Аналитический обзор от 11 октября 2011 года

Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсултьтантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18.

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Название документа

"КонсультантПлюс: Аналитический обзор от 11 октября 2011 года

Постановление Правительства РФ от 27.09.2011 N 797 "О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных (муниципальных) услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления"

Источник публикации

Обзор подготовлен специалистами АО "Консультант Плюс".

Примечание к документу

Текст документа

КонсультантПлюс: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 11 ОКТЯБРЯ 2011 ГОДА

Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "КонсультантПлюс".

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 27.09.2011 N 797

"О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МЕЖДУ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ЦЕНТРАМИ

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ

И ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНАМИ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ, ОРГАНАМИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ"

В Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 06.05.2008 N 632-р, предусматривалось создание в России многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - Многофункциональные центры) (гл. 2 раздела IV указанной Концепции).

Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) данная идея была реализована на законодательном уровне (ч. 5 ст. 2, гл. 4 Закона N 210-ФЗ).

Однако еще до принятия этого Закона создание Многофункциональных центров предусматривалось Постановлением Правительства РФ от 03.10.2009 N 796 "О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг" (далее - Постановление N 796). Следует отметить, что названное Постановление Правительства касалось по большей части лишь технического и хозяйственного обеспечения деятельности Многофункциональных центров.

Указанные организации в соответствии с положениями Закона N 210-ФЗ могут создаваться в любой организационно-правовой форме (тогда как все еще действующее Постановление N 796 предусматривает их создание только в форме государственных или муниципальных учреждений). Они должны будут оказывать государственные и муниципальные услуги заявителям по принципу "одного окна" и действовать по соглашению с государственными органами, органами субъектов РФ, органами государственных внебюджетных фондов и муниципальными органами (далее - Соглашение). Предполагается, что некоторые Многофункциональные центры будут оказывать государственные и муниципальные услуги исключительно в электронной форме (ч. 3 ст. 15 Закона N 210-ФЗ).

Требования к заключению Соглашений должны устанавливаться Правительством РФ (ч. 2 ст. 15 Закона N 210-ФЗ). В связи с этим Правительством РФ было утверждено Постановление от 27.09.2011 N 797 "О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных (муниципальных) услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления" (далее - Постановление N 797), утверждающее Положение о требованиях к заключению Соглашений.

Напоминаем, что заключение Соглашения имеет важное правовое значение для лиц, обращающихся за получением государственной (муниципальной) услуги, так как с момента вступления в силу Соглашения указанные лица вправе обращаться за получением такой услуги в Многофункциональный центр (п. 5 ст. 5 Закона N 210-ФЗ).

Требования к заключению Соглашений

В Постановлении N 797 содержатся требования к заключению Соглашений (Положение о требованиях к заключению соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных (муниципальных) услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, далее - Положение), а также:

- перечень государственных услуг, предоставление которых организуется в Многофункциональных центрах федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов (далее - Перечень обязательных услуг);

- примерный перечень приоритетных государственных услуг, предоставление которых может быть организовано в Многофункциональных центрах федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов (далее - Перечень приоритетных услуг).

Обязанность по обеспечению заключения Соглашений, заключенных с федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов, возлагается на эти органы (п. 2 Постановления N 797).

Соглашение заключается между Многофункциональным центром в лице его руководителя, с одной стороны, и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов (по возможности - соответствующими территориальными органами указанных органов и организаций), органами государственной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления в лице их руководителей (п. 2 Положения) - с другой стороны.

Соглашение может быть заключено по инициативе любой из его сторон (п. 3 Положения). Инициатор направляет контрагенту на согласование проект Соглашения, который должен быть рассмотрен в течение 30 календарных дней с даты его поступления (п. 4 Положения).

В соответствии с п. 5 Положения по результатам рассмотрения проекта Соглашения инициатору его заключения может быть направлено одно из следующих решений:

- замечание к проекту Соглашения;

- письменное уведомление о готовности подписать Соглашение;

- отказ в заключении Соглашения.

Соглашение подписывается сторонами в течение 30 календарных дней со дня получения инициатором письменного уведомления о согласии его подписать (п. 6 Положения).

