Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсултьтантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18.
Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Постановление Правительства РФ от 05.05.2012 N 457
"О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)"
Установлены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии (лицензиату) для осуществления деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и грузов
Определен порядок лицензирования деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и грузов (за исключением случая, если указанные виды деятельности осуществляются для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Лицензирование деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и грузов осуществляется Росавиацией.
Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату), являются:
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) сертификата эксплуатанта;
наличие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании воздушных судов с действующим сертификатом летной годности в количестве, достаточном (с учетом резервирования) для выполнения перевозок пассажиров и грузов в соответствии с формируемыми лицензиатом расписанием регулярных воздушных перевозок и программой выполнения нерегулярных воздушных перевозок;
соблюдение лицензиатом общих правил воздушных перевозок пассажиров и грузов.
Приказ Минкомсвязи России от 23.11.2011 N 320
"Об аккредитации удостоверяющих центров"
Зарегистрировано в Минюсте России 04.05.2012 N 24067.
Чистые активы "удостоверяющих центров" - коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, выдающих сертификаты ключей проверки электронных подписей, используемых при совершении юридически значимых действий, должны составлять не менее чем один миллион рублей
Они также должны иметь в наличии финансовое обеспечение ответственности за убытки, причиненные третьим лицам вследствие их доверия к информации, указанной в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданной данным удостоверяющим центром (или в реестре сертификатов, который ведет данный УЦ), в сумме не менее чем полтора миллиона рублей.
Кроме этого коммерческие удостоверяющие центры, также как и исполняющие функции удостоверяющих центров государственные и муниципальные органы и учреждения, должны иметь в наличии средства электронной подписи и средства удостоверяющих центров, соответствующие требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и иметь в штате не менее двух работников с высшим профессиональным образованием в сфере информационных технологий либо со средним профессиональным образованием, но прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам использования электронной подписи.
Определены процедуры государственной аккредитации удостоверяющих центров и проверки соблюдения ими требований, на соответствие которым они были аккредитованы. Установлено, в частности, что срок действия свидетельства об аккредитации составляет 5 лет, если более короткий срок не был указан в заявлении удостоверяющего центра.
Приказ Минкультуры России от 22.12.2011 N 1216
"Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным архивным агентством государственной услуги "Организация информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов"
Зарегистрировано в Минюсте России 03.05.2012 N 24042.
Регламентирован порядок организации Росархивом информационного обеспечения заявителей на основе документов Архивного фонда РФ и других архивных документов
Результатом предоставления государственной услуги являются в том числе:
информационные письма, архивные справки, архивные выписки, тематические перечни;
ответы об отсутствии запрашиваемых сведений;
рекомендации о дальнейших путях поиска необходимой информации.
Определены, в частности, круг заявителей, требования к порядку информирования о правилах предоставления государственной услуги, состав и последовательность выполнения административных процедур, формы контроля за исполнением Регламента.
Приказ Минэнерго России от 25.01.2012 N 24
"Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством энергетики Российской Федерации государственной услуги по проведению экспертизы оснований отказа в выдаче технических условий для подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным трубопроводам"
Зарегистрировано в Минюсте России 05.05.2012 N 24087.
Государственная услуга по проведению экспертизы оснований отказа в выдаче технических условий для подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным трубопроводам должна быть предоставлена в срок, не превышающий 70 рабочих дней с момента регистрации полного комплекта документов, представленного заявителем
Утвержденный Административный регламент определяет процедуры предоставления государственной услуги, сроки, последовательность действий, перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, перечень оснований для отказа в ее предоставлении.
Приказ Росфинмониторинга от 14.02.2012 N 44
"Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной услуги по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы"
Зарегистрировано в Минюсте России 04.05.2012 N 24056.
Утвержден новый административный регламент ведения Росфинмониторингом учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы
Новый административный регламент, вступающий в силу с 1 июля 2012 года, разработан в соответствии с Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 N 373. Регламент имеет более подробную структуру (в разделах выделены подразделы с заголовками) и устанавливает, в частности:
круг заявителей (к ним, также как и ранее, отнесены лизинговые компании, ломбарды, организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, организации, проводящие лотереи, осуществляющие риэлторскую деятельность, операторы по приему платежей, коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов);
порядок информирования о предоставлении данной государственной услуги (включает в себя сведения о почтовом адресе, телефонах, адресах сайта и электронной почты Росфинмониторинга его территориальных органов);
внутренние процедуры Росфинмониторинга, связанные с предоставлением государственной услуги;
сроки предоставления государственной услуги (решение о постановке либо об отказе в постановке организации на учет в Росфинмониторинге должно быть принято в 10-дневный срок, как это было установлено и ранее);
исчерпывающий перечень оснований и документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
порядок осуществления контроля за исполнением требований данного регламента.
В регламенте учтены новые требования к более широкому использованию в процедурах государственного управления информационных технологий, в т.ч. установлена возможность предоставления государственной услуги в электронной форме с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.
