Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсултьтантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18.
Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.
Название документа
"КонсультантПлюс: Аналитический обзор от 27 марта 2012 года
Постановление Правительства РФ от 03.03.2012 N 178 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам приватизации
государственного или муниципального имущества"
Источник публикации
Обзор подготовлен специалистами АО "Консультант Плюс".
Примечание к документу
Текст документа
Подписаться на обзоры на www.consultant.ru
КонсультантПлюс: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 27 МАРТА 2012 ГОДА
Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "КонсультантПлюс".
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 03.03.2012 N 178
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ПРИВАТИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА"
Рассматриваемое Постановление Правительства РФ (далее - Постановление N 178) внесет изменения в три других Постановления Правительства РФ, касающиеся вопросов приватизации государственного и муниципального имущества:
- от 22.07.2002 N 549 "Об утверждении Положений об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены" (далее - Постановление N 549);
- от 12.08.2002 N 584 "Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества" (далее - Постановление N 584);
- от 12.08.2002 N 585 "Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе" (далее - Постановление N 585).
Изменение перечисленных подзаконных актов проводится для приведения их в соответствие с новой редакцией Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) в связи с принятием Федеральных законов от 11.07.2011 N 201-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и от 06.12.2011 N 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Указанными федеральными законами уточнены некоторые определения, приведенные в Законе о приватизации, изменены отдельные сроки, установленные для различных процедур приватизации, а также предусмотрена возможность приватизации унитарного предприятия путем его преобразования в общество с ограниченной ответственностью.
Эти новеллы законодательства повлекли за собой необходимость корректировки подзаконных актов, принятых Правительством РФ по вопросам приватизации.
В ч. 1 ст. 13 Закона о приватизации установлены 11 способов приватизации. Изменения, вносимые Постановлением N 178, касаются пяти из них:
- продажи государственного или муниципального имущества на конкурсе;
- продажи государственного или муниципального имущества на аукционе;
- продажи акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
- продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
- продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены.
Постановление N 178 вступит в силу 27 марта 2012 г.
Продажа государственного или муниципального
имущества на конкурсе
Постановление N 178 вносит изменения в Положение о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества (далее - Положение о конкурсе), утвержденное Постановлением N 584.
Из данного Положения были исключены упоминания о продаже имущественного комплекса предприятия. Это связано с тем, что новая редакция ч. 2 ст. 13 Закона о приватизации императивно устанавливает, что приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется путем их преобразования в хозяйственные общества.
В частности, приватизацию объектов культурного наследия можно осуществить, даже если объекты не входят в состав имущественного комплекса предприятия. В такой ситуации необходимо получать согласие соответствующего органа исполнительной власти, занимающегося охраной объектов культурного наследия (п. 6 Положения о конкурсе).
Следует отметить, что из содержащегося в п. 7 Положения о конкурсе перечня документов, представление которых необходимо для участия в конкурсе, было исключено упоминание платежного документа с отметкой банка плательщика об исполнении для подтверждения перечисления претендентом установленного задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемого на конкурсе имущества.
Из иных изменений в регулировании правоотношений, связанных с задатком, следует отметить уточнение порядка возврата задатка лицам, которые не стали участниками конкурса или не смогли стать его победителями. Ранее в п. 18(1) Положения о конкурсе указывалось, что участникам конкурса задаток возвращается в течение пяти рабочих дней со дня подведения итогов конкурса. Постановлением N 178 в этой норме рабочие дни были заменены на календарные.
Данное правило дополнено указанием на то, что лицам, которые не были допущены к участию в конкурсе, задаток возвращается в течение пяти календарных дней со дня подписания протокола о приеме заявок.
Норма о том, что задаток победителя зачисляется в федеральный бюджет, выделена в новой редакции Положения о конкурсе в отдельный п. 18(2), согласно которому в федеральный бюджет зачисляется задаток только победителя конкурса по продаже федерального имущества. Помимо этого, в п. 18(2) Положения о конкурсе отмечено, что при проведении конкурса по продаже имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, порядок и сроки перечисления задатка, а также денежных средств в счет оплаты приватизируемого имущества в соответствующие региональные и местные бюджеты субъекта РФ определяются согласно региональным и муниципальным законам и иным нормативным правовым актам.
