату платежей только от имени юридического лица при условии закрепления такого рода полномочий в положении об обособленном подразделении, а также наличии доверенности у руководителя обособленного подразделения со всеми необходимыми полномочиями.
2.3.2. В случае заключения договора аренды, наличия иных прав на источник (объект) негативного воздействия лицом, совершившим противоправное действие (бездействие), признается лицо, фактически эксплуатирующее такой источник (объект) и оказывающее тем самым негативное воздействие на окружающую среду.
2.3.3. Природопользователь, в случае простоя, консервации и иного приостановления хозяйственной деятельности, также признается лицом, совершившим противоправное действие (бездействие), в случае дальнейшего оказания негативного воздействия на окружающую среду.
2.4. Обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду должна быть исполнена лицам, признающимся плательщиком, самостоятельно.
2.5. Виновность лица, являющегося плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, определяется фактом невнесения в установленные законодательством Российской Федерации сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Данный факт подтверждается документами (информацией) финансового подразделения соответствующего территориального органа Росприроднадзора, аккумулирующего информацию о поступивших платежах за негативное воздействие на окружающую среду на подведомственной территории.
Финансовые подразделения территориальных органов Росприроднадзора получают информацию о перечислении природопользователями платы за негативное воздействие на окружающую среду, обрабатывают данную информацию и предоставляют уполномоченным должностным лицам Росприроднадзора данные о природопользователях, перечисливших плату за негативное воздействие на окружающую среду.
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация разделов дана в соответствии с официальным текстом документа.
II. Порядок осуществления производства по делам
об административных правонарушениях по статье 8.41 КоАП РФ
3.1. Возбуждение дела об административном правонарушении, проведение административного расследования и вспомогательные процедуры.
3.1.1. Финансовое подразделение соответствующего территориального органа Росприроднадзора, после аккумулирования данных о перечислении платы за негативное воздействие на окружающую среду, предоставляет уполномоченному должностному лицу территориального органа Росприроднадзора список природопользователей, перечисливших в установленный законодательством Российской Федерации срок плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее - список).
3.1.2. Уполномоченное должностное лицо территориального органа Росприроднадзора проводит сверку списка с соответствующим приказом Минприроды России "Об утверждении списка конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности на территории субъекта, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю" и определяет:
природопользователей, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, перечисливших в установленном порядке плату за негативное воздействие на окружающую среду;
природопользователей, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, отсутствующих в списке природопользователей, перечисливших плату за негативное воздействие на окружающую среду в установленный срок.
Блок-схема выявления фактов невнесения в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду представлена в приложении 2 к Методическим рекомендациям.
Блок-схема действий должностных лиц Росприроднадзора при выявлении фактов невнесения в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду представлена в приложении 3 к Методическим рекомендациям.
3.1.3. По окончании проведения данной сверки федеральный государственный инспектор территориального органа Росприроднадзора (далее - инспектор):
подготавливает и направляет информацию о природопользователях, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, перечисливших в установленный срок плату за негативное воздействие на окружающую среду, в надзорный орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для принятия надлежащих мер в отношении природопользователей, подлежащих региональному экологическому надзору, не перечисливших плату за негативное воздействие на окружающую среду в установленном порядке;
в отношении природопользователей, подлежащих федеральному государственному надзору, информация о которых отсутствует в списке, в связи с возможной неуплатой платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленном порядке, в соответствии со статьями 28.1 и 28.7 КоАП РФ, выносит определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (приложение 4 к Методическим рекомендациям) и проводит административное расследование.
3.1.4. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования должны быть указаны процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, которые следует выполнить в ходе производства по делу об административном правонарушении, для обоснования проведения административного расследования, например, истребование сведений, получение дополнительной информации и т.д.
3.1.5. Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, по средствам почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении или нарочным, с получением отметки физического лица или законного представителя юридического лица о вручении ему определения.
3.1.6. В рамках проведения административного расследования инспектор, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ направляет в адрес лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении (приложение 5 к Методическим рекомендациям).