Аналогичный административный регламент, утвержденный приказом Росфинмониторинга от 14.12.2007 N 318, разработанный в соответствии с Порядком разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.11.2005 N 679, признан утратившим силу.
Приказ ФСТЭК России от 20.03.2012 N 29
"Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по предоставлению государственной услуги по выдаче заключений о применении мер нетарифного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности"
Зарегистрировано в Минюсте России 03.05.2012 N 24034.
Срок предоставления государственной услуги по выдаче ФСТЭК России заключений о применении мер нетарифного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности не должен превышать 30 рабочих дней со дня регистрации обращения заявителя
Результатом предоставления государственной услуги является:
выдача, переоформление заключения;
аннулирование заключения;
отказ в предоставлении государственной услуги.
Определены, в частности, круг заявителей, требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги, состав и последовательность выполнения административных процедур, формы контроля за предоставлением государственной услуги.
ЖИЛИЩЕ
<Письмо> Минрегиона России от 13.03.2012 N 5243-АП/14
Собственники помещений в многоквартирных домах обязаны установить приборы учета используемой воды и электрической энергии до 1 июля 2012 г., газа - до 1 января 2015 года
Для исключения нарушения законодательства при расчете платы за коммунальные услуги Минрегион России сообщает следующее.
Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (вступают в силу с 1 сентября 2012 года).
Согласно указанным Правилам, объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, предусмотрено рассчитывать и распределять между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. (В настоящее время при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и нормативов потребления коммунальных услуг (для тех лиц, индивидуальные приборы учета у которых отсутствуют) распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме вне зависимости от наличия в помещении индивидуального прибора учета потребления ресурса.)
Также сообщается, что в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники помещений в многоквартирных домах обязаны установить приборы учета используемой воды и электрической энергии до 1 июля 2012 г., газа - до 1 января 2015 г. Неустановление таких приборов учета в указанные сроки является нарушением закона. Кроме того, многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года, должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) и индивидуальными приборами учета всех используемых ресурсов.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Постановление Правительства РФ от 12.05.2012 N 471
"Об утверждении Правил осуществления единовременной выплаты некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 67-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов"
В связи с 67-летней годовщиной Победы ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, а также узникам концлагерей и некоторым иным категориям граждан РФ будет осуществлена единовременная выплата
Пенсионным фондом РФ (его территориальными органами), а также иными органами, осуществляющими назначение и выплату пенсий, на основании имеющихся у них документов, в мае - июне 2012 года должна быть осуществлена единовременная выплата в размере 1000 или 5000 рублей в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 471.
При отсутствии в распоряжении органов необходимых данных единовременная выплата должна быть осуществлена на основании заявления гражданина. При наличии нескольких оснований единовременная выплата осуществляется по основанию, предусматривающему ее выплату в наибольшем размере.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Приказ ФНС России от 29.03.2012 N ММВ-7-11/185@
"О внесении изменений в приложения N 2 и N 3 к приказу Федеральной налоговой службы от 11 февраля 2011 г. N ММВ-7-11/154@ "Об утверждении формы, порядка ее заполнения и формата Сведений об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иных сведений, необходимых для исчисления налогов"
Зарегистрировано в Минюсте России 04.05.2012 N 24046.
Уточнены требования к отражению сведений о наименовании и правообладателях недвижимого имущества, представляемых органами, осуществляющими государственный технический учет, в налоговые органы
Внесены изменения в порядок заполнения формы "Сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества..." и формат представления указанных сведений в электронном виде (согласно поправкам, в частности, отражение отдельных сведений предусматривается только при их наличии).
Приказ ФНС России от 10.05.2012 N ММВ-7-2/295@
"Об утверждении формата представления заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес в электронном виде"
С 1 июня 2012 года вводится в действие новый формат представления заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес в электронном виде
Формат разработан в соответствии с бумажной формой данного заявления, утвержденной приказом Минфина России от 22.12.2011 N 184н.
Напомним, что в новой форме учтена возможность регистрации объектов налогообложения, признаваемых таковыми с 1 января 2012 года. С 2012 года расширен перечень объектов налогообложения налогом на игорный бизнес: операционные кассы заменены на процессинговые центры тотализатора (букмекерской конторы), и введены пункты приема ставок тотализатора (букмекерской конторы).
Письмо ФНС России от 16.04.2012 N ЕД-4-3/6325@
"О дате признания внереализационного дохода"
Доход, полученный от доверительного управления имуществом, составляющим закрытый ПИФ, признается доходом, подлежащим налогообложению в соответствии с порядком, предусмотренным для внереализационных доходов
При этом отмечено, что датой признания доходов организации-пайщика закрытого ПИФа в виде промежуточных выплат указанного дохода признается последний день отчетного (налогового) периода, за который произведено распределение соответствующих доходов.
<Письмо> ФНС России
"О неправомерности предоставления налоговой льготы по пункту 14 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации государственным юридическим бюро"
Налоговая льгота, установленная в отношении имущества адвокатских образований, не распространяется на имущество государственных юридических бюро
Об этом сообщается в письме Минфина России, направленном в налоговые органы для руководства и использования в работе.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Постановление Правительства РФ от 02.05.2012 N 422
"О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации"
Установлены дополнительные требования к заполнению справок, прилагаемых к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, а также к грузовой таможенной декларации
Формы указанных справок, утвержденные постановлениями Правительства РФ от 31.12.2005 N 864 и N 872, изложены в новой редакции, а также скорректированы положения, устанавливающие правила их заполнения.
В частности, согласно внесенным поправкам предусматривается заполнение справки к ТТН не только при каждой последующей реализации продукции, но и при внутреннем ее перемещении между обособленными подразделениями, находящимися по разным адресам.
Кроме того, в справках более подробно должны отражаться некоторые сведения, касающиеся, в частности, производителя и получателя продукции, лицензии на осуществление соответствующей деятельности, маркировки продукции (в т.ч. необходимо указывать серию (разряд) и диапазоны номеров федеральных специальных и акцизных марок).
Постановление Правительства РФ от 05.05.2012 N 455
"О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях"
С 1 июля 2012 года на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях вводится режим постоянного государственного надзора
Установлен порядок осуществления такого надзора. Надзор осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами.
Режим постоянного государственного надзора предусматривает проведение уполномоченными должностными лицами мероприятий по контролю за соблюдением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим объект повышенной опасности, обязательных требований при эксплуатации объекта повышенной опасности, ведении технологических процессов и работ на данном объекте.
График проведения мероприятий по контролю утверждается приказом Ростехнадзора.
Мероприятия по контролю, их результаты, а также составленные или полученные при проведении контроля документы и информация отражаются в надзорном деле объекта повышенной опасности в порядке, установленном Ростехнадзором.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
<Информация> ФТС РФ
<О реализации ФТС России Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 899>
17 июня 2012 года на территории Таможенного союза вводится обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным видом транспорта
В связи с этим ФТС России сообщает, что на всех автомобильных пунктах пропуска эксплуатируется автоматизированная система таможенного оформления и таможенного контроля, которая позволяет принимать и использовать предварительную информацию.
Эта информация подается через сайт Федеральной таможенной службы (http://edata.customs.ru/Pages/Default.aspx) не позднее чем за 2 часа до планируемого ввоза любого товара, следующего автомобильным видом транспорта на таможенную территорию Таможенного союза. Данный портал является бесплатным и самым доступным способом представления предварительной информации и электронной копии транзитной декларации - требуется лишь доступ к сети "Интернет".
Обязательное предварительное информирование не распространяется на ввоз следующих товаров:
- товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личного пользования;
- товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;
- товаров и транспортных средств, перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц в соответствии с главой 45 Таможенного кодекса Таможенного союза;
- товаров и транспортных средств, перемещаемых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
- воинских грузов;
- ввозимых другими видами транспорта, кроме автомобильного.
ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Приказ Рослесхоза от 29.02.2012 N 69
"Об утверждении состава проекта освоения лесов и Порядка его разработки"
Невыполнение лицами, осуществляющими использование лесов, проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком
Установлены требования к составу и порядку разработки проекта освоения лесов, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, составляющих проект освоения лесов в соответствии с Лесным кодексом РФ.
Проект содержит, в частности, сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов.
Проект составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка или свидетельством о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Информация, включаемая в проект, оформляется в виде текстовых, табличных и графических материалов (в том числе картографических). Проект представляется в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в трех экземплярах на бумажном носителе и один - в электронном виде.
Приказ вступает в силу с 1 августа 2012 года.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
Постановление Правительства РФ от 05.05.2012 N 445
"О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны"
Лицензия на право осуществления разных видов деятельности, связанных с допуском к государственной тайне либо с мероприятиями по ее охране, может выдаваться в электронной форме
Заявление о выдаче лицензии и копии прилагаемых к нему документов также могут быть представлены в электронной форме. Возможность подачи заявлений в лицензирующие органы и выдачи лицензий в электронной форме ранее была установлена Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", принятым в 2011 году.
Сокращен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии на право осуществления указанных видов деятельности. Сведения о выполнении заявителем соответствующих требований (постановке на налоговый учет, уплате пошлины, допуске к гостайне руководителя организации) должны указываться в заявлении и могут проверяться лицензирующим органом посредством межведомственных запросов.
Ранее было установлено, что руководители организаций, претендующих на получение лицензии, окончившие специальные образовательные учреждения (в соответствии с данным постановлением - образовательные учреждения, включенные в перечень, определяемый Межведомственной комиссией по защите государственной тайны), освобождаются от предусмотренной процедурой лицензирования государственной аттестации. Это положение дополнено условием - от государственной аттестации они освобождаются только в том случае, если со времени окончания образовательного учреждения прошло не более пяти лет.