Реформа контроля и надзора: что изменится с 1 июля 2021 года

С 1 июля вступит в силу большинство положений Закона о госконтроле и надзоре. Главные задачи документа: сместить акцент с проведения проверок на профилактику нарушений, дать юрлицам и ИП больше гарантий при взаимодействии с инспекторами, а также упростить этот процесс. Рассмотрим основные новшества.

19 мая во втором чтении приняли проект "закона-спутника" реформы. Предлагают среди прочего скорректировать более 100 законов и определить особенности применения Закона о защите прав юрлиц и ИП.

Новые правила контроля и надзора тесно связаны с Законом об обязательных требованиях. Подробнее о нем в нашем обзоре.

Каких сфер контроля реформа не коснется

Она не затронет, в частности, налоговый, валютный, таможенный контроль, а также:

  • контроль за кредитными организациями и банковскими группами;
  • за соблюдением эмитентами законодательства об АО и ценных бумагах;
  • в сфере корпоративных отношений в АО;
  • в сфере госзакупок и закупок по Закону N 223-ФЗ;
  • за соблюдением законодательства о гособоронзаказе;
  • в сфере борьбы с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма;
  • за соблюдением антимонопольного законодательства.

Онлайн-взаимодействие с инспекторами

Контрольно-надзорные органы будут составлять документы в электронной форме и заверять их квалифицированной ЭП. Сообщать юрлицам и ИП о своих действиях и решениях органы смогут, например, через Госуслуги. При этом до 31 декабря 2023 года направлять документы и сведения органы будут вправе на бумаге, если, например, электронная связь невозможна.

Направлять в адрес органов документы нужно будет тоже в электронном виде. До 31 декабря 2023 года документооборот в сфере муниципального контроля возможен на бумаге, если это предусмотрят в положении о виде такого контроля.

В досудебном порядке можно будет подать только электронную жалобу через Госуслуги и аналогичные региональные порталы. Решение по ней направят также через эти ресурсы.

Профилактика нарушений

Закрепили приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным и предусмотрели, в частности, следующие профилактические мероприятия:

  • меры стимулирования добросовестности — нематериальное поощрение тех, кто добросовестно соблюдает обязательные требования. Для этого определят порядок оценки добросовестности, виды мер ее стимулирования;
  • самообследование — самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований. Если по ее итогам юрлицо или ИП получит высокую оценку, то сможет принять декларацию их соблюдения;
  • профилактический визит — беседа по месту деятельности юрлица или ИП. Даже если в ходе визита выявят нарушения, предписание устранить их не выдадут.

Независимая оценка соблюдения обязательных требований

В федеральном законе о виде контроля смогут предусмотреть независимую оценку соблюдения обязательных требований. Ее будут проводить независимые аккредитованные организации.

Если такая организация подтвердит, что юрлицо или ИП соблюдает эти требования, то выдаст заключение. Пока оно действует, плановые контрольно-надзорные мероприятия по общему правилу проводить не будут.

Можно будет избежать различных мероприятий со стороны контрольно-надзорных органов, выступая добровольным членом саморегулируемой организации, если, например:

  • федеральный закон о виде контроля предусматривает такую возможность;
  • эта организация и контрольно-надзорные органы заключили специальное соглашение.

Также упомянули возможность освободиться от плановых контрольных (надзорных) мероприятий, заключив договор страхования рисков причинения вреда.

Контрольно-надзорные мероприятия

Снизить количество проверок хотят не только за счет приоритета профилактики нарушений, но и благодаря введению более мягких (по сравнению с проверками) контрольно-надзорных мероприятий. Среди них предусмотрели:

  • мониторинговую закупку. В отличие от уже существующей контрольной закупки, ее будут проводить для направления товаров и результатов работ (услуг), например, на экспертизу. В остальном эти мероприятия похожи;
  • выборочный контроль. Это отбор проб образцов продукции, чтобы подтвердить их соответствие обязательным требованиям по безопасности, качеству;
  • инспекционный визит. Юрлица и ИП должны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения. Предварительно уведомлять о визите не будут;
  • выездное обследование. В рамках этого мероприятия инспекторы не будут взаимодействовать с юрлицами или ИП. Проведут лишь визуальную оценку соблюдения обязательных требований, например, организовав осмотр общедоступных производственных объектов.

Определили подробные правила проведения каждого мероприятия. Прежде всего, они отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, эксперимент и др. Это обеспечит бизнесу дополнительные гарантии того, что инспекторы не будут действовать произвольно.

Проводить контрольную и мониторинговую закупки, инспекционный визит, а также выездную проверку смогут дистанционно, в т.ч. через аудио- или видеосвязь.

Сокращение сроков проверок

Срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней. Сейчас он составляет максимум 20 рабочих дней.

Недействительность результатов контрольно-надзорного мероприятия

Предусмотрели отмену решений, принятых по результатам любого контрольно-надзорного мероприятия, которое провели с грубыми нарушениями. Сейчас такая отмена возможна лишь в отношении результатов проверок.

Перечислили 11 грубых нарушений. Одно из них — совершение контрольно-надзорных действий, недопустимых для определенного мероприятия. В действующем списке такого нарушения нет.

 




Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа

или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Еще больше новостей: Респект-Решения и Ясная бухгалтерия