Как составить положение о коммерческой тайне

Прежде всего определите, какие сведения к ней относятся. Их перечень нужно закрепить в положении. Также укажите, кто имеет доступ к этим сведениям и как нужно работать с ними. В частности, как нужно ставить гриф о коммерческой тайне, как передавать сведения контрагентам и предоставлять государственным органам. При необходимости установите срок действия режима коммерческой тайны для всей информации или ее отдельных видов.

Условия, которые предусмотрены законом, например ответственность за нарушение режима коммерческой тайны, в положении указывать не обязательно. Однако вы можете продублировать отдельные нормы, чтобы обратить на них внимание лиц, которые будут допускаться к коммерческой тайне.

Оглавление:

1. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну организации

2. Доступ к информации, составляющей коммерческую тайну

3. Сохранность сведений, составляющих коммерческую тайну

4. Использование информации, составляющей коммерческую тайну

5. Передача и предоставление информации, составляющей коммерческую тайну

6. Срок действия режима коммерческой тайны

1. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну организации

Закон лишь дает понятие информации, составляющей коммерческую тайну, но не указывает, какие именно сведения к ней относятся. Этот перечень должны установить вы сами (п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о коммерческой тайне). Обычно это делают в положении о коммерческой тайне, причем перечень сведений может быть открытым.

Чтобы составить перечень информации, составляющей коммерческую тайну организации, достаточно перечислить лишь наиболее важные для вас виды информации и указать, что режим коммерческой тайны можно распространить и на другие сведения приказом руководителя организации (если это не запрещено законом).

Например, вы можете установить режим коммерческой тайны:

1) для договоров с контрагентами и информации о ходе их исполнения;

2) системы ценообразования на ваши товары, работы, услуги;

3) клиентской базы с данными текущих, бывших, потенциальных клиентов;

4) логинов и паролей для доступа к информации, хранящейся в электронном виде.

Рекомендуем убедиться, что указанная вами информация не входит в перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.

Пример условия с перечнем сведений, составляющих коммерческую тайну

3.1. Режим коммерческой тайны устанавливается для следующей информации:

сведения о контрагентах - покупателях товаров общества, договоры с ними и сведения о ходе исполнения договоров;

документы, поступившие от контрагентов - покупателей товаров общества;

принцип определения цены товара (в том числе система скидок), порядка оплаты (в том числе возможности рассрочки, отсрочки, сроков оплаты) для конкретного покупателя;

объем товарооборота с контрагентами общества;

информация о переговорах с потенциальными покупателями товаров общества;

сведения о взаимодействии структурных подразделений в обществе.

3.2. Генеральный директор общества вправе своим приказом распространять режим коммерческой тайны на иную информацию, если это не запрещено законом.

Обратите внимание: вы должны проставить гриф о коммерческой тайне на материальные носители с ней или включить его в реквизиты документов, содержащих такую информацию (п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о коммерческой тайне). Порядок использования грифа также лучше указать в положении.

Что такое гриф "коммерческая тайна", как он выглядит и кто его ставит

Гриф о коммерческой тайне - это отметка, которая наносится на материальные носители, документы, содержащие секретную информацию. Например, у организации может быть специальный штамп для этих целей. Также гриф может входить в состав реквизитов документов, содержащих коммерческую тайну, то есть его можно напечатать как обычный текст или сделать частью фирменного бланка. Главное, чтобы он был заметен для лиц, использующих документ.

Содержание грифа определено законом. Так, если обладателем информации является юридическое лицо, гриф должен содержать полное наименование и место нахождения организации, а также слова "Коммерческая тайна" (п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о коммерческой тайне). По желанию можно включить в него дополнительные сведения, в частности срок действия режима коммерческой тайны или напоминание о необходимости не нарушать его, например фразу "строго конфиденциально".

Наносит гриф обычно лицо, уполномоченное на это положением о коммерческой тайне или приказом руководителя организации.

Если вы не нанесете гриф "коммерческая тайна" на носитель информации, вам будет сложнее привлечь лицо к ответственности за ее разглашение, поскольку гриф напрямую доказывает осведомленность лица в том, что оно имеет дело с секретными сведениями.

2. Доступ к информации, составляющей коммерческую тайну

Закон обязывает вас вести учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну (п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о коммерческой тайне). В связи с этим рекомендуем указать в положении:

1) кто имеет доступ к информации. Удобнее указывать не имена конкретных работников, а должности, чтобы не пришлось менять положение в случае их увольнения.

Объем доступной информации может быть различным. Например, генеральный директор и главный бухгалтер, скорее всего, будут иметь доступ ко всей информации. Другим сотрудникам могут быть необходимы для работы только определенные сведения. Например, юрисконсульт должен иметь доступ к договорам, но ему вряд ли понадобится информация о ценообразовании.

Важно помнить: если работа с коммерческой тайной не предусмотрена трудовыми обязанностями работника, но тем не менее понадобилась ему, нужно получить его согласие на доступ к ней (ч. 2 ст. 11 Закона о коммерческой тайне);

2) как предоставляется и отменяется доступ к информации, составляющей коммерческую тайну. Например, для лиц, которые в силу своих трудовых обязанностей не работают с ней на постоянной основе, порядок получения доступа может включать следующие этапы:

руководитель подразделения направляет генеральному директору заявку, в которой обосновывает необходимость предоставить лицу доступ к секретной информации с указанием необходимого периода доступа;

после одобрения заявки лицо знакомится с положением о коммерческой тайне и подписывает соглашение о конфиденциальности, выражая этим свое согласие на работу с секретными сведениями;

руководитель подразделения предоставляет информацию и контролирует ее использование.

3. Сохранность сведений, составляющих коммерческую тайну

Установите, как должны храниться различные носители, на которых содержится секретная информация. Например, бумажные документы должны находиться в отдельных помещениях (шкафах, сейфах и т.д.), доступ к которым имеют только определенные лица. Документы в электронной форме целесообразно защитить паролями, которые будут знать также только допущенные к этой информации лица.

Также рекомендуем назначить ответственных лиц - сотрудников, которые будет контролировать сохранность тех или иных сведений. Как правило, ими становятся руководители подразделений. Например, коммерческий директор может контролировать сохранность информации о ценообразовании, а руководитель отдела сбыта - о клиентской базе.

Для эффективного контроля рекомендуем закрепить в положении обязанность вести журнал учета, куда следует записывать все созданные и полученные вами документы, на которые распространяется режим коммерческой тайны.

Чтобы вовремя выявлять нарушения режима коммерческой тайны и недостатки в системе ее охраны, следует проводить плановые (например, раз в год) и внеплановые проверки того, как соблюдается данное положение. Их порядок и периодичность можно также установить в положении о коммерческой тайне.

4. Использование информации, составляющей коммерческую тайну

Укажите в положении о коммерческой тайне конкретные обязанности и запреты при использовании секретной информации.

Например, можно установить обязанность лиц:

не сообщать пароли от файлов третьим лицам;

немедленно информировать непосредственного руководителя об утрате носителей со сведениями, составляющими коммерческую тайну;

при прекращении трудового или иного договора передать непосредственному руководителю все материальные носители, содержащие секретную информацию.

Также в положение можно включить запреты:

использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, в личных целях;

копировать ее любым способом;

использовать при работе с ней посторонние программы, адреса электронной почты, внешние съемные устройства;

забирать из служебных помещений носители с информацией, составляющей коммерческую тайну.

5. Передача и предоставление информации, составляющей коммерческую тайну

Вы обязаны вести учет лиц, которым предоставили или передали информацию, составляющую коммерческую тайну (п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о коммерческой тайне). В связи с этим необходимо установить, что передача информации третьим лицам и ее предоставление государственным и муниципальным органам возможны только с письменного согласия руководителя организации и/или ее подразделения. Факт передачи или предоставления информации целесообразно фиксировать в специальном журнале учета.

Обратите внимание, что на документах, предоставляемых государственным органам или органам местного самоуправления, обязательно должен быть нанесен гриф "Коммерческая тайна" (ч. 4 ст. 6 Закона о коммерческой тайне). Без него будет сложно доказать, что переданные документы содержали коммерческую тайну.

6. Срок действия режима коммерческой тайны

Закон не предусматривает конкретный срок действия режима коммерческой тайны и не обязывает устанавливать его в положении о коммерческой тайне. Если вы не установите срок, работник будет обязан хранить секретность сведений бессрочно, в том числе и после прекращения действия трудового договора. Такой вывод следует из п. 2 ч. 3 ст. 11 Закона о коммерческой тайне.

Если какие-то сведения с течением времени теряют свою актуальность, вы можете установить срок действия режима коммерческой тайны только в отношении них.

Если срок действия режима еще не истек, но скрывать информацию больше нет необходимости, можно досрочно отменить режим коммерческой тайны решением руководителя. Тогда нужно будет исключить соответствующий вид информации из положения о коммерческой тайне и письменно уведомить допущенных к этой информации лиц об отмене режима. На документах и носителях, где стоял гриф "коммерческая тайна" можно поставить штамп или сделать запись "погашено". Тогда использующие их лица смогут увидеть, что информация, которая ранее была секретной, более таковой не является.




Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа

или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Еще больше новостей: Респект-Решения и Ясная бухгалтерия