Ограничения по периоду, который может быть охвачен проверкой, проводимой трудовой инспекцией, отсутствуют. Трудовая инспекция вправе провести проверку и потребовать документы у работодателя за любой период его деятельности, провести опрос работников и должностных лиц, потребовать письменные объяснения.
Глубина проверки не ограничивается сроком хранения работодателем документов, необходимых проверяющим для осуществления проверки.
Контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется посредством проведения государственными инспекциями труда рейдовых осмотров, инспекционных визитов, документарных и выездных проверок (п. 35 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 N 1230 (далее - Положение)).
Предметом федерального государственного контроля (надзора) является соблюдение требований трудового законодательства, включая законодательство о специальной оценке условий труда, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе оценка соблюдения обязательных требований к обеспечению доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда, полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, соблюдение норм, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установленного законодательством РФ порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан (ч. 2 ст. 353 ТК РФ, п. 2 Положения, п. 5 Административного регламента, утв. Приказом Роструда от 13.06.2019 N 160 (далее - Административный регламент N 160), п. 5 Административного регламента, утв. Приказом Роструда от 23.08.2019 N 234 (далее - Административный регламент N 234)).
Проведение проверки предусматривает не только документарную форму. В ходе проверки помимо исследования документов проводятся и другие мероприятия, в частности опрос, получение письменных объяснений, осмотр (п. п. 40, 42, 44, 48 Положения).
Выездная проверка может являться плановой или внеплановой, рейдовый осмотр, инспекционный визит, документарная проверка проводятся вне плана, в частности на основании сведений о нарушении трудового законодательства, например по жалобе (п. п. 35, 49 Положения, ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации").
В ходе мероприятий федерального государственного контроля (надзора) государственные инспекторы труда имеют право, в частности (ст. 357 ТК РФ):
· беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений посещать в целях проведения контрольных (надзорных) мероприятий организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;
· запрашивать у работодателей (их представителей) и безвозмездно получать необходимые документы, включая материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационные базы, банки данных и иные носители информации, объяснения, информацию;
· изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
· расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
· предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания;
· выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах, проверку знания требований охраны труда и т.д.
Законодательство не ограничивает период, который может быть охвачен проверкой, проводимой трудовой инспекцией. Именно по этой причине в распоряжении о проведении трудовой проверки, вручаемом работодателю (его представителю) до ее начала, нет указания на проверяемый период (Приложение N 1 к Приказу Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141, п. п. 47, 53, 56, 88, 97, 108 Административного регламента N 160, п. п. 44, 49, 52, 104, 114 Административного регламента N 234).
Таким образом, трудовая инспекция может провести проверку и потребовать документы у работодателя за любой период его деятельности в пределах сроков хранения этих документов.
Так, например, табели (графики), журналы учета рабочего времени (кроме вредных и опасных условий труда), документы (справки, предложения, обоснования, переписка) о состоянии и мерах по улучшению охраны труда, документы (программы, списки, переписка) об обучении работников по охране труда должны храниться в течение пяти лет начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором они были закончены делопроизводством (реестры, книги, журналы - начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором было завершено их ведение). Снижение установленных сроков хранения документов запрещается. По истечении указанного срока данные документы подлежат уничтожению (ст. ст. 402, 409, 421 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 N 236, п. п. 4.1, 4.3, 4.10 Инструкции, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 N 237).
Таким образом, в случае отсутствия документов по причине истечения сроков хранения привлечение работодателя к ответственности за их непредставление неправомерно.
Вместе с тем глубина проверки не ограничивается сроками хранения работодателем документов, связанных с трудовыми отношениями и кадровым обеспечением, которые необходимы проверяющим в соответствии с целями проверки. При отсутствии документов инспектор может провести другие контрольные мероприятия, например опрос или получение письменных объяснений.
Обратите внимание! В 2021 г. ограничены плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства. Таких работодателей будут проверять только в определенных случаях (в частности, если их деятельность отнесена к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков) (п. п. 7, 8 Постановления Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969).
Источник: КонсультантПлюс
Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации
Еще больше новостей: Респект-Решения и Ясная бухгалтерия