Аналитический обзор от 20 декабря 2011 года

Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсултьтантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18.

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Название документа

"КонсультантПлюс: Аналитический обзор от 20 декабря 2011 года

Федеральный закон от 03.12.2011 N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах"

Источник публикации

Обзор подготовлен специалистами АО "Консультант Плюс".

Примечание к документу

Текст документа

КонсультантПлюс: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 20 ДЕКАБРЯ 2011 ГОДА

Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "КонсультантПлюс".

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 03.12.2011 N 380-ФЗ

"О ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПАРТНЕРСТВАХ"

1. Устав партнерства и соглашение об управлении партнерством >>>

2. Складочный капитал партнерства >>>

3. Права и обязанности участников хозяйственного партнерства >>>

4. Ответственность хозяйственного партнерства и его участников по обязательствам >>>

5. Управление хозяйственным партнерством >>>

Рассматриваемым Федеральным законом (далее - Закон о хозяйственных партнерствах) в российское право вводится новая организационно-правовая форма юридического лица - хозяйственное партнерство. Хозяйственные партнерства определены в рассматриваемом Законе как новый вид коммерческих организаций корпоративного типа (ч. 1 ст. 2 Закона о хозяйственных партнерствах).

В Пояснительной записке к законопроекту, который лежал в основе рассматриваемого Закона, разработчики указывали на желание предусмотреть в российском праве такой вид юридического лица, который соответствовал бы зарубежным аналогам ведения инновационной (в том числе венчурной) деятельности (к примеру, limited partnership и др.). Организационно-правовые формы хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ были признаны разработчиками этого законопроекта не соответствующими запросам современного хозяйственного оборота в данной сфере деятельности.

Представляется, что Закон о хозяйственных партнерствах призван выполнить ту же роль, что и Федеральный закон от 28.11.2011 N 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе" (далее - Закон об инвестиционном товариществе) - создание российского аналога правовой конструкции ограниченного партнерства (limited partnership). Однако способы осуществления этой цели в названных Законах различаются. Закон о хозяйственных партнерствах предполагает достижение такого результата через использование нового вида юридического лица, а Закон об инвестиционном товариществе - через особые договорные формы.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 393-ФЗ "О внесении изменения в статью 50 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О хозяйственных партнерствах" дополняет перечень коммерческих организаций, указанных в п. 2 ст. 50 ГК РФ, новым видом юридического лица - хозяйственным партнерством. Внесение иных изменений в Гражданский кодекс РФ не предусмотрено. Следует отметить, что в первоначальной версии законопроекта, на котором основан данный Закон, предполагалось ввести новый параграф в гл. 4 ГК РФ, однако законодатель отказался от этого решения.

Закон о хозяйственных партнерствах вступает в силу 1 июля 2012 г.

1. Устав партнерства и соглашение

об управлении партнерством

Закон о хозяйственных партнерствах предусмотрел общую правоспособность для этого вида юридических лиц (ч. 3 ст. 2 Закона о хозяйственных партнерствах). Однако в нем специально оговорены небольшие исключения из общей правоспособности для данного вида юридических лиц (ч. 4, 5, 7 ст. 2 Закона о хозяйственных партнерствах):

- эмиссия облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

- реклама своей деятельности;

- учреждение юридических лиц или участие в них (за исключением союзов и ассоциаций).

Однако указание этих ограничений не может быть расценено как установление специальной правоспособности для данного вида юридических лиц.

Права хозяйственного партнерства также могут быть ограничены уставом партнерства и соглашением об управлении партнерством (ч. 3 ст. 2 Закона о хозяйственных партнерствах). Эти документы являются основными для определения статуса хозяйственного партнерства и прав и обязанностей его членов. Однако учредительным документом согласно ч. 1 ст. 9 Закона о хозяйственных партнерствах может считаться только устав партнерства.

Закон о хозяйственных партнерствах устанавливает небольшой перечень необходимых положений, которые должны содержаться в уставе (ч. 2 ст. 9 Закона о хозяйственных партнерствах):

- полное фирменное наименование партнерства;

- цели и виды деятельности;

- место нахождения;

- общий размер и состав складочного капитала;

- порядок хранения документов партнерства, номер лицензии и место нахождения нотариуса по месту нахождения партнерства, у которого удостоверяется и подлежит хранению соглашение об управлении партнерством;

- наличие или отсутствие в партнерстве соглашения об управлении партнерством и об участии или о неучастии самого партнерства в соглашении об управлении;

- порядок и срок избрания единоличного исполнительного органа партнерства, порядок его деятельности и принятия им решений.

