Указанные положения оспаривал гражданин, осужденный к лишению свободы, на которого в период его нахождения в стационарном отделении лечебного исправительного учреждения было наложено дисциплинарное взыскание в виде водворения в штрафной изолятор на 14 суток. В связи с данным обстоятельством он также был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. При этом в жалобе указывалось, в частности, что такой вид дисциплинарного взыскания, как водворение в штрафной изолятор, применим лишь к осужденным, содержащимся в исправительных колониях и тюрьмах, но не в лечебно-профилактических или лечебных исправительных учреждениях.
Рассмотрев жалобу осужденного, КС РФ пришел к следующим выводам.
Помещение лиц в лечебное исправительное учреждение, обеспечивающее охрану их здоровья и оказание им медицинской помощи, не меняет их правового статуса как осужденных и не освобождает от соблюдения установленного порядка отбывания лишения свободы.
Нарушение отбывания наказания в условиях лечебного исправительного учреждения не исключает применения к ним известных уголовно-исполнительному законодательству мер взыскания.
Направление в лечебное исправительное учреждение не меняет вида режима исправительного учреждения, определенного приговором суда. Режим содержания в таком учреждении является равным условиям лишения свободы в исправительном учреждении, из которого осужденный направлен для лечения.
Осужденные, водворенные в штрафные изоляторы, получают необходимое лечение. Медицинская помощь оказывается им амбулаторно и включает в себя осмотр медицинским работником и прием препаратов, назначенных врачом (фельдшером).
Следовательно, действующие правила водворения в штрафной изолятор осужденных предполагают как учет состояния их здоровья, так и продолжение амбулаторного лечения в условиях дополнительной изоляции, что не может расцениваться в качестве отступления от требований статей 41 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Необходимость оказания осужденному к лишению свободы медицинской помощи в стационарных условиях служит безусловным основанием для вынесения медицинского заключения о невозможности его помещения в штрафной изолятор.
При этом признание лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания является не взысканием, а последствием назначения ему соответствующего взыскания за совершение злостного нарушения (определения от 27 февраля 2018 года N 326-О и от 27 сентября 2018 года N 2145-О) и потому не нарушает конституционный принцип non bis in idem.
Такое признание не аннулирует вынесенного взыскания в виде водворения в штрафной изолятор. Истечение срока исполнения дисциплинарного взыскания, в том числе по причине оказания в этот период медицинской помощи в стационарных условиях, не свидетельствует о необходимости аннулировать такое правовое последствие, как признание лица злостным нарушителем.
С учетом изложенного сделан вывод о том, что части первая и восьмая статьи 74, часть вторая статьи 101 и пункт "в" части первой статьи 115 УИК Российской Федерации не противоречат Конституции РФ .
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/69449.html
© КонсультантПлюс, 1992-2021