От штрафа до лишения свободы: как наказывают за отсутствие обязательной маркировки

1 июля 2019 года в России ввели обязательную маркировку товаров в национальной системе «Честный знак», чтобы защитить потребителей от подделок.

С помощью одноименного мобильного приложения можно узнать, кто, где и когда произвел товар, каков его состав и срок годности.

Роспотребнадзор начал проверять продавцов сразу после начала действия закона. За два года — с июля 2019 по июль 2021 — он выявил нарушения почти у 4000 компаний и предпринимателей. Большинство продавцов оштрафовали, а некоторые ИП даже лишились свободы.

Какие товары нужно маркировать

В России есть список товаров, подлежащих обязательной маркировке. Каждый год он пополняется новыми видами, в июле 2021 в него входит 15 наименований. Вот некоторые из них:

Вид товара

Когда введена обязательная маркировка

Сигареты и папиросы

С 1 июля 2019 года

Остальная табачная продукция

С 1 июля 2020 года

Обувь

С 1 июля 2020 года

Лекарства

С 1 июля 2020 года

Парфюмерия

С 1 октября 2020 года

Фотокамеры и фотовспышки

С 1 октября 2020 года

Шины

С 1 ноября 2020 года

Одежда из кожи, женская и мужская верхняя одежда и текстиль для дома

С 1 января 2021 года

Сыры и мороженое

С 1 июня 2021 года

Молочная продукция со сроком хранения более 40 суток

С 1 сентября 2021 года

Молочная продукция со сроком хранения менее 40 суток

С 1 декабря 2021 года

Бутилированная питьевая вода:
— минеральная природная;
— прочая (купажированная, искусственно минерализованная)


С 1 декабря 2021 года
С 1 марта 2022 года

Велосипеды

С 1 марта 2022 года

Когда введена обязательная маркировка

Остальная табачная продукция

Одежда из кожи, женская и мужская верхняя одежда и текстиль для дома

Молочная продукция со сроком хранения более 40 суток

Молочная продукция со сроком хранения менее 40 суток

Бутилированная питьевая вода:

— прочая (купажированная, искусственно минерализованная)

При ввозе товара в Россию, производитель или импортер должен на каждую единицу — на упаковку или на этикетку — нанести уникальный двухмерный код Data Matrix. Он может быть квадратным или прямоугольным. В нем «зашиты» данные о производителе и товаре. Любой пользователь системы «Честный знак» сможет по коду отследить, кто, когда произвел или ввез товар в страну, на каком этапе реализации он сейчас находится.

Когда партия приходит к оптовику, он считывает код специальным сканером и подтверждает, что получил этот товар. Дальше товар уходит мелким розничным продавцам. Те тоже считывают код каждого товара и обновляют данные в системе «Честный знак». Когда продукт продают потребителю, продавец пробивает код через онлайн-кассу, а та передает данные в систему, которая в свою очередь снимает товар с учета.

Маркировать товары из утвержденного законом списка должны все ИП и компании.

Самозанятых это правило не касается — они в принципе не имеют права продавать товары, которые должны маркироваться. Даже если произвели их сами.

Как и за что могут наказать бизнес

Код маркировки должен быть на товаре или его упаковке до тех пор, пока потребитель не купит вещь. Если продавец выставит на продажу немаркированный товар — ему грозит штраф. Кроме того, предпринимателей и компании могут наказать за:

1.   Производство товара без маркировки.

2.   Нарушение порядка нанесения маркировки.

3.   Хранение, перевозку или покупку немаркированных товаров с целью сбыта.

Товар без маркировки считается контрафактным.

Ответственность может быть административная или уголовная. Протокол об административном нарушении, как правило, составляют сотрудники Роспотребнадзора, наказание назначает суд.

Административная ответственность. За каждый вид нарушения есть отдельные штрафы. Для ИП минимальный штраф — 5000 Р, для компании — 50 000 Р. Кроме того, всю немаркированную продукцию сотрудники Роспотребнадзора конфискуют, а потом, по решению суда, уничтожат. Вернуть конфискованный товар на прилавок не получится.

Размер штрафа не зависит от количества немаркированной продукции. ИП оштрафуют одинаково на 5000 Р и за три куртки, и за 60 пар обуви. Но в любом случае у ИП заберут весь товар.

Иногда суды применяют специальную смягчающую норму КоАП для малого бизнеса, тогда компания или ИП могут отделаться предупреждением вместо штрафа, если попались на нарушении с маркировкой впервые.

Тем, кто торгует немаркированной продукцией, еще может грозить штраф за то, что в кассовом чеке нет обязательного реквизита «код товара». Компанию могут оштрафовать на 5000—10 000 Р, а ИП — на 1500—3000 Р. Но на первый раз есть шанс отделаться предупреждением.

Если фирма или ИП закупили немаркированные товары для собственного пользования, а не для перепродажи, то это не нарушение. Так делать можно.

Уголовная ответственность. Если немаркированные товары были, к примеру, произведены или реализованы на большую сумму (на языке уголовного кодекса это называется «в крупном или особо крупном размере»), то ИП или руководителя ООО могут оштрафовать, назначить принудительные работы либо лишить свободы и оштрафовать.

Понятия крупного и особо крупного размера отличаются в зависимости от вида немаркированной продукции. Например, для обуви, одежды, шин, парфюмерии, сигарет крупный размер — это 2,25 млн рублей, а особо крупный — 9 млн рублей. Для продуктов питания крупный размер — это 400 000 Р, особо крупный — 1,5 млн рублей. Для табака и спиртного без специальных акцизных марок — 100 000 Р и 1 млн рублей соответственно.

Если ИП продал сигареты без специальных марок на сумму от 100 000 Р, то самое строгое наказание за это — лишение свободы на срок до трех лет вместе со штрафом до 120 000 Р. Но суды обычно назначают только уголовный штраф либо условный срок вместе со штрафом.

С 1 декабря 2021 года вводится уголовное наказание за производство, продажу и хранение товаров с поддельной маркировкой.

На практике бизнесмены, которые попались на отсутствии маркировки, гораздо чаще платят административные штрафы, чем уголовные.

Приведем размеры штрафов за разные нарушения. Еще раз напомним — во всех этих случаях штраф будет сопровождаться конфискацией контрафакта.

Административные штрафы за отсутствие маркировки товаров

Нарушение

Для ООО

Для руководителя ООО или ИП

Производство товаров без обязательной маркировки

От 50 000 до 100 000 Р

От 5000 до 10 000 Р

Нарушение порядка обязательной маркировки

От 50 000 до 100 000 Р

От 5000 до 10 000 Р

Продажа товаров без обязательной маркировки

От 50 000 до 300 000 Р

От 5000 до 10 000 Р

Хранение, перевозка либо приобретение немаркированных товаров в целях сбыта

От 50 000 до 300 000 Р

От 5000 до 10 000 Р

Производство алкоголя и табака без маркировки, а также с нарушением порядка ее нанесения

От 100 000 до 150 000 Р

От 10 000 до 15 000 Р

Оборот алкоголя и табака без маркировки и нанесения обязательной информации

От 200 000 до 300 000 Р

От 10 000 до 15 000 Р

Производство товаров без обязательной маркировки

Нарушение порядка обязательной маркировки

Продажа товаров без обязательной маркировки

Хранение, перевозка либо приобретение немаркированных товаров в целях сбыта

Производство алкоголя и табака без маркировки, а также с нарушением порядка ее нанесения

Оборот алкоголя и табака без маркировки и нанесения обязательной информации

Штрафы для руководителя ООО или ИП

Производство товаров без обязательной маркировки

Нарушение порядка обязательной маркировки

Продажа товаров без обязательной маркировки

Хранение, перевозка либо приобретение немаркированных товаров в целях сбыта

Производство алкоголя и табака без маркировки, а также с нарушением порядка ее нанесения

Оборот алкоголя и табака без маркировки и нанесения обязательной информации

С 1 декабря 2021 г. будут отдельные штрафы за такие нарушения:

1.   Отсутствие регистрации в системе маркировки в установленные сроки.

2.   Продажа продукции в розницу без передачи в систему маркировки сведений о выводе из оборота.

3.   Промаркированные товары не введены в оборот.

4.   Передача товаров юрлицу без отправки информации об этом в систему.

5.   Ввод товаров в оборот без разрешительной документации или с неверными сведениями о ней.

6.   Нарушение сроков передачи сведений в систему маркировки.

Размеры штрафов:

  • для компаний — от 50 000 до 100 000 Р;
  • для руководителей компаний или ИП — от 1000 до 10 000 Р.

Как чаще всего нарушают закон о маркировке

Анализ судебной практики по маркировке показывает, что на штрафы в основном попадают ИП, торгующие в розницу. Видимо, из-за того, что ИП чаще, чем фирмы, продают контрафактный товар.

Больше всего нарушений находят у тех, кто торгует обувью, одеждой, домашним текстилем и сигаретами. Меньше всего — у продавцов парфюмерии.

Так, в Пермском крае только за первые месяцы 2021 года Роспотребнадзор арестовал немаркированных табачных изделий на 1,6 млн рублей, а обуви, шуб, другой одежды и шин — на 6 млн рублей. Всего за пять дней июня пермские ревизоры проверили 26 торговых точек и нашли немаркированной обуви и одежды на 500 000 Р.

В Липецке в одном только магазине немаркированной спортивной одежды и обуви было почти на 2 млн рублей. В Кургане проверяющие вместе с таможенниками в магазинах ТЦ выявили более 10 000 пар немаркированной обуви и свыше 2500 единиц одежды.

Самое частое нарушение — полное отсутствие маркировки. То есть на товаре вообще нет специального двухмерного кода Data Matrix. За это штрафуют примерно 70% от всех ИП и организаций, привлеченных к ответственности.

Второе по популярности нарушение — маркировка на товар нанесена не по правилам. Например, код поврежден или плохо пропечатан, и маркировку нельзя идентифицировать. Поставщики могли повредить упаковку при транспортировке и нарушить целостность кода. В результате при сканировании программа «Честный знак» выдает «код не найден в системе».

Согласно правилам маркировки шин коды нужно наносить на шины или товарную этикетку «методом, не допускающим отделения средства идентификации от шин или от товарной этикетки шин без повреждений».

В волгоградском магазине проверяющие выявили покрышки, где маркировочные коды были наклеены прямо на шины или на скотч, которым шины были обмотаны. В обоих случаях маркировку можно было без ущерба отделить от товара — это нарушение п. 44 правил. В этом случае суд вынес предупреждение, но мог и оштрафовать на 50 000 Р, как позволяет закон.

Часто предприниматели используют такой нечестный прием — на всю партию товара они наносят один и тот же код маркировки. Например, в июне 2021 года Роспотребнадзор в Волгограде провел внеплановую выездную проверку магазина и обнаружил, что у более 300 пар обуви почти на 1,5 млн рублей одинаковый код Data Matrix. Проверяющие нашли листы A4 с распечатанными на них одинаковыми маркировочными кодами, которые предприниматель наносил на всю реализуемую обувь.

Еще одно частое нарушение — не сделана перемаркировка товара. По правилам ее нужно провести, например, когда код потерялся во время примерки одежды клиентом или когда покупатель вернул товар с поврежденным кодом на этикетке. В этом случае нужно получить новый код маркировки.

Если не сделать перемаркировку, наказание будет таким же, как за продажу немаркированного товара. За это нарушение суды чаще штрафуют непосредственно продавцов, а не владельцев магазинов.

Замыкает список — несовпадение сведений кода с информацией в УПД, универсальном передаточном документе. Например, на товарах в партии есть коды маркировки, но в УПД данных о них нет или указаны другие модели.

Универсальный передаточный документ объединяет в себе счет-фактуру и первичный документ. Применять его необязательно, да и форма УПД не строгая, а лишь рекомендованная. Обычно компании используют его, чтобы упростить документооборот. Ведь вместо двух документов можно оформить один. Как разъясняет налоговая служба, УПД дает покупателю право на вычет по НДС — заменяет счет-фактуру и одновременно подтверждает обоснованность расходов.

Бывает, что при сканировании товара система мониторинга показывает, что текущий владелец товара не тот, кто его сейчас продает, а совсем другая фирма. То есть ИП принял, к примеру, партию обуви, но не провел через «Честный знак» и сразу выставил на продажу. Это тоже считается продажей товара без маркировки, за нее наказывают штрафом с конфискацией.

Как бизнесу работать с маркировкой

  1. Наносите на каждый товар уникальный код Data Matrix.
  2. Проверяйте, как нанесены коды Data Matrix — они должны соответствовать правилам маркировки именно тех видов товаров, что вы продаете.
  3. Проверяйте коды на товарах и коды в сопровождающих документах — они должны совпадать.
  4. Делайте перемаркировку, если код на этикетке товара поврежден или утерян. То есть при продаже товара сканировать код невозможно.
  5. Не забывайте сканировать коды при приеме партии товара от оптовика и при продаже вещи покупателю.
Источник: Т—Ж



Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа

или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Еще больше новостей: Респект-Решения и Ясная бухгалтерия