Иные сведения об управлении хозяйственным партнерством, а также права его участников должны содержаться в соглашении об управлении хозяйственным партнерством (ч. 1 ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах). Важно отметить, что согласно данному положению рассматриваемого Закона соглашением об управлении партнерством могут регулироваться не только права и обязанности его членов, но и иных лиц, не являющихся участниками партнерства. Столь необычная норма уникальна для российского корпоративного права.

Хозяйственное партнерство само может быть стороной в соглашении об управлении этим же хозяйственным партнерством (ч. 2 ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах), что также нехарактерно для российских договорных и корпоративных правовых конструкций.

Устав партнерства является публичным документом, который должен предоставляться для ознакомления по просьбе любого третьего лица (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ч. 3 ст. 9 Закона о хозяйственных партнерствах). Соглашение об управлении партнерством разглашается в строго установленном порядке: с согласия единоличного исполнительного органа, засвидетельствованного в нотариальном порядке (ч. 5 ст. 6 и ч. 2 ст. 19 Закона о хозяйственных партнерствах).

По общему правилу участники партнерства не могут ссылаться на положения соглашения об управлении партнерством в своих отношениях с третьими лицами (ч. 4 ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах). Исключение составляет случай, когда участники партнерства смогут доказать, что третье лицо в момент совершения сделки знало или должно было знать о содержании этого соглашения.

Соглашение об управлении партнерством не подлежит государственной регистрации, но в обязательном порядке должно быть удостоверено нотариусом (ч. 2 ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах). Как и договор инвестиционного товарищества, соглашение об управлении партнерством должно храниться у нотариуса (ч. 2 ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах и ст. 8 Закона об инвестиционном товариществе).

Предполагается, что с помощью соглашения об управлении партнерством стороны этого соглашения смогут максимально свободно и без каких-либо легальных ограничений определять права и обязанности участников хозяйственного партнерства и других лиц, регулировать порядок управления этим юридическим лицом, а также распределять прибыль и расходы (пп. 1 ч. 7 ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах). При указании данных условий в соглашении об управлении хозяйственным партнерством права и обязанности могут быть распределены как угодно непропорционально. Рассматриваемый Закон в полной мере полагается на свободное волеизъявление сторон этого договора, устанавливая такое регулирование условий соглашения об управлении хозяйственным партнерством.

Право на выход из состава партнерства может быть ограничено соглашением об управлении хозяйственным партнерством (пп. 2 ч. 7 ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах). Примечательно, что столь важная информация о деятельности хозяйственного партнерства должна быть указана не в уставе, свободном для ознакомления кредиторов, а в соглашении об управлении, информацию о котором кредиторы могут получить только с большими издержками. Третьи лица при ознакомлении лишь с уставом хозяйственного партнерства не смогут определить степень устойчивости такой организации, что может отрицательно сказаться на защите их интересов.

Права и обязанности участника хозяйственного партнерства, закрепленные в соглашении об управлении этим юридическим лицом, при выходе из состава участников партнерства передаются новому участнику в соответствии со специальным договором, который заключается между приобретателем доли в складочном капитале партнерства и участниками партнерства. Этот договор является неотъемлемой частью соглашения об управлении (ч. 3 ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах). В данной норме не определена роль сторон соглашения об управлении партнерством, не являющихся его участниками, а также самого хозяйственного партнерства, если оно является стороной такого соглашения, при заключении этого специального соглашения с приобретателем доли в складочном капитале.

Рассматриваемый Закон устанавливает случаи принудительного исключения участника хозяйственного партнерства (ст. 7 Закона о хозяйственных партнерствах). Данная норма вновь указывает на сходство этой организационно-правовой формы с обществом с ограниченной ответственностью (см. ст. 10 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", далее - Закон об ООО).

Участник хозяйственного партнерства может быть исключен из него в судебном и во внесудебном порядках. В судебном порядке участник может быть исключен в следующих случаях:

- участник партнерства нарушает свои обязанности, возложенные на него Законом о хозяйственных партнерствах или соглашением об управлении партнерством;

- своими действиями (бездействием) участник партнерства делает невозможной деятельность партнерства или существенно ее затрудняет.

Во внесудебном порядке исключение из хозяйственного партнерства допускается по единогласному решению остальных участников партнерства лишь в случае, если участник не исполняет в установленный срок обязанности по внесению в складочный капитал вклада (части вклада) (ч. 2 ст. 7 Закона о хозяйственных партнерствах).

Интересы исключенного участника защищаются тем, что решение о его исключении может быть обжаловано им в суд (ч. 2 ст. 7 Закона о хозяйственных партнерствах).

2. Складочный капитал партнерства

Правила о складочном капитале хозяйственного партнерства во многом схожи с нормативным регулированием уставного капитала в обществах с ограниченной ответственностью. Складочный капитал хозяйственного партнерства формируется за счет вкладов тех участников партнерства, которые не могут быть освобождены от обязанности по внесению такого вклада (ч. 1 ст. 10 Закона о хозяйственных партнерствах).

Необходимо отметить и важное отличие: порядок внесения вкладов в складочный капитал хозяйственного партнерства не урегулирован рассматриваемым Законом и должен быть описан в соглашении об управлении партнерством (пп. 1 ч. 2 ст. 5, ст. 10 Закона о хозяйственных партнерствах). Складочный капитал может вноситься по частям в различные сроки, что может привести к появлению юридического лица без какого-либо собственного имущества. Ранее российское гражданское право этого не допускало.

Для сравнения можно привести пример общества с ограниченной ответственностью, в отношении участников которого установлено правило об обязательном внесении по меньшей мере половины всей суммы уставного капитала к моменту государственной регистрации этого общества (п. 3 ст. 90 ГК РФ).

Минимальный размер складочного капитала хозяйственного партнерства в рассматриваемом Законе не предусмотрен. В то же время Правительство РФ вправе устанавливать нормативы достаточности собственных средств для хозяйственных партнерств, осуществляющих деятельность в определенной сфере (ч. 9 ст. 2 Закона о хозяйственных партнерствах).

Партнерство обязано вести реестр участников партнерства с указанием размера их доли и сведений о внесении вкладов в складочный капитал хозяйственного партнерства (ч. 5 ст. 10 Закона о хозяйственных партнерствах). При этом публичной информацией является только перечень участников партнерства, а не размер их долей.

Важно, что в этот реестр не попадут лица, которые являются сторонами по соглашению об управлении партнерством, но не являются участниками партнерства (ч. 1 ст. 2 Закона о хозяйственных партнерствах). Они будут иметь влияние на деятельность хозяйственного партнерства, но идентифицировать их третьи лица не смогут, что может привести к различным злоупотреблениям. Такие лица, являющиеся стороной по соглашению об управлении партнерством, смогут анонимно участвовать в хозяйственном обороте, не отвечая по своим обязательствам перед кредиторами.

На значительные риски кредиторов хозяйственного партнерства, возникающие при этом, указывалось в заключении Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству от 24.06.2011 N 147 "О проектах Федеральных законов N 557159-5 "О хозяйственных партнерствах" и N 557168-5 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О хозяйственных партнерствах".

Выход участника из партнерства путем отказа от участия в нем и передача доли в складочном капитале возможны, только если это предусмотрено соглашением об управлении партнерством (ч. 2 ст. 11 и ч. 1 ст. 12 Закона о хозяйственных партнерствах).

Если возможность выхода путем отказа от участия в партнерстве предусмотрена, то такой отказ возможен при уведомлении партнерства о выходе из него за три месяца (пп. 1 ч. 2 ст. 11 Закона о хозяйственных партнерствах).

При выходе участника из партнерства в форме отказа от участия он имеет право на получение действительной стоимости своей доли (ч. 5 ст. 11 Закона о хозяйственных партнерствах). Доля вышедшего участника при этом переходит к партнерству.

Если же участник выбыл из хозяйственного партнерства без перехода прав на долю к участникам, третьим лицам или самому партнерству (к примеру, в случаях, установленных в ч. 7 ст. 11 Закона о хозяйственных партнерствах), то доли оставшихся участников в этом случае увеличиваются пропорционально их долям в складочном капитале партнерства (пп. 3 ч. 2 ст. 11 Закона о хозяйственных партнерствах).

Прием в партнерство новых членов допускается только с единогласного согласия всех его участников (ч. 1 ст. 11 Закона о хозяйственных партнерствах).

При передаче прав на долю в складочном капитале хозяйственного партнерства у участников возникает преимущественное право на ее приобретение, если иное не предусмотрено в соглашении об управлении хозяйственным партнерством (пп. 3 ч. 1 ст. 12 и ст. 15 Закона о хозяйственных партнерствах).

Рассматриваемый Закон содержит правило об обязательном нотариальном удостоверении сделок, направленных на отчуждение доли в складочном капитале хозяйственного партнерства (ч. 3 ст. 12 Закона о хозяйственных партнерствах). Партнерство должно быть уведомлено в письменной форме о совершении такой сделки на следующий рабочий день после ее нотариального удостоверения. При этом требуется представить доказательства ее совершения. Приобретатель прав на долю в складочном капитале хозяйственного партнерства приобретает права и обязанности участника партнерства с момента такого уведомления.

Данные правила имеют мало отличий от норм, регулирующих переход прав на долю в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью (см. ст. 21 Закона об ООО).

3. Права и обязанности участников

хозяйственного партнерства

Хозяйственное партнерство описывается в рассматриваемом Законе как юридическое лицо корпоративного типа, так как его деятельность определяется на основе членства, а число участников не может быть менее двух (ч. 1 ст. 2 и ч. 2 ст. 4 Закона о хозяйственных партнерствах). Следует отметить, что ограничение по числу участников хозяйственного партнерства 50 членами указывает также на сходство этой правовой конструкции с инвестиционным товариществом (ч. 3 ст. 4 Закона о хозяйственных партнерствах и ч. 6 ст. 3 Закона об инвестиционном товариществе).

Система прав и обязанностей участников, а также организационная структура хозяйственного партнерства в значительной степени напоминает общество с ограниченной ответственностью.

Права и обязанности участников хозяйственного партнерства в общем виде указаны в ст. 5 Закона о хозяйственных партнерствах. Так, в соответствии с частью 1 данной нормы участник партнерства вправе:

- участвовать в управлении деятельностью партнерства;

- получать информацию о деятельности партнерства и знакомиться с его бухгалтерской отчетностью и иной документацией;

- продать свою долю в складочном капитале партнерства или осуществить ее отчуждение иным образом;

- получить в случае ликвидации партнерства часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость;

- выйти из партнерства, заявив об отказе от участия в партнерстве, если такая возможность предусмотрена соглашением об управлении партнерством, или потребовать приобретения партнерством, участниками партнерства или иными лицами принадлежащей ему доли в складочном капитале партнерства.

Обязанности участников хозяйственного партнерства по сравнению с их правами сформулированы в рассматриваемом Законе лаконичнее (ч. 2 ст. 5 Закона о хозяйственных партнерствах):

- вносить вклады в складочный капитал партнерства;

- не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности партнерства.

В то же время не следует забывать, что большая часть прав и обязанностей может быть установлена в соглашении об управлении партнерством. Более того, все права участника партнерства могут быть ограничены таким соглашением (ч. 1 ст. 5 Закона о хозяйственных партнерствах). В качестве исключения можно привести право на ознакомление со всей документацией партнерства, которое не может быть ограничено даже соглашением об управлении партнерством (ч. 4 ст. 5 Закона о хозяйственных партнерствах).

Участники партнерства осуществляют управление деятельностью партнерства по общему правилу пропорционально принадлежащим им долям в складочном капитале. Однако иной порядок управления может предусматриваться соглашением об управлении партнерством (ч. 3 ст. 5 Закона о хозяйственных партнерствах). В Законе указано, что устранение всех участников партнерства от участия в управлении деятельностью партнерства не допускается, но отсутствует норма, запрещающая устранение одного или нескольких участников.

4. Ответственность хозяйственного партнерства

и его участников по обязательствам

Ответственность партнерства по своим обязательствам обеспечивается всем его имуществом (ч. 1 ст. 3 Закона о хозяйственных партнерствах). Это правило в российском праве характерно для всех хозяйственных обществ.

Особенностями регулирования ответственности хозяйственного партнерства, отличающего его, к примеру, от обществ с ограниченной ответственностью, являются два момента:

- возможность исполнения участниками партнерства обязательства перед кредиторами хозяйственного партнерства, если встает вопрос об обращении взыскания на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (ч. 4 ст. 3 Закона о хозяйственных партнерствах);

- возможность предусмотреть в договоре с кредиторами-предпринимателями условие о полном или частичном прекращении обязательств хозяйственного партнерства перед ними при наступлении определенных условий, указанных в таком договоре (ч. 3 ст. 3 Закона о хозяйственных партнерствах).

Последнее правило может вступить в противоречие с принципом недопустимости ограничения ответственности по обязательствам (п. 1 ст. 400 ГК РФ). В этой норме установлено, что законом могут быть предусмотрены случаи ограничения (но не исключения полностью) права на полное возмещение убытков по определенным обязательствам или возникших из определенного рода деятельности. В то же время рассматриваемая норма Закона о хозяйственных партнерствах формулирует данное правило без каких-либо ограничений по видам обязательств или деятельности.

5. Управление хозяйственным партнерством

Система и структура органов и подробные правила управления хозяйственным партнерством указываются в соглашении об управлении партнерством, тогда как в уставе определяются лишь общие положения о порядке и сроке избрания единоличного исполнительного органа партнерства, а также о порядке его деятельности и принятия решений (пп. 7 ч. 2 ст. 9 и ч. 1 ст. 18 Закона о хозяйственных партнерствах).

Органом управления партнерством, без которого невозможно его существование и нормальное функционирование, является единоличный исполнительный орган (ч. 3 ст. 18 Закона о хозяйственных партнерствах). Он избирается из числа участников партнерства - физических лиц единогласным решением всех участников партнерства на срок, установленный в уставе. Если такой срок не будет указан, то он считается равным сроку существования этого юридического лица. Иные органы управления хозяйственным партнерством не вправе взаимодействовать с третьими лицами от имени партнерства.

Иные органы управления могут предусматриваться соглашением об управлении хозяйственным партнерством. Каких-либо предписаний и ограничений в отношении их числа, взаимодействия, функций и полномочий рассматриваемый Закон не устанавливает. Представляется, что членами таких органов управления могут быть и лица, не являющиеся участниками хозяйственного партнерства.

Соглашением об управлении хозяйственным партнерством предусматриваются такие важные вопросы управления деятельностью юридического лица, как правила голосования участников по различным вопросам, право вето (пп. 1 ч. 7 ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах) и одобрение решений единоличным исполнительным органом хозяйственного партнерства (ч. 4 ст. 19 Закона о хозяйственных партнерствах).

Решения органов управления хозяйственным партнерством могут быть обжалованы в суд участником партнерства в течение трех месяцев с момента, когда такому участнику стало известно (или должно было стать известно) о принятии оспариваемого решения или об обстоятельствах, являющихся основаниями для признания их недействительными (ч. 6 ст. 18 Закона о хозяйственных партнерствах). Основания недействительности решений органов управления могут быть установлены в том числе и соглашением об управлении хозяйственным партнерством (ч. 5 ст. 18 Закона о хозяйственных партнерствах).

По общему правилу члены органов управления партнерства и его единоличный исполнительный орган несут ответственность перед хозяйственным партнерством за убытки, причиненные ему их виновными действиями (бездействием). Следует отметить, что соглашением об управлении партнерством может быть предусмотрено ограничение такой ответственности или ее отсутствие (ч. 2 ст. 22 Закона о хозяйственных партнерствах). Представляется, что кредиторы должны учитывать это правило при заключении сделок с хозяйственными партнерствами.

Закон о хозяйственных партнерствах не устанавливает случаи проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности и деятельности партнерства, если иное не указано в соглашении об управлении партнерством. Аудит в отношении этого юридического лица может быть проведен лишь по желанию участника партнерства с отнесением всех расходов на его проведение на счет этого участника (ст. 20 Закона о хозяйственных партнерствах). Данное правило не учитывает интересы участников партнерства и его кредиторов и может быть использовано в целях сокрытия различных злоупотреблений со стороны органов управления партнерством.

Из текста рассматриваемого Закона неясно, могут ли отдельные участники хозяйственного партнерства заключать между собой различные соглашения по вопросам управления хозяйственным партнерством (по аналогии с акционерным соглашением) и как будут соотноситься такие договоры с соглашением об управлении хозяйственным партнерством, которое принимается всеми его участниками.

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы