Иногда в магазинах просят сдать вещи в камеру хранения, запрещают фотографировать, а с возвратом товаров проблемы возникают почти всегда. Продавец может сказать, что товар невозможно вернуть без чека или что вам нужно провести экспертизу некачественного товара за свой счет.
Все это незаконно. Мы собрали требования магазинов, которыми они нарушают права потребителей, и объясняем, как должно быть по закону.
Иногда продавцы отказывают в возврате товара, потому что у покупателя не сохранился чек. Но покупку все равно можно вернуть.
Чек можно восстановить, посмотреть камеры видеонаблюдения, привести свидетелей, показать банковскую выписку. Продавец вправе попросить чек, но отказать в возврате только потому, что его нет, не может.
В магазинах можно снимать видео и фотографировать, в том числе ценники. Ценник — это публичная информация, а магазин — общественное место. Но бывает, что охранники или продавцы запрещают фото- или видеосъемку. Это незаконно.
На распродажах продавцы часто говорят, что вещи со скидкой вернуть нельзя. Хотя для товаров со скидкой и без действуют одинаковые правила возврата.
Исключение — если это уценка и продавец снизил цену из-за недостатка, о котором предупредил покупателя: так стороны договорились о качестве товара. Тогда вернуть покупку, ссылаясь на этот недостаток, не выйдет. Но если вскрылись другие дефекты, исключение не работает.
Магазины постоянно придумывают правила, которые ограничивают права владельцев сертификатов: устанавливают срок, в течение которого его нужно использовать, или запрещают возвращать в магазин и взамен получать деньги.
На подарочный сертификат также распространяются правила обмена или возврата: это тот же товар, просто своеобразный. Если вы не воспользовались сертификатом, то можете его вернуть. Иногда — даже если срок действия сертификата истек.
Если вам подарили вещь или вы купили ее с рук, а она сломалась, то можете смело идти в магазин, пока не истек срок гарантии. У продавца можно потребовать обменять покупку или вернуть деньги.
Право на обмен и возврат есть не только у первоначального покупателя, но и у того, кто пользуется товаром.
По общему правилу покупку, которая не понравилась или не подошла, можно вернуть в магазин.
Но есть товары, которые не получится сдать, если они надлежащего качества. Например, технически сложные: смартфон или электронная книга. Магазин может пойти навстречу, но не обязан.
Но если в товаре брак, то правила возврата и обмена действуют так же, как на обычные покупки.
Если товар некачественный или сломался, за него можно вернуть деньги. Магазин может проверить качество товара или провести экспертизу. Если поломка была в течение гарантийного срока, то экспертизу продавец проводит за свой счет. Вы не должны что-то доказывать.
За свой счет покупатель может провести экспертизу, если гарантийный срок прошел или он не согласен с результатами экспертизы продавца.
Магазин не вправе отказать в возврате денег на другую карту. Когда покупатель пишет заявление на возврат, он может указать любые реквизиты карты или попросить наличные
Охранник может попросить посмотреть содержимое сумки. А соглашаться или нет — выбор покупателя. Угрожать, выхватывать сумку и проверять ее охранник не вправе.
Проводить личный досмотр может только полиция. Если у охранника есть какие-то подозрения, он может вызвать полицейских или посмотреть камеры.
Если охранник просит оставить сумки в камере хранения, а иначе не пускает в торговый зал, он не прав. Просто положить вещи в камеру хранения — это уже договор, а принуждать к его заключению никто не может.
За риск случайной гибели товара отвечает собственник — магазин. Если покупатель случайно разбил товар в магазине, то платить за него не должен.
Но если человек сделал это специально, а еще товар был у покупателя в руках и он нес его к кассе, то, увы, заплатить придется
Источник: Т—Ж
Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации
Еще больше новостей: Респект-Решения и Ясная бухгалтерия