от 14 июля 2011 года

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Постановление Конституционного Суда РФ от 07.07.2011 N 15-П

"По делу о проверке конституционности положений части 3 статьи 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и частей 2 и 3 статьи 9 Закона Челябинской области "О муниципальных выборах в Челябинской области" в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и граждан И.И. Болтушенко и Ю.А. Гурмана"

Конституционный Суд РФ признал противоречащим Конституции РФ правовое регулирование, создающее при проведении выборов на основе пропорциональной избирательной системы в поселениях с малочисленным населением и малым числом депутатов возможность отступления от принципа свободных и справедливых выборов и нарушения избирательных прав граждан

Положения части 3 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и частей 2 и 3 статьи 9 Закона Челябинской области "О муниципальных выборах в Челябинской области" признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой этими положениями в системе действующего правового регулирования не исключается возможность применения пропорциональной избирательной системы (в том числе как элемента смешанной избирательной системы) на выборах в представительные органы сельских поселений с малочисленным населением и малым числом депутатов, чем создается риск искажения волеизъявления избирателей, отступления от принципа свободных и справедливых выборов и нарушения равенства избирательных прав.

Конституционный Суд РФ указал, что по смыслу части 3 статьи 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" пропорциональная избирательная система может применяться не только на уровне муниципального района, городского округа, но и в поселениях (городских и сельских), причем независимо от числа депутатов представительного органа, при том что необходимые гарантии, направленные на устранение риска искажения воли избирателей, выраженной на проводимых на основе пропорциональной избирательной системы выборах в представительные органы поселений с малочисленным населением и малым числом депутатов, федеральным законодателем не установлены. Отсутствуют надлежащие гарантии, связанные с условиями допустимости ее применения, которые в таких случаях обязаны обеспечивать непосредственно субъекты РФ, и в Законе Челябинской области "О муниципальных выборах в Челябинской области", предусматривающем в частях 2 и 3 статьи 9 возможность применения пропорциональной избирательной системы с закрытыми списками кандидатов на выборах в представительные органы местного самоуправления сельских поселений независимо от численности населения и числа депутатов. По мнению Конституционного Суда РФ, такое правовое регулирование, создающее при проведении выборов на основе пропорциональной избирательной системы в поселениях с малочисленным населением и малым числом депутатов возможность отступления от принципа свободных и справедливых выборов и нарушения избирательных прав граждан, противоречит Конституции РФ.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Постановление Правительства РФ от 01.07.2011 N 531

"О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 января 2007 г. N 54"

Уменьшен объем финансирования ФЦП "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы

Объем финансирования данной Программы снижен с 67298 млн. рублей до 50307,5 млн. рублей.

Скорректирован перечень государственных заказчиков Программы. В данный перечень включены Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" и Минпромторг РФ, исключены из перечня упраздненные Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное агентство по промышленности, Федеральное агентство по науке и инновациям и Федеральное агентство по образованию.

Изложены в новой редакции в том числе:

целевые индикаторы и показатели реализации Программы;

мероприятия Программы по базовым технологическим направлениям;

основные показатели социально-экономической эффективности реализации Программы.

Кроме того, утверждена подпрограмма "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011 - 2016 годы данной Программы.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Федеральный закон от 12.07.2011 N 210-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) и статьи 17 и 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части установления особенностей банкротства застройщиков, привлекавших денежные средства участников строительства"

Усилена защита прав участников долевого строительства

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" дополнен параграфом, устанавливающим особенности банкротства застройщиков, привлекающих денежные средства или иное имущество граждан и юридических лиц для финансирования строительства многоквартирных домов.

Установлены возможность, условия (в частности погашение требований кредиторов первой и второй очереди - инвалидов, ответственность перед которыми несет банкрот, и его работников) и порядок передачи в результате банкротства застройщика участникам строительства не только денежных средств, но и квартир в построенном доме либо объекта незавершенного строительства (созданному участниками строительства для этой цели жилищно-строительному или иному потребительскому кооперативу).

С целью предотвращения ухода от ответственности застройщиков, заключивших с участниками строительства договоры, в текстах которых прямо не упоминается участие в долевом строительстве, установлен примерный перечень сделок, совершенных участниками строительства, при наличии которых арбитражный суд вправе признать требование участника строительства о передаче жилого помещения или его денежное требование. К таким сделкам отнесены, в частности, предварительный договор участия в долевом строительстве или предварительный договор купли-продажи жилого помещения в объекте строительства, договор займа, внесение денежных средств или иного имущества в качестве вклада в складочный капитал товарищества на вере, договор простого товарищества, выдача векселя.

Арбитражным судам предоставлено право устанавливать в качестве меры обеспечения в процедурах банкротства застройщиков запрет на заключение арендодателем договора аренды земельного участка с другим лицом, помимо застройщика, и запрет на государственную регистрацию такого договора аренды, а также запрет на распоряжение арендодателем данным земельным участком иным образом.

Закон затронул и другие законодательные нормы, касающиеся процедур банкротства. В Арбитражный процессуальный кодекс РФ внесены изменения, в соответствии с которыми установлено, что дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются не коллегиальным составом судей, как было установлено ранее, а судьей единолично, если иное не предусмотрено Кодексом (АПК РФ предусмотрено, в частности, что коллегиальным составом судей рассматриваются дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение, и дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем судебного состава в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи).

Закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования, за исключением пункта, касающегося особенностей определения размера денежных обязательств при банкротстве застройщиков, который вступает в силу с 1 января 2012 года. Установлены также переходные положения, регулирующие применение новых норм Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в отношении дел о банкротстве застройщиков, возбужденных до либо после вступления закона в силу.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Письмо ФНС РФ от 09.07.2011 N АС-4-2/11110@

При получении извещения об уплате авансового платежа акциза работник налогового органа обязан его зарегистрировать и проставить штамп установленного образца о его получении

Письмом ФНС РФ до сведения налоговых инспекций доведены методические рекомендации, касающиеся порядка приема, регистрации и проставления соответствующих отметок на представленных в налоговый орган извещениях об уплате/об освобождении от уплаты авансовых платежей плательщиками акциза.

Извещения представляются в четырех экземплярах, в том числе один экземпляр в электронном виде. К извещению об уплате авансового платежа должны быть приложены: копия платежного документа, подтверждающего перечисление денежных средств, и копия выписки банка, подтверждающая списание средств с расчетного счета плательщика.

Методические рекомендации предусматривают порядок и сроки регистрации полученных документов, определяют функции и порядок взаимодействия структурных подразделений налоговой инспекции. В приложении приведены образцы штампов, проставляемых на извещениях, а также формы документов (в т.ч. протокол обработки извещения, уведомление об отказе в проставлении штампа).

<Информация> ФНС РФ от 13.07.2011

"Об исчислении, уплате и льготах по земельному налогу для юридических лиц"

ФНС РФ подготовила информацию по вопросам уплаты земельного налога

Разъясняются:

- основания возникновения обязанности по уплате земельного налога (указано, в частности, что факт отсутствия госрегистрации прав на земельный участок не является основанием для освобождения от уплаты налога);

- порядок определения налоговой базы (в том числе отмечено, что изменения, влияющие на величину кадастровой стоимости земельного участка, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться в следующем налоговом периоде);

- сообщены предельные налоговые ставки;

- разъяснен порядок применения льгот по налогу (перечислены категории налогоплательщиков, освобождаемых от налогообложения земельным налогом).

<Информация> ФНС РФ от 13.07.2011

"О возникновении (прекращении) права использовать корпоративные электронные средства платежа"

Налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности в случае нарушения срока информирования налогового органа о возникновении/прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств

Федеральным законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (вступает в силу 29.09.2011) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставляется право использовать электронное средство платежа, позволяющие клиенту осуществлять операции по переводу денежных средств с использованием специальных технологий и носителей информации. В связи с этим вводится обязанность налогоплательщиков сообщать в налоговый орган о возникновении и прекращении у налогоплательщика данного права.

Сообщается, что за нарушение предусмотренного для этого семидневного срока налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по статьям 126 или 129.1 Налогового кодекса РФ.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Приказ ФСТ РФ от 10.06.2011 N 135-т/5

"Об утверждении тарифов (сборов) на услуги в аэропорту, оказываемые ОАО "Аэропорт Мурманск"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.07.2011 N 21295.

Для ОАО "Аэропорт Мурманск" установлены новые предельные максимальные аэропортовые сборы при обслуживании воздушных судов

В частности, при обслуживании воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных на территории РФ, или граждан РФ, за исключением пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, пользующихся услугами в аэропорту, размер сбора за обеспечение авиационной безопасности составит 263 руб./т м.в.м., а сбора за взлет-посадку - 466 руб./т м.в.м.

Признан утратившим силу Приказ ФСТ РФ от 14.08.2009 N 193-т/6, которым ранее были утверждены тарифы для указанного предприятия.

Приказ ФСТ РФ от 15.06.2011 N 139-э/2

"О внесении изменений и дополнений в Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам), утвержденный Приказом Федеральной службы по тарифам от 31 декабря 2010 г. N 655-э"

Гаражные кооперативы и отдельно стоящие гаражи граждан отнесены к объектам, которым электроэнергия поставляется по регулируемым тарифам

Гаражные, гаражно-строительные кооперативы и граждане, владеющие отдельно стоящими гаражами, по регулируемым тарифам оплачивают объем электроэнергии, потребляемый на коммунально-бытовые нужды и не используемый для осуществления коммерческой деятельности. Аналогичная оговорка применена и в отношении жилых домов - установлено, что электроэнергия, израсходованная на места общего пользования в жилых домах, оплачивается исполнителями коммунальных услуг и энергосбытовыми организациями по регулируемым тарифам только в объемах, используемых на коммунально-бытовые нужды граждан и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности.

Приказ Минэкономразвития РФ от 17.05.2011 N 223

"О ведении реестров социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, хранении представленных ими документов и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.07.2011 N 21278.

Установлены форма и порядок ведения реестров социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей государственной поддержки

Реестры ведутся в электронном виде и содержат, в частности, следующие сведения:

- наименование, адрес, ОГРН и ИНН организации - получателя поддержки;

- сведения о форме, размере и сроке оказания поддержки;

- наименование органа государственной власти или местного самоуправления, предоставивших поддержку;

- дата принятия решения об оказании поддержки или о ее прекращении.

Информация подлежит размещению на официальных сайтах соответствующих региональных и местных органов власти.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Постановление Правительства РФ от 07.07.2011 N 552

"О порядке предоставления федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами доступа к своим информационным системам в части информации, необходимой для выпуска, выдачи и обслуживания универсальных электронных карт"

Федеральные органы исполнительной власти и внебюджетные фонды будут предоставлять доступ к своим информационным системам в части информации, необходимой для выпуска универсальных электронных карт, через единую систему межведомственного электронного взаимодействия

Утвержденные "Правила предоставления федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами доступа к своим информационным системам..." разработаны в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в целях реализации порядка выдачи универсальных электронных карт гражданам, не подавшим в установленные сроки заявлений о выдаче им указанной карты и не обратившимся с заявлениями об отказе от ее получения.

Федеральные органы исполнительной власти и фонды предоставляют доступ только к той части содержащейся в их информационных системах информации, которая необходима для выпуска, выдачи и обслуживания универсальных электронных карт.

При предоставлении доступа к своим информационным системам федеральные органы исполнительной власти и фонды должны обеспечивать возможность ее получения в автоматическом режиме круглосуточно. При этом проверка информации, содержащейся в областях данных федеральных электронных приложений универсальной электронной карты, и в случае необходимости ее изменение должны осуществляться в момент использования универсальной электронной карты в целях получения государственной или муниципальной услуги в электронном виде.

Состав информации, предоставляемой из своих информационных систем федеральными органами исполнительной власти и фондами, являющимися эмитентами федеральных электронных приложений универсальной электронной карты или операторами областей данных, определяется ими по согласованию с Минкомсвязи РФ и федеральной уполномоченной организацией.

Информация предоставлена компанией "КонсультантПлюс"

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы