С 01.07.2021 в РФ стартует масштабная реформа в сфере госконтроля и надзора, цель которой - сместить акцент с проведения проверок на профилактику нарушений. С этой даты вступит в силу большая часть норм нового "проверочного" Закона. Среди них - обязательное обжалование решений и действий ряда ведомств перед обращением в суд. Эта мера должна сократить издержки бизнеса и граждан, а также снизить нагрузку на суды.
Итак, с 1 июля 2021 г. процедура досудебного обжалования будет обязательна для целого ряда неналоговых проверок, проводимых 19 различными министерствами и службами. Все эти проверки мы перечислять не будем, назовем лишь наиболее распространенные, среди которых <1>:
- трудовые проверки (Роструд);
- пожарные проверки (МЧС);
- санитарно-эпидемиологические проверки (Роспотребнадзор);
- проверки в сфере производства, хранения и розничной продажи алкоголя (Росалкогольрегулирование);
- проверки в сфере медицинской деятельности, а также в сфере обращения лекарств и медизделий (Росздравнадзор);
- экологические проверки (Росприроднадзор);
- ветеринарные и фитосанитарные проверки (Россельхознадзор);
- проверки в сфере промышленной безопасности (Ростехнадзор).
Внимание! После подачи досудебной жалобы ее можно отозвать (полностью или в части), при условии что решение по ней еще не вынесено. Однако снова направить жалобу по тем же основаниям уже не получится, рассматривать ее не станут <2>.
Под обязательное досудебное обжалование подпадают практически все решения, принимаемые контролерами после 01.07.2021 в отношении проверяемого лица. В частности, это решения <3>:
- об отнесении объекта к той или иной категории риска;
- о включении компании или ИП в план проверок;
- о результатах проведенной проверки.
Напомним, что с 17.08.2020 по 30.06.2021 систему обязательного досудебного обжалования решений по неналоговым проверкам обкатывали в тестовом режиме в рамках эксперимента <4>.
--------------------------------
<1> ч. 2 ст. 39, ч. 13 ст. 98 Закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ (далее - Закон N 248-ФЗ); Перечень, утв. Постановлением Правительства от 28.04.2021 N 663.
<2> ч. 8 ст. 40 Закона N 248-ФЗ.
<3> ч. 4 ст. 40 Закона N 248-ФЗ.
<4> Постановление Правительства от 24.07.2020 N 1108.
Они зависят от того, что именно обжалуется. Покажем сроки обжалования в таблице <5>.
┌────────────────────────────────┬────────────────────────────────────────┐
│ Что обжалуется │ Срок для подачи жалобы │
├────────────────────────────────┼────────────────────────────────────────┤
│Решение контрольного ведомства │┌─────────────────────────────────────┐ │
│или действия (бездействие) его ││30 календарных дней со дня, когда <1>│
│должностных лиц ││проверяемое лицо узнало или должно │ │
│ ││было узнать о нарушении своих прав │ │
├────────────────────────────────┼┼─────────────────────────────────────┼─┤
│Предписание контрольного ││10 рабочих дней с момента получения │ │
│ведомства ││предписания │ │
│ │└─────────────────────────────────────┘ │
└────────────────────────────────┴────────────────────────────────────────┘
Комментарий
<1> Если по какой-либо уважительной причине указанные сроки пропущены, можно попробовать подать жалобу и за их рамками. Но тогда в текст жалобы нужно включить ходатайство о восстановлении пропущенного срока, указав причину пропуска. Скорее всего, нужно будет также документально подтвердить, что причина была уважительной. Но надо понимать, что контрольное ведомство может и не удовлетворить такое ходатайство <6>.
--------------------------------
<5> ч. 5, 6 ст. 40 Закона N 248-ФЗ.
<6> ч. 7 ст. 40, п. 1 ч. 1 ст. 42 Закона N 248-ФЗ.
Обязательная досудебная жалоба подается только в электронном виде - через Единый портал госуслуг gosuslugi.ru или аналогичные региональные порталы. То есть организация или ИП должны быть там зарегистрированы. Жалобу, поданную иным способом, рассматривать не будут <7>.
Юрлицу для подачи жалобы нужно иметь усиленную квалифицированную электронную подпись, гражданину (в том числе ИП) достаточно простой ЭП <8>.
На портале нужно найти услугу "Жалоба на решение контрольных органов".
Нажав на нее, попадаешь на сервис https://knd.gosuslugi.ru. Там надо выбрать нужную опцию и далее действовать по предложенному алгоритму.
Этот сервис позволяет не только подать электронную жалобу в нужное ведомство, но и отслеживать все этапы ее рассмотрения, а также взаимодействовать с должностными лицами без личного посещения надзорного органа.
--------------------------------
<7> п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона N 248-ФЗ.
<8> ч. 1 ст. 40 Закона N 248-ФЗ.
У контрольного ведомства есть не более 20 рабочих дней на то, чтобы рассмотреть поданную жалобу. В исключительных случаях (например, требуется какое-то дополнительное исследование) срок рассмотрения жалобы может быть продлен еще максимум на 20 рабочих дней <9>.
Контролеры вправе запросить у подателя жалобы дополнительные документы и информацию (кроме тех, что находятся в распоряжении госорганов и местных властей). Если жалобщик решит их представить, то это надо сделать в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса. Срок рассмотрения жалобы на этот период приостанавливается. Если податель жалобы решит ничего дополнительно не представлять - нестрашно, его прошение все равно рассмотрят <10>.
Результатом рассмотрения жалобы станет одно из следующих решений <11>:
- оставить жалобу без удовлетворения;
- полностью или частично отменить решение контрольного органа;
- отменить решение контрольного органа полностью и принять новое решение;
- признать действия (бездействие) должностных лиц контрольного органа незаконными и вынести решение по существу.
Конкретное решение по жалобе будет размещено на портале госуслуг на следующий рабочий день после принятия решения <12>.
--------------------------------
<9> ч. 2 ст. 43 Закона N 248-ФЗ.
<10> ч. 3, 4 ст. 43 Закона N 248-ФЗ.
<11> ч. 6 ст. 43 Закона N 248-ФЗ.
<12> ч. 7 ст. 43 Закона N 248-ФЗ.
Контрольное ведомство откажет в рассмотрении жалобы, если, в частности <13>:
- истекли сроки для ее подачи;
- податель жалобы отозвал ее до вынесения решения по ней;
- есть решение суда по вопросам, обозначенным в жалобе;
- ранее уже была подана другая жалоба от того же лица по тем же основаниям.
Решение об отказе примут и доведут до сведения жалобщика в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы.
Отказ в рассмотрении жалобы означает, что лицо уже не сможет повторно обратиться с жалобой по тому же предмету. Исключение - отказ по причине того, что жалоба подана не через портал госуслуг либо не тому должностному лицу <14>.
Внимание! Если не соблюсти процедуру обязательного досудебного обжалования, то потом решения или действия контролеров не получится оспорить в суде. Он просто не будет рассматривать иск <15>.
* * *
Процедура обязательного досудебного обжалования станет обязательной для всех решений по неналоговым проверкам через полтора года - с 1 января 2023 г. <16>
--------------------------------
<13> ч. 1 ст. 42 Закона N 248-ФЗ.
<14> ч. 2 ст. 42 Закона N 248-ФЗ.
<15> п. 5 ч. 1 ст. 129, п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ.
<16> ч. 2 ст. 39, ч. 3 ст. 98 Закона N 248-ФЗ.
Источник: КонсультантПлюс
Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации
Еще больше новостей: Респект-Решения и Ясная бухгалтерия