Реклама на паузе: Минцифры готовит закон о блокировке телефонного спама

Граждане смогут защитить себя от звонков спамеров. Абонентов собираются наделить правом обращаться к оператору связи с требованием о блокировке рекламных номеров. Соответствующий проект изменений в закон «О связи» разработало Минцифры. Эксперты же предлагают в новый документ включить и создание единого реестра телефонов граждан, не согласных с получением спам-звонков. Предполагается, что Роскомнадзор будет передавать список в компании и в случае нарушения ими запрета вводить штрафы. Минцифры готово рассмотреть инициативу на ближайшем заседании рабочей группы с Роскомнадзором.

Спамный инстинкт

Согласно проекту, абонент сам может обратиться к оператору связи с требованием о блокировке номера спамера. Сотовая компания передаст сведения в специальную систему, которую будет вести Роскомнадзор. В случае подтверждения спама номер в течение суток занесут в перечень и заблокируют.

Появление дополнительной структуры, именуемой в проекте системой проверки, повлечет для операторов дополнительные расходы и не приведет к желаемому результату, предупредил источник «Известий» на телеком-рынке.

Еще один собеседник из отрасли связи опасается, что инициатива может превратиться в шантажирование компаний возможностью заблокировать их телефоны. Ведь ответственности за «ложное», но хорошо оплаченное конкурентом сообщение не предусматривается, подчеркнул он.

В предложенном варианте законопроекта содержатся моменты, которые могут вступать в противоречие с нормами о защите тайны связи, говорит представитель МТС Алексей Меркутов. Оператор предлагает отдельно прорабатывать вопросы защиты от спама или мошенников. По его словам, перед принятием норм о блокировке целесообразно провести эксперимент по апробации технических решений, разработанных операторами связи.

В «Вымпелкоме» считают необходимым тщательно проработать механизмы анализа звонков, выявляющих спам, мошенничество или сообщения о ложной террористической угрозе. Неаккуратность может повлечь за собой ущемление прав добросовестных пользователей, предупредили в компании.

Антиспамный реестр

Законопроект Минцифры — это давно назревшая инициатива, считает генеральный директор «ОрдерКома» Дмитрий Галушко. Граждан стоит наделить правом самостоятельно принимать решение, готовы ли они получать рекламные звонки.

Для этих целей можно создать федеральный реестр номеров, в отношении которых ввести запрет на спам, считает эксперт. Абонент сможет оставить заявку через личный кабинет на портале госуслуг о том, что не хочет получать рекламные звонки. Пожелания примет к сведению оператор связи и передаст их в Роскомнадзор. Тот занесет номер абонента в список и оповестит рекламораспространителей, которые платят госпошлину за доступ к базе номеров. После появления абонента в реестре рекламщики должны будут прекратить звонить ему, иначе им грозит штраф в размере от 100 до 500 тыс. рублей — эти меры уже зафиксированы в ст. 14.3. КОАП (Нарушение законодательства о рекламе).

По словам Дмитрия Галушко, в США, Австралии и Великобритании существуют схожие методы борьбы с рекламными звонками. Он рекомендует реестровую практику распространить и в России.

Предложения о создании специального федерального перечня номеров, в отношении которых стоит ввести запрет на спам, могут быть рассмотрены на заседании рабочей группы в присутствии представителей Роскомнадзора, сказали «Известиям» в пресс-службе Минцифры.

Механизм считает эффективным и директор «Интеллектуального резерва» Павел Мясоедов. В первую очередь потому, что поиск новых «жертв» займет у мошенников время. Однако всё же стоит бороться и с утечками данных, ведь многие граждане постоянно получают звонки из компаний, которым такое разрешение не давали.

Ведение реестра антиспам-номеров «Мегафон» считает неэффективным. В пресс-службе компании добавили, что он не принесет никакой практической пользы абонентам как минимум до тех пор, пока не будет решена проблема подмены номеров.

Схожего мнения придерживается и генеральный директор «Ассоциации операторов телефонной связи» Сергей Ефимов. По его словам, первостепенной задачей следует определить достоверность номеров инициаторов звонка. Ведь при подмене полиция будет предъявлять претензии невиновному лицу, объясняет он.

Как считает замруководителя отдела мониторинга и реагирования на инциденты информационной безопасности (CERT-GIB) Group-IB Ярослав Каргалев, в борьбе со спам-звонками необходима аналитика с использованием поведенческого анализа номера телефона. На его основе (количество звонков, временной промежуток, длительность и так далее) можно выставлять оценку входящему номеру, подозревая его в рекламной деятельности. А далее по своей базе проверять, входит ли он в список «белых» рекламодателей, доступны ли рекламные звонки абоненту и т. д. Также на основе поведенческого анализа оператор мог бы придумать механизм оповещения абонента о возможном рекламном вызове, добавляет она.

На что еще указали члены рабочей группы

Представитель ФСБ считает необходимым исключить из определения спама телефонное мошенничество и терроризм, поскольку их правильнее отнести к понятию «фрод в телекоммуникационных сетях».

По мнению МВД, нужно скорректировать определение спама так, чтобы абонент мог сам определять, являлся ли определенный вызов спамом или нет. Сразу несколько членов рабочей группы указали, что использованный в определении термин «массовый» имеет нечеткое значение, что может привести к проблемам в правоприменении.

По мнению Сбербанка, в текущем виде законопроект несет «риск «очернения» любого абонентского номера, что может привести к финансовым потерям коммерческих организаций и граждан. Сутки, которые в проекте даются на то, чтобы номер мошенников попал в базу, слишком длинный срок — злоумышленники будут более активно менять абонентские номера, что сделает предлагаемый механизм менее эффективным, говорится в отзыве банка. В нем также предлагается обязать VoIP-операторов (передают звонки по интернет-сетям) блокировать вызовы, поступающие из-за рубежа с российских номеров, запретить таким операторам подставлять к звонкам «из интернета» номера с кодом определенного региона России и ряд других мер.

Источник: Известия, РБК

 




Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа

или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Еще больше новостей: Респект-Решения и Ясная бухгалтерия