Какая-либо специальная процедура урегулирования разногласий в процессе согласования проекта Соглашения в Постановлении N 797 не предусмотрена. Стороны Соглашения должны разрешать возникающие разногласия в ходе консультаций и переговоров (п. 7 Положения).

Соглашение должно заключаться органом государственной власти или государственным внебюджетным фондом в отношении каждого Многофункционального центра, оказывающего государственные (муниципальные) услуги, а не в отношении отдельной услуги (п. 9 Положения). Для органов субъектов РФ и органов местного самоуправления данное правило не носит обязательного характера.

Соглашение заключается на срок до трех лет (п. 10 Положения).

Содержание Соглашения

Соглашения, заключаемые федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов с Многофункциональными фондами, должны предусматривать, в первую очередь, предоставление государственных услуг из Перечня обязательных услуг.

Также в Многофункциональных центрах могут оказываться и иные услуги, не входящие в данный Перечень. Федеральным органам исполнительной власти и органам государственных внебюджетных фондов рекомендуется предусматривать в Соглашениях предоставление услуг из Перечня приоритетных услуг (пп. а) п. 3 Постановления N 797).

Для органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в Постановлении N 797 не устанавливаются обязательные перечни услуг, оказываемых в Многофункциональных центрах. Указанным органам публичной власти рекомендуется разработать и утвердить соответствующие перечни государственных и муниципальных услуг и добиться их предоставления в Многофункциональных центрах в соответствии с заключаемыми соглашениями (п. 3 Постановления N 797).

Примерная форма Соглашения должна быть разработана Минэкономразвития России (п. 4 Постановления N 797, ч. 1 ст. 18 Закона N 210-ФЗ). В Законе N 210-ФЗ установлены требования к содержанию Соглашений (ч. 2 ст. 18 Закона N 210-ФЗ). Однако и в рассматриваемом Постановлении приводится примерный перечень необходимой информации, которая должна быть указана в таком Соглашении. Согласно Постановлению N 797 в этом документе должны быть отражены:

- порядок участия Многофункционального центра в предоставлении государственных (муниципальных) услуг;

- обязанности органа, предоставляющего государственные (муниципальные) услуги;

- права и обязанности Многофункционального центра;

- особенности межведомственного информационного взаимодействия между сторонами Соглашения, сроки передачи документов (информации) сторонами Соглашения. В том числе к таким срокам относится срок ответа на межведомственный запрос;

- требования к обработке персональных данных и иной информации, необходимой для предоставления государственных (муниципальных) услуг, в том числе ответственность сторон Соглашения за невыполнение и (или) ненадлежащее выполнение указанных требований;

- иные положения, определяющие порядок взаимодействия сторон Соглашения.

Примечательно, что перечень информации, обязательной к включению в текст Соглашения, приведенный в Постановлении N 797, дополняет перечень, указанный в Законе N 210-ФЗ. Однако имеются и различия.

Так, в Законе N 210-ФЗ предусматривается, что в Соглашение обязательно должна быть включена информация о правах и обязанностях органа, предоставляющего государственные (муниципальные) услуги, тогда как в Постановлении N 797 упоминаются лишь обязанности таких органов.

В общем виде права и обязанности Многофункциональных центров, а также обязанности органов, оказывающих государственные (муниципальные) услуги, указаны в ст. ст. 16 - 17 Закона N 210-ФЗ.

Материально-техническое и финансовое обеспечение предоставления государственных (муниципальных) услуг через Многофункциональные центры осуществляется за счет средств бюджета соответствующего публично-правового образования (п. 5 Постановления N 797), что должно быть отражено в самом Соглашении (п. 11 Положения, п. 9 ч. 2 ст. 18 Закона N 210-ФЗ). Механизм материально-технического и финансового обеспечения Многофункциональных центров в Постановлении N 797 не прописан, что может вызвать определенные трудности в случае функционирования таких центров в организационно-правовой форме, отличной, к примеру, от учреждения. По-видимому, может потребоваться принятие еще одного подзаконного нормативного акта по этому вопросу.

Постановление N 797 вступает в силу 13 октября 2011 г.

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы