Не стоит тратить время зря.
Можно не любить совещания, но проводить их всё равно придётся. Это важная часть рабочего процесса в любой компании. Один из способов сделать встречи более полезными и быстрыми — тщательно планировать их. С этим может помочь книга доктора экономических наук Ольги Демьяновой «Быстрые и эффективные совещания. От подготовки до получения желаемого результата».
Сами по себе совещания не составляют проблемы. Они даже необходимы и являются управленческим атрибутом власти. Вам нужно избавиться от продолжительных бесполезных и нерезультативных посиделок.
Наиболее распространённые типы совещаний:
· еженедельные;
· стратегические;
· рабочие;
· отчётные;
· планёрки;
· деловые беседы и встречи;
· летучки.
Все эти типы можно объединить в четыре основные группы:
1. по продолжительности: быстрые (до 30 минут) и затяжные (более одного часа);
2. по количеству участников: до 10 человек и более;
3. по цели: рабочие, политические и информационные;
4. по времени проведения: запланированные и незапланированные.
Что нужно планировать:
· цели;
· повестку дня;
· список приглашённых;
· график;
· информационные материалы;
· ответственного за ведение протокола;
· регламент выступлений.
В первую очередь руководитель должен учитывать цели совещания. Это стартовая точка повестки дня и списка участников, времени и регламента.
Основные цели совещаний:
1. Новая информация — для информационного совещания:
· важные новости и изменения в политике;
· обсуждение планов и стратегий;
· краткосрочное прогнозирование;
· презентация новых продуктов и подходов;
· обсуждение бюджета;
· кадровые вопросы.
2. Контроль событий и принятие оперативных решений — для регулярных совещаний:
· основные риски и сложности;
· параметры для оценки прогресса;
· оценка ключевых процессов и необходимые изменения;
· обсуждение происходящего: что идёт хорошо, что требует улучшения;
· ключевые уроки и результаты действий;
· коммуникации.
3. Мотивация— творческие совещания, выработка новых подходов и командообразование:
· побуждение к действию;
· принятие коллективных решений;
· чествование индивидуальных и коллективных успехов.
Таким образом, цель влияет на тип совещания и модель его организации. Например, информационные совещания отличаются многочисленностью участников и продолжительностью во времени. Регулярные носят плановый характер, по времени они более быстрые и с ограниченным количеством участников. Творческие совещания требуют особой подготовки: организация мебели (как правило, отдельных столов), чай, кофе и неофициальная обстановка; не требуют соблюдения дресс‑кода.
Необходимо помнить, что совещание — это площадка, на которой принимаются важные решения и преодолеваются проблемы. Матрица Эйзенхауэра — поле, где собираются все проблемы и вопросы. Они ранжируются по степени важности и срочности.
Срочно |
Несрочно |
|
Важно |
A |
B |
Неважно |
C |
D |
Квадрат A: важные и срочные дела
Квадрат важных и срочных дел должен быть пустым или малочисленным. Это будет свидетельствовать, что вы соблюдаете сроки выполнения. Если таких дел много — это признак неорганизованности. Примеры дел, которые можно вписывать в квадрат:
· дела, непосредственно касающиеся ваших функциональных обязанностей и влияющие на вашу результативность;
· дела, невыполнение которых может создать проблемы;
· дела, относящиеся к здоровью и психологическому климату в коллективе;
· дела, влияющие на безопасность коллектива;
· дела, результаты которых необходимо согласовать или презентовать своему руководству.
Квадрат B: важные, но несрочные дела
Когда поручения или дела не имеют срочности и нет конкретики, когда они должны быть выполнены, исполнитель сам назначает тайминг. В этот квадрат входят все дела, которые относятся к вашему функционалу на предприятии, дела, которые вы делаете на регулярной основе, и, как правило, их выполнение привязано к общему графику на предприятии (например, подготовка итоговой отчётности). К таким делам можно отнести и исследовательские поручения, которые требуют определённого времени, но объём трудозатрат неясен до момента выполнения. Задачи первого и второго квадратов должны постоянно мониториться, и поэтому целесообразно вносить их в повестку совещаний.
Квадрат C: срочные, но неважные дела
Это отвлекающие дела. Нередко они просто мешают сосредоточиться на важных задачах и снижают эффективность. Всегда помните о своих целях и учитесь отличать важное от второстепенного.
В этот квадрат стоит вписывать:
· навязанные кем‑либо со стороны встречи или переговоры;
· обсуждение вопросов, которые могут решить подчинённые;
· обсуждение вопросов, не связанных с бизнесом;
· обсуждение отвлечённых тем.
Квадрат D: несрочные и неважные дела
Дела этой категории не продвигают вас в проектах, но отвлекают от работы над ними.
· не приносят совсем никакой пользы;
· полезно не заниматься ими вообще;
· «пожиратели времени».
По каждой цели руководитель ставит следующие вопросы:
· Кто обладает информацией и знаниями, касающимися рассматриваемого вопроса?
· Чьи интересы затрагивает этот вопрос?
· От кого зависит принимаемое решение?
· Кому нужно знать информацию, которая будет обсуждаться?
· Кто будет реализовывать принятые решения?
При планировании совещаний по проекту можно использовать методику 99/50/1.
Руководитель организует встречи в трёх важных точках проекта:
· на старте — для погружения всех участников в темп проекта и для командообразования группы;
· на промежуточном этапе — для обсуждения результатов проделанной работы и дальнейших корректировок, если это необходимо;
· на финише, когда остаётся реализовать 1% общего объёма, — для предварительного подведения итогов.
Такой тайминг позволит эффективнее использовать время на совещаниях.
Повестка дня — план задач, которые нужно решить на совещании. Необходимо чётко определить время выступления каждого, отвести отдельное время на обсуждение и обратную связь от всех участников.
При планировании временного регламента совещания важно учесть следующее:
· важность вопроса, выносимого в повестку дня;
· регламент каждого выступления;
· перерывы, если они необходимы;
· 20% времени на дополнительную важную информацию.
Повестка дня рассылается всем участникам совещания.
Повестка дня:
1. Результаты работы по заключению договоров. Доклад Иванова И. (15 минут).
2. Проблемы в транспортном обеспечении поставок. Доклад Петрова И. (15 минут).
3. Результаты и планы проектной работы. Доклад Сидорова Т. (20 минут).
Начало в 11:00.
Окончание в 12:15.
Необходимо тренироваться в проведении быстрых и результативных совещаний!
Ваши временные ориентиры:
Важные и срочные |
12 минут |
Важные и несрочные |
24–36 минут
Срочные и важные: 12 минут — здесь работает принцип Парето: 20% времени создаёт 80% результата, при среднем совещании в один час (60 минут), самое результативное время — 12 минут (20% от 60 минут).
Важные и несрочные: как правило, планируются. Эффективное время таких совещаний составляет 24–36 минут. Здесь работает приём 60/40, согласно которому при составлении плана на день 40% времени нужно оставить свободным, 60% выделить на плановые работы, в том числе 20% — на «непредсказуемые» и 20% — на те, что возникнут спонтанно или станут сопутствующими.
При среднем времени совещания в один час (60 минут), время на плановые важные, но несрочные дела — 24–36 минут (40–60% от 60 минут). |
Неважные и срочные |
Делегирование и контроль по телефону и другим средствам связи, не более трёх минут на контроль. |
Неважные и несрочные |
Делегирование и контроль со стороны руководства, не более одной минуты на делегирование. |
Оптимальное количество участников быстрых совещаний — 5–7 человек. Состав от 8 до 12 человек допустим, если руководитель совещания обладает навыками фасилитатора.
Для генерации идей, постановки целей и летучек идеальный состав — не более 15 человек.
В компании Google существует негласное правило — максимальное количество участников не более 10.
В компании Amazon — правило «двух пицц»: на совещании должно быть столько человек, сколько можно накормить двумя пиццами.
Есть правило 8–18–1800:
· не более 8 человек — решение рабочих вопросов;
· не более 18 — мозговой штурм, коллективное решение проблем;
· до 1800 человек — информирование и возможность пообщаться.
Исследование, проведённое фирмой Bain and Company, говорит, что в группах, принимающих решения, добавление каждого участника сверх семи приводит к снижению эффективности примерно на 10%.
Непосредственно ответственные лица обязаны участвовать в совещаниях.
В компании Apple указывают имя ответственного исполнителя напротив каждого пункта совещания. Таким образом, каждый сотрудник имеет чёткую зону ответственности в рамках назначенного поручения.
Источник: "Лайфхакер", книга Ольги Демьяновой «Быстрые и эффективные совещания. От подготовки до получения желаемого результата».
Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации
Еще больше новостей: Респект-Решения и Ясная бухгалтерия