3.1.7. При определении даты представления либо непредставления истребуемых сведений следует руководствоваться положением статьи 26.10 КоАП РФ, устанавливающей, что истребуемые сведения должны быть направлены лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в трехдневных срок со дня получения определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении. При невозможности представления указанных сведений лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обязано в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме инспектора, вынесшего указанное определение.
3.1.8. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству инспектора, в производстве которого находится дело об административном правонарушении по статье 8.41 КоАП РФ, может быть продлен решением руководителя Росприроднадзора, руководителя территориального органа Росприроднадзора, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или их заместителями - на срок не более одного месяца.
3.1.9. Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, по средствам почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении или нарочно с отметкой уполномоченного лица о получении документа.
3.1.10. По окончании административного расследования инспектором составляется протокол об административном правонарушении по статье 8.41 КоАП РФ либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
3.2. Составление протокола об административном правонарушении.
3.2.1. Лица, привлекаемые к административной ответственности, должны заблаговременно уведомляться в установленном порядке о времени и месте составления протокола об административном правонарушении для реализации прав данных лиц, установленных законом и требованиями статьи 28.2 КоАП РФ.
3.2.2. Уведомление (извещение) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (приложение 6 к Методическим рекомендациям) вручается под расписку либо высылается лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном производстве, или законному представителю лица по средствам почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении или нарочным с отметкой уполномоченного лица о получении документа.
3.2.3. Инспекторам следует учитывать, что нарушение установленных законодательством Российской Федерации прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, может явиться основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении.
3.2.4. Протокол об административном правонарушении (приложение 7 к Методическим рекомендациям) составляется с учетом требований статьи 28.2 КоАП РФ.
3.2.5. Протокол об административном правонарушении должен содержать помимо сведений, предусмотренных частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ:
данные об обстоятельствах обнаружения административного правонарушения по статье 8.41 КоАП РФ (например, реквизиты соответствующего документа (справки и т.п.) финансового подразделения Росприроднадзора об отсутствии уплаты лицом, привлекаемым к административной ответственности, платы за негативное воздействие на окружающую среду и т.п.);
нормы закона, которые были нарушены (статья 16 "Плата за негативное воздействие на окружающую среду" Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; статья 28 "Плата за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него" Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"; статья 23 "Плата за размещение отходов" Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и т.п.);
указание на виновность лица в совершении административного правонарушения;
ссылки на все доказательства, собранные в ходе административного производства (направленные запросы/поручения, полученные ответы, истребованные документы, объяснения и т.п.);
иные сведения, необходимые для разрешения дела.
3.2.5. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
3.2.6. В случае неявки физического лица или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие, а копия протокола высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица по средствам почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении или нарочно с отметкой уполномоченного лица о получении документа.
3.3. Рассмотрение дела об административном правонарушении.
3.3.1. Рассмотрению дела об административном правонарушении предшествует уведомление лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте, времени и вызове лиц на рассмотрение дела.
Для осуществления данного уведомления инспектор выносит следующие определения:
3.3.1.1. Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (приложение 8 к Методическим рекомендациям).
3.3.1.2. Определение о вызове лиц, являющихся участниками производства по делу об административном правонарушении (приложение 9 к Методическим рекомендациям).
3.3.2. Указанные в пунктах 3.3.1.1 и 3.3.1.2 определения вручаются под расписку либо высылаются физическому лицу или законному представителю юридического лица, по средствам почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении или нарочно.
3.3.3. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания (приложение 10 к Методическим рекомендациям) либо выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (приложение 11 к Методическим рекомендациям) в соответствии с требованиями статей 29.9, 29.10 КоАП РФ и с соблюдением сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ.
3.4. Управлением государственного экологического надзора Росприроднадзора ежеквартально проводится работа по обобщению результатов проведенной работы по привлечению природопользователей к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ и данные сводятся в отчетную таблицу. Примерная форма отчетной таблицы приведена в приложении 12 к Методическим рекомендациям.
Информация предоставлена компанией "КонсультантПлюс"
Предоставленные документы включены в Системы КонсультантПлюс
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
Приложение Приказ Росприроднадзора от 04.05.2012 N 213 | 404.5 кб |