Аналитический обзор от 5 июля 2011 года

Название документа

"КонсультантПлюс: Аналитический обзор от 5 июля 2011 года

Федеральный закон от 14.06.2011 N 141-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации"

Источник публикации

Обзор подготовлен специалистами АО "Консультант Плюс".

Примечание к документу

Текст документа

КонсультантПлюс: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 5 ИЮЛЯ 2011 ГОДА

Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "КонсультантПлюс".

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 14.06.2011 N 141-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

1. Ответственность за ущерб от загрязнения бункерным топливом >>>

2. Единообразное измерение вместимости судна >>>

3. Судовые документы >>>

4. Регистрация судов >>>

5. Экипаж судна >>>

6. Уголовный процесс на судне >>>

7. Портовая деятельность >>>

8. Лоцманская деятельность >>>

9. Применимое право в сфере морской торговли >>>

Указанный Федеральный закон (далее - Закон N 141-ФЗ) внес множество изменений в Кодекс торгового мореплавания РФ (далее - КТМ РФ). Эти изменения направлены на гармонизацию положений российского законодательства и международных конвенций, а также уточняют и в целом корректируют различные нормы данного Кодекса.

Положения Закона N 141-ФЗ вступили в силу с 1 июля 2011 г.

Ответственность за ущерб от загрязнения бункерным топливом

23 марта 2001 г. в Лондоне была принята Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом (далее - Конвенция). Россия присоединилась к ней с принятием Федерального закона от 03.12.2008 N 230-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 года". Для России Конвенция вступила в силу 24 мая 2009 г.

Положения этого международного документа отражены в новой гл. XIX.1 КТМ РФ об ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом.

В пп. 3 п. 3 ст. 336.1 КТМ РФ в новой редакции определено, что под бункерным топливом следует понимать любую углеводородную минеральную нефть (включая смазочное масло), используемую или предназначенную для использования в целях эксплуатации или движения судна, а также любые остатки, содержащие такую нефть.

Ущербом от загрязнения считаются:

- любой ущерб, причиненный вне судна загрязнением, которое произошло вследствие утечки или слива бункерного топлива с судна (где бы такие утечка или слив ни произошли);

- расходы на предупредительные меры и причиненный такими мерами последующий ущерб.

При этом ущерб, причиненный окружающей среде, компенсируется лишь в размере расходов на разумные восстановительные меры, которые фактически приняты или должны быть приняты; упущенная выгода не возмещается (пп. 4 п. 3 ст. 336.1 КТМ РФ в новой редакции).

Ответственность за ущерб от загрязнения бункерным топливом по общему правилу несет судовладелец судна, являющегося источником загрязнения (п. 1 ст. 336.1 КТМ РФ в новой редакции). Примечательно, что Конвенция оперирует определением "собственник", под которым понимается не только лицо, владеющее судном на праве собственности, но и бербоут-чартерный фрахтователь, управляющий или оператор. В связи с этим законодатель оправданно использовал в тексте гл. XIX.1 КТМ РФ понятие "судовладелец", более отвечающее требованиям Конвенции (ст. 8 КТМ РФ).

В Законе N 141-ФЗ указано, что судовладелец не несет ответственности за ущерб от загрязнения, если докажет, что ущерб:

- причинен вследствие военных или враждебных действий, гражданской войны, народных волнений либо исключительного по своему характеру, неизбежного и непреодолимого стихийного явления;

- полностью причинен умышленными действиями или бездействием третьих лиц;

- полностью причинен по неосторожности или в результате иных противоправных действий публичных властей, отвечающих за содержание в рабочем состоянии огней и других навигационных средств, при исполнении ими указанной функции;

- полностью или частично причинен потерпевшим лицом умышленно или по неосторожности.

В последнем случае судовладельца могут освободить от ответственности не полностью, а лишь частично (ст. 336.3 КТМ РФ в новой редакции).

