Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсултьтантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18.
Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.
Название документа
"КонсультантПлюс: Аналитический обзор от 22 ноября 2011 года
Федеральный закон от 08.11.2011 N 308-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Источник публикации
Обзор подготовлен специалистами АО "Консультант Плюс".
Примечание к документу
Текст документа
КонсультантПлюс: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 22 НОЯБРЯ 2011 ГОДА
Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "КонсультантПлюс".
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 08.11.2011 N 308-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ
ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА" И В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
1. Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом >>>
А. Сделки с недвижимым имуществом >>>
Б. Предоставление информации об операциях клиентов по запросу Росфинмниторинга >>>
В. Срок представления информации в Росфинмониторинг >>>
2. Правила внутреннего контроля >>>
3. Ответственность за нарушение законодательства о противодействии легализации доходов >>>
Рассматриваемым Федеральным законом (далее - Закон N 308-ФЗ) вносятся изменения в Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон о противодействии легализации доходов) и в Кодекс РФ об административных правонарушениях.
При разработке законопроекта, который впоследствии был принят Государственной Думой РФ и подписан Президентом РФ в качестве Закона N 308-ФЗ, концепция изменения Закона о противодействии легализации доходов претерпела значительные изменения. Изначально планировалось, что данный Закон исключит все ограничения, установленные в пп. 1 п. 1 ст. 6 Закона о противодействии легализации доходов для определения круга операций с денежными средствами в наличной форме, которые подлежат обязательному контролю.
Это предложение было отвергнуто, а изменения, коснувшиеся Закона о противодействии легализации доходов, оказались не столь радикальными. Закон N 308-ФЗ ввел следующие новеллы:
- увеличение предельных сроков предоставления информации Росфинмониторингу об операциях;
- ограничение круга сделок с недвижимостью, подлежащих обязательному контролю;
- изменение условий и порядка применения мер административной ответственности за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - законодательство о противодействии легализации доходов).
В Закон о противодействии легализации доходов внесены также другие небольшие уточнения.
Закон N 308-ФЗ вступил в силу 21 ноября 2011 г.
1. Права и обязанности организаций, осуществляющих
операции с денежными средствами и иным имуществом
А. Сделки с недвижимым имуществом
Закон N 308-ФЗ скорректировал круг сделок с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю (п. 1.1 ст. 6 Закона о противодействии легализации доходов).
До принятия рассматриваемого Закона названная норма устанавливала, что обязательному контролю подлежат сделки с недвижимым имуществом, совершенные на сумму, превышающую 3 млн руб. или ее эквивалент в иностранной валюте. Данное правило не содержало каких-либо ограничений по характеру или типу сделок с недвижимостью, кроме указанных выше.
Таким образом, обязательному контролю, исходя из буквального толкования названной нормы Закона о противодействии легализации доходов, подлежали любые сделки на обозначенную сумму, если они были совершены с недвижимым имуществом. К такому выводу пришел, в частности, Банк России (Письмо Банка России от 14.04.2006 N 12-1-3/831 "О применении пункта 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ").
Судебная практика также поддерживает вывод о том, что обязательному контролю подлежат любые сделки с недвижимым имуществом, которые соответствуют критериям, установленным в п. 1.1 ст. 6 Закона о противодействии легализации доходов в прежней редакции (см., к примеру, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.06.2008 N А33-15601/07-Ф02-2361/08 по делу N А33-15601/07).
Обязательному контролю должны были подлежать соответствующие указанному стоимостному критерию сделки залога недвижимого имущества (п. 3 Информационного письма Банка России от 31.03.2010 N 17 "Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России"), аренды недвижимого имущества (п. 6 Информационного письма Росфинмониторинга от 08.08.2008 N 1 "О предоставлении сведений об операциях с имуществом"), страхования недвижимости (Информационное письмо Росстрахнадзора от 08.02.2010 N С-933/03-04 "О вопросах применения Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма") и т.п.
Следует отметить, что в круге сделок, связанных с недвижимостью, и, казалось бы, подлежащих обязательному контролю, имелись и некоторые исключения. Так, сделки купли-продажи закладных такому контролю не подлежали (п. 4 Информационного письма Банка России от 26.03.2007 N 11 "Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России").
Закон N 308-ФЗ ограничил круг сделок с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, теми сделками, которые влекут переход права собственности на это имущество. Сумма сделок с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, осталась неизменной - 3 млн руб. или ее эквивалент в иностранной валюте.
Б. Предоставление информации об операциях клиентов по запросу Росфинмониторинга
Обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по предоставлению в Росфинмониторинг по его письменному запросу информации об операциях клиентов также была скорректирована (пп. 5 п. 1 ст. 7 Закона о противодействии легализации доходов).
Ранее в данной норме указывалось, что такая информация может запрашиваться Росфинмониторингом лишь в отношении:
- операций, подлежащих обязательному контролю (ст. 6 Закона о противодействии легализации доходов);
- операций, вызвавших подозрение у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами, в том, что они направлены на отмывание доходов, полученных преступным путем (п. 3 ст. 7 Закона о противодействии легализации доходов).
Закон N 308-ФЗ данное ограничение по кругу операций, по которым возможно осуществление запроса информации Росфинмониторингом, отменил. Согласно новой редакции пп. 5 п. 1 ст. 7 Закона о противодействии легализации доходов организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, обязана направить информацию в Росфинмониторинг по его письменному запросу в отношении любой операции. Рассматриваемым Законом установлено, что дополнительную информацию об операциях клиентов организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны предоставлять в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ. Объем предоставляемой по запросу Росфинмониторинга информации об операциях также должен быть указан в этом нормативном акте. В ранее действующей редакции Закона о противодействии легализации доходов указывалось, что может быть запрошена информация об операции клиента, указанная в пп. 4 п. 1 ст. 7 данного Закона.
Кредитные организации согласно новой редакции Закона о противодействии легализации доходов обязаны также предоставлять информацию о движении средств по счетам (вкладам) своих клиентов в порядке, установленном ЦБ РФ по согласованию с Росфинмониторингом.
Порядок направления Росфинмониторингом письменных запросов определяется Правительством РФ.
Указанные подзаконные акты в настоящее время не утверждены.
В. Срок представления информации в Росфинмониторинг
Рассматриваемым Законом был изменен срок представления в Росфинмониторинг информации о совершенных операциях, подлежащих обязательному контролю (ст. 6 Закона о противодействии легализации доходов), с денежными средствами и иным имуществом.
В пп. 4 п. 1 ст. 7 Закона о противодействии легализации доходов установлен трехдневный срок для совершения указанных действий, тогда как согласно прежней редакции названной нормы организации были обязаны представлять соответствующую информацию не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, подлежащей обязательному контролю.
Следует отметить, что объем представляемой в Росфинмониторинг информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, не подвергся никаким изменениям.
Также был увеличен срок для направления в Росфинмониторинг сведений об операциях, вызвавших подозрение у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами, в том, что они направлены на отмывание доходов, полученных преступным путем (п. 3 ст. 7 Закона о противодействии легализации доходов). Согласно положениям Закона N 308-ФЗ этот срок не должен превышать трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций.
Ранее указывалось, что данная информация должна быть представлена не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления "подозрительной" операции.
2. Правила внутреннего контроля
Законом N 308-ФЗ скорректирован ряд определений, закрепленных в Законе о противодействии легализации доходов.
Согласно положениям Закона N 308-ФЗ организация внутреннего контроля - это совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.
Под осуществлением внутреннего контроля согласно Закону N 308-ФЗ следует понимать реализацию организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей; документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган; хранению документов и информации; подготовке и обучению кадров.
Из определений указанных понятий, содержащихся в ранее действующей редакции Закона о противодействии легализации доходов, были изъяты указания на разработку и согласование в рамках организации внутреннего контроля программ внутреннего контроля, а также согласование правил внутреннего контроля.
Указания на необходимость разработки и утверждения программ осуществления правил внутреннего контроля были изъяты по всему тексту Закона о противодействии легализации доходов (п. п. 2 и 3 ст. 7), так как в соответствии с п. 6 Распоряжения Правительства РФ от 10.06.2010 N 967-р "Об утверждении Рекомендаций по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Распоряжение N 967-р) программы осуществления правил внутреннего контроля включаются в правила внутреннего контроля организаций.
В п. 1.3 Методических рекомендаций по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Письмом Банка России от 13.07.2005 N 99-Т) также содержится указание на то, что программы осуществления правил внутреннего контроля включаются в правила внутреннего контроля.
Из п. 2 ст. 7 Закона о противодействии легализации доходов также было исключено указание на то, какие положения должны быть внесены в правила внутреннего контроля в обязательном порядке. Такая информация в исчерпывающем объеме уже содержится в Распоряжении N 967-р.
Обращаем внимание на то, что, несмотря на отсутствие в Законе о противодействии легализации доходов (в новой редакции) прямого указания о необходимости согласования правил внутреннего контроля с надзорными органами, в Постановлении Правительства РФ от 08.01.2003 N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" указывается на необходимость такого согласования.
В новой редакции абз. 9 п. 2 ст. 7 Закона о противодействии легализации доходов прямо установлено, что правила внутреннего контроля утверждаются руководителем организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом. В прежней редакции указывалось, что эти правила утверждаются в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ.
3. Ответственность за нарушение законодательства
о противодействии легализации доходов
В прежней редакции ст. 15.27 КоАП РФ в качестве отдельных составов административных правонарушений в сфере противодействия легализации доходов выделялись:
- нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет и (или) сроков направления правил внутреннего контроля на согласование;
- неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля (повлекшее или не повлекшее непредставление сведений об операциях - два самостоятельных состава административного правонарушения);
- непредставление в уполномоченный орган информации об операциях, подлежащих обязательному контролю;
- неисполнение законодательства о противодействии легализации доходов, повлекшее легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем.
Законом N 308-ФЗ указанная статья Кодекса была существенным образом изменена.
В новой редакции ст. 15.27 КоАП РФ также разделяется применение административной ответственности. В частности, неисполнение законодательства об организации и осуществлении внутреннего контроля, не повлекшее непредставление информации (или же повлекшее нарушение сроков такого представления) об операциях:
- подлежащих обязательному контролю (ст. 6 Закона о противодействии легализации доходов) или
- вызвавших подозрение у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами, в том, что они направлены на отмывание доходов, полученных преступным путем (п. 3 ст. 7 Закона о противодействии легализации доходов),
влечет применение мер административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ (в новой редакции). Максимальным наказанием за такое правонарушение для юридических лиц является наложение штрафа в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб.
Если же неисполнение законодательства об организации и осуществлении внутреннего контроля повлечет непредставление информации об указанных выше операциях, то указанное правонарушение согласно ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ (в новой редакции) может привести к наложению штрафа на юридических лиц от 200 тыс. до 400 тыс. руб. или же к административному приостановлению деятельности на срок до 60 суток.
Как указано в примечании 2 к рассматриваемой норме Кодекса РФ об административных правонарушениях (в новой редакции), за совершение данных административных правонарушений сотрудники организации, в обязанности которых входит выявление и (или) представление сведений о таких операциях, несут ответственность как должностные лица. Новая редакция ст. 15.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в отношении должностных лиц по всем указанным составам правонарушений. На них может быть наложен административный штраф, а также к ним может применяться дисквалификация за правонарушения, предусмотренные ч. 3 - 4 ст. 15.27 КоАП РФ (в новой редакции).
В ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ (в новой редакции) указано, что воспрепятствование проведению проверок либо неисполнение предписаний, выносимых соответствующими уполномоченными или надзорными органами в целях противодействия легализации доходов, влечет применение к юридическим лицам административной ответственности в виде штрафа от 700 тыс. до 1 млн руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.
Ранее такие действия в соответствии со ст. 15.27 КоАП РФ не являлись отдельным административным правонарушением. Ответственность за них могла наступить лишь по ст. 19.4.1 КоАП РФ.
Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или ее должностным лицом законодательства о противодействии легализации доходов, повлекшее легализацию таких доходов, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 500 тыс. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ в новой редакции).
В действиях организации не должно содержаться уголовно-наказуемого деяния. При этом легализация доходов, полученных преступным путем, должна быть установлена вступившим в законную силу приговором суда.