Подведение итогов приема заявок, определение участников конкурса, рассмотрение предложений участников конкурса о цене имущества ранее должны были проводиться в день подведения итогов конкурса, который указывался в информационном сообщении (п. 13 Положения о конкурсе). Данное правило было изменено Постановлением N 178, которым установлено, что предложения участников конкурса о цене имущества рассматриваются продавцом не ранее чем через 10 рабочих дней и не позднее 15 рабочих дней со дня подведения итогов приема заявок и определения участников конкурса. В тот же день осуществляется и подведение итогов конкурса.
Лица, подавшие заявку на участие в конкурсе, согласно Постановлению N 178 должны быть уведомлены о допуске (об отказе в допуске) к участию в этом конкурсе не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания протокола приема заявок, путем вручения под расписку соответствующего уведомления либо путем направления такого уведомления по почте (заказным письмом). Ранее в п. 15 Положения о конкурсе содержалась норма, согласно которой это уведомление должно быть направлено в течение трех рабочих дней со дня подписания данного протокола.
Также Постановлением N 178 был несколько изменен порядок информирования лиц, направивших заявку на участие в конкурсе, об отказе в допуске к участию в конкурсе. Ранее в п. 15 Положения о конкурсе устанавливалось, что такая информация должна быть размещена на официальном сайте и на сайте продавца в сети Интернет в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия указанного решения.
Постановлением N 178 уточнено, что эти сведения должны размещаться в зависимости от собственника продаваемого имущества на официальных сайтах, определенных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией, а также на определенном Правительством РФ официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов.
Уточнения о публикации информации, связанной с приватизацией публичного имущества, на данных официальных сайтах внесены по всему тексту Положения о конкурсе, а также во всех иных Положениях о порядке приватизации публичного имущества, которые рассматриваются в данном аналитическом обзоре.
Постановлением N 178 признана утратившей силу норма, указывающая на то, что продавец принимает предложения о цене имущества от участников конкурса после подписания протокола приема заявок. Также была исключена норма о том, что если принималось решение о признании претендентов участниками конкурса либо об отказе в этом, то предложения о цене должны рассматриваться продавцом при оформлении единого протокола об итогах конкурса (абз. 1 п. 16 Положения о конкурсе в прежней редакции).
Ранее в п. 20 Положения о конкурсе устанавливалось, что договор купли-продажи заключается с победителем конкурса в течение 10 рабочих дней со дня подведения итогов конкурса. Постановлением N 178 названный срок изменен. Такой договор должен быть заключен не ранее чем через 10 рабочих дней со дня подведения итогов конкурса, но не позднее 15 рабочих дней с этого момента.
Продажа государственного или муниципального
имущества на аукционе и на специализированном аукционе
Постановлением N 178 внесены изменения в Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе (далее - Положение об аукционе), утвержденное Постановлением N 585.
Так же, как и в Положении о конкурсе, из Положения об аукционе были исключены упоминания платежного документа с отметкой банка плательщика об исполнении для подтверждения перечисления претендентом установленного задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемого на аукционе имущества.
Это связано с тем, что в соответствии с новой редакцией ч. 6 ст. 18 Закона о приватизации документом, подтверждающим поступление задатка на счет, указанный в информационном сообщении, является выписка с этого счета.
Прием заявок для участия в аукционе начинается в день, определенный в информационном сообщении, и продолжается не менее 25 календарных дней (п. 7 Положения об аукционе). Ранее в этом пункте также было установлено, что срок приема заявок заканчивается не позднее чем за один календарный день до даты рассмотрения продавцом заявок и документов претендентов. Данный срок был изменен Постановлением N 178, в котором указано, что прием заявок завершается не позднее чем за три рабочих дня до даты рассмотрения данных документов.
В соответствии с Постановлением N 178 заявки претендентов на участие в аукционе рассматриваются продавцом публичного имущества в день определения участников аукциона. Ранее это было возможно лишь при подаче предложений о цене имущества в открытой форме (п. 12 Положения об аукционе в прежней редакции), тогда как в иных случаях участников аукциона необходимо было определять в день подведения итогов аукциона.
Следует отметить, что аукцион по продаже государственного или муниципального имущества в соответствии с изменениями, вносимыми Постановлением N 178, должен быть проведен не ранее чем через 10 рабочих дней и не позднее 15 рабочих дней с даты определения участников аукциона. В п. 15 прежней редакции Положения об аукционе указывалось, что аукцион должен проводиться не позднее пяти рабочих дней с этой даты.
Так же, как и в отношении приватизации государственного и муниципального имущества по конкурсу, в Положение об аукционе были внесены изменения, касающиеся отношений, связанных с задатком при приватизации.
Постановлением N 178 устанавливается, что задаток должен быть возвращен претендентам, которые не стали участниками аукциона, в течение пяти календарных дней со дня подписания протокола о признании претендентов участниками аукциона. А участники аукциона, не ставшие его победителями, должны получить уплаченный задаток в течение пяти календарных дней со дня подведения итогов аукциона.
Также в Положении об аукционе были дополнены нормы о перечислении суммы задатков, уплаченных победителями аукционов, в соответствующие бюджеты.
В Положение об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе, утвержденное Постановлением N 585, также были внесены некоторые изменения.
По большей части они аналогичны изменениям, уже описанным выше. Так, Постановлением N 178 уточнено понятие официальных сайтов, скорректированы сроки возврата задатка, введены нормы о перечислении задатка победителя специализированного аукциона в соответствующие бюджеты.
Продажа государственного или муниципального
имущества посредством публичного предложения
и без объявления цены
Постановление N 178 внесло изменения в Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (далее - Положение о публичном предложении), а также в Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены, утвержденные Постановлением N 549.
Следует отметить, что эти изменения имеют аналогичную направленность, что и изменения, касающиеся порядка приватизации публичного имущества посредством конкурса или аукциона (специализированного аукциона).
Из рассматриваемых положений были исключены упоминания имущественных комплексов унитарных предприятий как объектов приватизации.
Срок приема заявок также был скорректирован. Сбор заявок прекращается не за один рабочий день до даты рассмотрения продавцом заявок и документов претендентов, а за три рабочих дня (п. 8 Положения о публичном предложении).
Из рассматриваемых Положений были исключены упоминания платежного документа с отметкой банка плательщика об исполнении для подтверждения перечисления претендентом установленного задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемого имущества. В связи с этим в протоколе, оформляющем решение продавца о признании претендентов участниками продажи, более не требуется указывать претендентов, заявки которых не были приняты продавцом к рассмотрению по причине непоступления в установленный срок задатка на соответствующий счет (п. 12 Положения о публичном предложении).
Постановлением N 178 уточнен порядок возврата задатка лицам, которые не были допущены к участию в продаже или не смогли стать его победителями. Ранее в пп. "а" п. 21 Положения о публичном предложении указывалось, что участникам продажи имущества задаток возвращается в течение пяти рабочих дней со дня подведения итогов конкурса. Постановлением N 178 в этой норме рабочие дни заменены на календарные. Аналогично лицам, которые не были допущены к участию в продаже имущества, задаток возвращается в течение пяти календарных, а не рабочих дней со дня подписания протокола о признании претендентов участниками продажи имущества.
Согласно изменениям, вносимым Постановлением N 178, более не требуется возвращать претендентам или их представителям путем вручения под расписку заявки и документы, не принятые продавцом к рассмотрению в связи с неуплатой задатка, с уведомлением о причине возврата не позднее рабочего дня, следующего за днем оформления принятого решения протоколом (п. 14 Положения о публичном предложении в прежней редакции).
Понятие официальных сайтов также было уточнено в соответствии с новой редакцией ч. 1 ст. 15 Закона о приватизации.
Регулирование приватизации посредством публичного предложения и без объявления цены было дополнено нормами о перечислении задатка победителя продажи в соответствующие бюджеты (пп. "б" п. 21 Положения о публичном предложении).
В дополнение к уже названным изменениям Постановлением N 178 установлено, что по результатам организации продажи имущества путем публичного предложения продавец и победитель не ранее чем через 10 рабочих дней и не позднее 15 рабочих дней со дня подведения итогов продажи имущества заключают договор купли-продажи (п. 23 Положения о публичном предложении в новой редакции). Ранее в Положении о публичном предложении указывалось, что такой договор должен заключаться не позднее пяти рабочих дней со дня выдачи уведомления о признании участника продажи имущества победителем.