Ответственность за инцидент с несколькими судами, повлекший за собой загрязнение бункерным топливом, распределяется между судовладельцами солидарно, если ущерб от загрязнения не может быть разумно разделен между ними (ст. 336.4 КТМ РФ в новой редакции).

Закон N 141-ФЗ устанавливает обязанность страховать или получать иное финансовое обеспечение ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом (ст. 336.6 КТМ РФ в новой редакции). Такая обязанность распространяется на все суда вместимостью больше 1000, и ее размер составляет сумму, равную пределам ответственности собственника судна, которые установлены в п. 1 ст. 359 КТМ РФ.

Документом, подтверждающим, что ответственность застрахована или имеется иное финансовое обеспечение, является свидетельство (ст. 336.7 КТМ РФ в новой редакции). Оно должно быть составлено на русском языке с переводом на английский, французский или испанский язык. Оригинал свидетельства должен всегда находиться на борту судна, а его копию необходимо передать в орган регистрации судна. Эксплуатация судна без свидетельства не допускается (п. 10 ст. 336.7, ст. 336.8 КТМ РФ в новой редакции).

Иск о возмещении ущерба от загрязнения бункерным топливом может быть предъявлен судовладельцу, страховщику или иному лицу, осуществившему финансовое обеспечение судна. Такой иск подается в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд РФ по месту причинения ущерба. Судовладелец вправе предъявить регрессное требование к третьим лицам.

Исковая давность для исков о возмещении ущерба от загрязнения судами бункерным топливом составляет не более трех лет со дня причинения ущерба, но не более шести лет со дня инцидента, в результате которого ущерб был причинен (п. 1 ст. 410 КТМ РФ в новой редакции).

В целом нормы гл. XIX.1 КТМ РФ об ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом схожи с аналогичными нормами гл. XVIII КТМ РФ об ответственности за ущерб от загрязнения с судов с нефтью.

Единообразное измерение вместимости судна

23 июня 1969 г. в Лондоне была принята Международная конвенция по обмеру судов. Для СССР данная Конвенция вступила в силу 18 июля 1982 года. Указанный международный документ не предусматривает никаких конкретных единиц измерения вместимости судов, оперируя терминами "валовая вместимость" и "чистая вместимость".

Кодекс торгового мореплавания РФ до принятия Закона N 141-ФЗ использовал такую единицу измерения, как "тонна валовой вместимости". Однако в соответствии с Резолюцией Ассамблеи Международной морской организации N А.493(XII) от 19.11.1981 вместимость судна должна определяться без указания единиц измерения. Законом N 141-ФЗ из текста Кодекса торгового мореплавания РФ исключены все указания на тонны валовой вместимости.

Также изменены пределы возможного ограничения ответственности собственника судна. В ст. 320 КТМ РФ в новой редакции установлено, что собственник судна вправе ограничить свою ответственность по отношению к одному инциденту суммой, исчисляемой следующим образом:

- для судна вместимостью не более чем 5 000 - 4,51 млн расчетных единиц;

- для судна вместимостью более чем 5 000 - 4,51 млн расчетных единиц + 631 расчетная единица за каждую последующую единицу вместимости. Общая сумма не может превышать 89,77 млн расчетных единиц.

Судовые документы

Положения Кодекса торгового мореплавания РФ о судовых документах были скорректированы. Теперь суда должны иметь следующие судовые документы (п. 1 ст. 25 КТМ РФ в новой редакции):

- свидетельство о праве плавания под Государственным флагом РФ;

- свидетельство о праве собственности на судно;

- пассажирское свидетельство (для пассажирского судна);

- мерительное свидетельство;

- свидетельство о грузовой марке;

- свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью;

- разрешение на судовую радиостанцию и радиожурнал (если судно имеет судовую радиостанцию);

- судовая роль;

- судовой журнал;

- машинный журнал (для судов с механическим двигателем);

- санитарный журнал;

- судовое санитарное свидетельство о праве плавания;

- иные судовые документы, предусмотренные международными договорами РФ, российскими законами и иными правовыми актами.

Положения указанной нормы распространяются на пассажирские, грузовые, нефтеналивные, буксирные и иные самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, несамоходные суда вместимостью не менее чем 80, зарегистрированные в Государственном судовом реестре, бербоут-чартерном реестре или Российском международном реестре судов (п. 1 ст. 22 КТМ РФ в новой редакции). Спортивные или прогулочные суда, используемые в некоммерческих целях и осуществляющие прибрежное плавание, могут не иметь судовой, машинный и санитарный журналы.

Спортивные, прогулочные суда и иные самоходные суда с главными двигателями меньшей мощности и несамоходные суда меньшей вместимости должны иметь следующие судовые документы (п. 1 ст. 27 КТМ РФ в новой редакции):

- судовой билет;

- судовая роль.

Свидетельство о годности к плаванию Законом N 141-ФЗ исключено из списка необходимых документов.

Регистрация судов

В новой редакции Кодекса торгового мореплавания РФ уточняется, что регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге подлежат, среди прочего, возникновение, переход и прекращение права собственности, иных вещных прав, их ограничения и обременения (п. 2 ст. 33 указанного Кодекса). Ранее регистрации подлежали лишь право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения и обременения прав на него.

Несколько изменилась и процедура регистрации судов в бербоут-чартерном реестре. Теперь для такой регистрации необходимо предоставить меньше документов, чем ранее (ст. 38 КТМ РФ). Свидетельство о годности к плаванию для этого больше не требуется.

Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом РФ в любом случае выдается на срок, не превышающий срока действия бербоут-чартера (п. 2 ст. 38 КТМ РФ в новой редакции).

Срок регистрации судна, приобретенного за пределами России, установлен в ст. 42 КТМ РФ в новой редакции. Теперь этот срок ограничен моментом истечения действия временного свидетельства, удостоверяющего право плавания судна под Государственным флагом РФ. Ранее он составлял один месяц с момента прибытия судна в российский порт.

Экипаж судна

Свидетельство о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность, выдает капитан морского порта в соответствии с положением, утвержденным Минтрансом России по согласованию с соответствующими общероссийскими профессиональными союзами.

Сейчас данный вопрос регулируется Приказом Росрыболовства от 21.09.2009 N 836 "О Минимальном составе экипажа судна рыбопромыслового флота Российской Федерации" и Приказом Минтранса России от 15.01.2007 N 8 "Об установлении минимального состава экипажей судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания".

Законом N 141-ФЗ установлено, что уставы о дисциплине на судах рыбопромыслового флота утверждаются в порядке, определенном в Трудовом кодексе РФ (п. 3 ст. 57 КТМ РФ). Ранее этот порядок утверждало Правительство РФ.

На должности членов экипажа судна допускаются только лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства. Порядок получения таких документов установлен в Постановлении Правительства РФ от 04.08.1999 N 900 "Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов". Особый порядок получения дипломов и квалификационных свидетельств в сфере рыболовства установлен в Постановлении Правительства РФ от 28.07.2000 N 576 "Об утверждении Положения о дипломировании персонала судов рыбопромыслового флота Российской Федерации". В связи с этим, а также ввиду того, что Росрыболовство таких полномочий не имеет, из ст. 54 КТМ РФ исключено указание на обязанность данного органа разработать такой документ.

Уголовный процесс на судне

В ст. 69 КТМ РФ в новой редакции установлено, что капитан судна, находящегося в плавании, возбуждает уголовные дела публичного обвинения и осуществляет неотложные следственные действия в соответствии с УПК РФ. Какие-либо особенности выполнения капитаном судна в связи с этим действий непроцессуального характера определяются Минтрансом России. Напомним, что ранее такие инструкции должен был утверждать Генеральный прокурор РФ.

В новую ст. 69.1 КТМ РФ теперь вынесены особенности возбуждения уголовного дела в отношении иностранцев и лиц без гражданства, которые постоянно не проживали на территории РФ. Если у капитана судна есть разумные основания считать, что такое лицо совершило преступление, направленное против безопасности морского судоходства, указанное лицо может быть передано компетентным органам иностранного государства. Однако такая передача должна быть предусмотрена международным договором РФ.

Портовая деятельность

Капитан морского порта лишен полномочий расследовать аварийные случаи с судами (из ст. 76 КТМ РФ исключен абз. 12).

Дополнены обязанности капитана морского порта по портовому контролю за судами. Теперь он должен проверять выполнение требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов. Дополнительно капитан морского порта наделяется обязанностью вести централизованный учет этого контроля (п. 1 ст. 79 КТМ РФ в новой редакции). Порядок ведения такого учета утверждается Минтрансом России.

Капитан морского порта теперь вправе запретить заход судна в морской порт или постановку судна на якорь на подходах к морскому порту, если судно существенно не соответствует требованиям, касающимся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов (п. 5 ст. 79 КТМ РФ в новой редакции). Напомним, что ранее он мог только задержать судно в порту и (или) не разрешить ему заход в порт (ст. ст. 80 - 81 КТМ РФ). Порядок применения указанных санкций должен быть установлен Минтрансом России.

Законом N 141-ФЗ были изменены правила предъявления заявлений об утрате или повреждении груза. Такое заявление можно предъявить перевозчику в течение трех дней после выдачи груза, если указанные обстоятельства нельзя было установить при обычном способе его приема. Ранее в п. 2 ст. 162 КТМ РФ указывалось, что такое заявление можно предъявить, только если указанные обстоятельства могли быть обнаружены при обычном способе приема груза.

Лоцманская деятельность

Государственный надзор за деятельностью организаций, которые занимаются лоцманской проводкой судов, будет осуществлять исключительно Минтранс России. Ранее эту функцию выполнял также Госкомрыболовство России (в настоящее время упразднен). Действующий орган исполнительной власти в данной сфере (Росрыболовство) не имеет компетенции осуществлять надзор в сфере лоцманской деятельности (Постановление Правительства РФ от 11.06.2008 N 444 "О Федеральном агентстве по рыболовству").

Аналогичные изменения в связи с прошедшей административной реформой органов исполнительной власти в России были внесены и в ст. ст. 89 - 91 КТМ РФ. Так, в ст. 91 КТМ РФ поясняется, что в районах, в которых лоцманская проводка судов не является обязательной, Минтранс России устанавливает категории судов или перевозимых грузов, которые могут причинить вред морской среде. Лоцманская проводка для таких судов также является обязательной.

Отдельно отмечается, что в районах, где лоцманская проводка обязательной не является, капитан морского порта вправе устанавливать ее в отношении судов с серьезными повреждениями корпусов, механизмов или оборудования, которые могут существенно влиять на безопасность мореплавания в морском порту (п. 3 ст. 91 КТМ РФ в новой редакции).

Применимое право в сфере морской торговли

Закон N 141-ФЗ внес несколько уточнений в правила определения применимого права в сфере морской торговли.

Так, в п. 1 ст. 415 КТМ РФ в новой редакции установлено, что право собственности и иные вещные права на судно, подлежащее государственной регистрации, определяются законом государства, в котором зарегистрировано судно.

Аналогичным образом действительность зарегистрированных ипотек судна и очередность удовлетворения требований, которые следуют из обязательств, обеспеченных ипотеками, должна определяться законом государства, в котором зарегистрировано судно. Ранее в ст. 425 КТМ РФ указывалось, что применению подлежит закон того государства, где зарегистрирована ипотека на судно.

Изменена была и привязка к законодательству, регулирующему ограничение ответственности по морским требованиям. В соответствии с Законом N 141-ФЗ в ст. 426 КТМ РФ в новой редакции закреплено, что к таким отношениям применяется закон государства, в суде которого рассматривается морское требование, подпадающее под ограничение ответственности. Напомним, что ранее пределы ответственности судовладельца определялись в соответствии с законами государства флага судна.

Информация предоставлена компанией "КонсультантПлюс"

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы