Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсултьтантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18.
Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.
Предоставленные документы включены в Системы КонсультантПлюс
Название документа
"КонсультантПлюс: Аналитический обзор от 11 марта 2012 года
Постановление Президиума ВАС РФ от 01.12.2011 N 9987/11 по делу N А76-2990/2010-21-268/22-315 "Правила изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд не подлежат применению в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности"
Источник публикации
Обзор подготовлен специалистами АО "Консультант Плюс".
Примечание к документу
Текст документа
КонсультантПлюс: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 11 МАРТА 2012 ГОДА
Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "КонсультантПлюс".
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 01.12.2011 N 9987/11
ПО ДЕЛУ N А76-2990/2010-21-268/22-315 "ПРАВИЛА ИЗЪЯТИЯ
ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
НУЖД НЕ ПОДЛЕЖАТ ПРИМЕНЕНИЮ В ОТНОШЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ
УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ"
Суть спора
Глава г. Челябинска принял распоряжение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд. Данный участок находился в собственности Российской Федерации и в 1993 г. был предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование войсковой части N 74024, в последующем в результате реорганизации перешел к военному госпиталю на праве постоянного (бессрочного) пользования. На этом участке были расположены здания, сооружения, а также сетевые объекты, относящиеся к недвижимому имуществу и используемые для эксплуатации военного госпиталя.
На эти объекты недвижимого имущества зарегистрированы право собственности Российской Федерации и право оперативного управления учреждения "Челябинская КЭЧ".
Данное распоряжение прошло государственную регистрацию. В письмах от 03.03.2008 N 5-443/08-0-1 и N 5-443/08-0-2 Администрация г. Челябинска (далее - Администрация) уведомила Росимущество и Минобороны России о принятии решения об изъятии из федеральной собственности земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для муниципальных нужд.
В связи с недостижением соглашения о выкупе изымаемого земельного участка Администрация и Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - Комитет) обратились в арбитражный суд с иском об изъятии путем выкупа из собственности Российской Федерации в собственность муниципального образования "Город Челябинск" земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости, о прекращении права собственности Российской Федерации на указанное имущество, прекращении права постоянного (бессрочного) пользования военного госпиталя на названный земельный участок и права оперативного управления учреждения "Челябинская КЭЧ", а также о взыскании с муниципального образования в лице Комитета в пользу Российской Федерации 119 841 944 руб. в счет выкупной цены изымаемого земельного участка с расположенными на нем объектами недвижимости.
При рассмотрении данного дела перед судами возник вопрос: применимы ли к рассматриваемой ситуации положения Гражданского и Земельного кодексов РФ об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд?
Проблема применения норм об изъятии земельного
участка для государственных или муниципальных нужд
к "изъятию" земельного участка, находящегося
в публичной собственности
Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд урегулировано главным образом нормами Гражданского (ст. ст. 279 - 283) и Земельного (ст. ст. 49, 55, 57, 63) кодексов РФ.
Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд является юридическим составом, требующим совершения по меньшей мере следующих последовательных действий.
1. Принятие решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления (далее - орган публичной власти) об изъятии земельного участка (земельных участков) для государственных или муниципальных нужд.
2. Уведомление собственника, а также землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельного участка о принятии решения об изъятии земельных участков. Данное уведомление осуществляется не позднее чем за год до предстоящего изъятия.
3. Государственная регистрация названного решения в ЕГРП с последующим уведомлением собственника (п. 4 ст. 279 ГК РФ). Поскольку Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не содержит норм о государственной регистрации решения об изъятии земельных участков, то это решение регистрируется в качестве обременения (ограничения) прав на земельный участок (пример обоснования такой регистрации - Письмо Минэкономразвития России от 26.05.2011 N Д23-2241).
4. Заключение соглашения о выкупе земельного участка (договора купли-продажи земельного участка) и составление передаточного акта между органом публичной власти, изымающим земельный участок, и собственником земельного участка при согласии последнего.
В случае отсутствия такого согласия уполномоченный орган публичной власти предъявляет иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления о принятии решения об изъятии (ст. 282 ГК РФ).
5. Уплата собственнику выкупной цены за земельный участок.
6. Государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок.
Данная процедура рассчитана на изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд у собственника участка или у лица, владеющего этим участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
Перед судами возникает вопрос: применима ли приведенная процедура к ситуации, когда одно публично-правовое образование намерено "изъять" земельный участок, который находится в собственности другого публично-правового образования?
В судебной практике есть примеры, когда суды не видят препятствий для такого применения (см., к примеру, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.12.2007 N Ф08-7138/07 по делу N А32-27005/2006-19/535). В то же время имеются случаи, когда суды не распространяют нормы об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд на рассматриваемые отношения, поскольку данные отношения носят публично-правовой характер (см., например, Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2012 по делу N А15-750/2011).
Следует отметить, что в п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлена процедура перехода имущества из одного вида публичной собственности в другой, которая основана, в отличие от норм об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, на принципе безвозмездности такой передачи. На это обращалось внимание и в судебной практике (Определения ВС РФ от 14.12.2011 N 56-Г11-28, ВАС РФ от 11.02.2011 N ВАС-764/11 по делу N А24-546/2010, Постановление ФАС Поволжского округа от 12.01.2012 по делу N А12-7622/2011).
Как указал Конституционный Суд РФ, порядок передачи имущества от одного публичного собственника к другому (независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, и направления движения находящегося в публичной собственности имущества) предполагают при его реализации соблюдение общих принципов и гарантий, к числу которых относятся волеизъявление всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов (Постановление Конституционного Суда РФ от 30.06.2006 N 8-П, Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 828-О-П).
Следствием этого является обязательное согласие собственника (публично-правового образования) имущества на его передачу другому публично-правовому образованию (см., к примеру, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 21.12.2009 N Ф03-7429/2009 по делу N А24-2193/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 29.09.2011 по делу N А46-14823/2010, от 20.01.2010 по делу N А67-3388/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 12.05.2010 по делу N А61-1750/2009, ФАС Поволжского округа от 15.08.2007 по делу N А72-8145/06).
Решения судов разных инстанций
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, немного увеличив выкупную цену, что было поддержано судами апелляционной и кассационной инстанций.
Суды исходили из того, что к рассматриваемой ситуации применимы правила изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, установленные Гражданским и Земельным кодексами РФ.
Однако ВАС РФ в Определении от 05.10.2011 N ВАС-9987/11 по делу N А76-2990/2010-21-268/22-315 пришел к выводу о необходимости пересмотра судебных актов нижестоящих инстанций.
Судебная коллегия ВАС РФ пришла к выводу, что правила изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд применимы только к ситуациям, в которых изъятие земельного участка осуществляется публичным образованием соответствующего уровня у частных собственников - граждан и юридических лиц.
Земельные участки, находящиеся в собственности публично-правовых образований, уже используются для публичных (общественно значимых) нужд. Изъятие таких участков другим публичным собственником повлекло бы прекращение их использования для названных нужд, а это невозможно осуществить в порядке, урегулированном гражданским законодательством. Указанные отношения имеют не гражданско-правовой, а публично-правовой характер, что предполагает, по мнению коллегии судей ВАС РФ, использование публично-правовых конструкций регулирования.
Порядок изъятия земельных участков у публичных собственников (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) для нужд иных публичных собственников гражданским законодательством не предусмотрен и не регулируется. Следовательно, определение возможности такого изъятия, его условий и порядка должно осуществляться в ином (административном) порядке.
Обращаем внимание, что Определение ВАС РФ является процессуальным актом и не содержит правовой позиции ВАС РФ, поскольку в нем не разрешается спор по существу.
Президиум ВАС РФ в целом поддержал выводы, к которым пришла судебная коллегия ВАС РФ.
Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
Президиум ВАС РФ отменил судебные акты нижестоящих инстанций и отказал в удовлетворении требований Администрации и Комитета, сформировав при этом следующую правовую позицию.
Правила изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд не подлежат применению в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Данная правовая позиция обосновывается тем, что изъятие земельного участка, находящегося в федеральной собственности и используемого для общественно значимых нужд, другим публичным собственником повлекло бы прекращение его использования для названных нужд, а это невозможно осуществить в порядке, урегулированном гражданским законодательством. Названные отношения имеют не гражданско-правовой, а публично-правовой характер.
Президиум ВАС РФ также отметил, что порядок изъятия земельных участков у Российской Федерации для нужд муниципальных образований гражданским законодательством не предусмотрен.
Президиум ВАС РФ указал, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, которое расходится с толкованием, содержащимся в рассматриваемом Постановлении, могут быть пересмотрены на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, если для этого нет других препятствий.
Следует отметить, что в силу п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 52 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" это указывает на придание данной правовой позиции Президиума ВАС РФ обратной силы.
В связи с этим рассматриваемое Постановление Президиума ВАС РФ является основанием для пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам.