Название документа
"КонсультантПлюс: Аналитический обзор от 7 июня 2011 года
Приказ Росфинмониторинга от 14.03.2011 N 87 "О внесении изменений и дополнений в рекомендации по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок, утвержденные Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 мая 2009 г. N 103"
Источник публикации
Обзор подготовлен специалистами АО "Консультант Плюс".
Примечание к документу
Текст документа
КонсультантПлюс: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 7 ИЮНЯ 2011 ГОДА
Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "КонсультантПлюс".
ПРИКАЗ РОСФИНМОНИТОРИНГА ОТ 14.03.2011 N 87
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ КРИТЕРИЕВ ВЫЯВЛЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРИЗНАКОВ
НЕОБЫЧНЫХ СДЕЛОК, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ ОТ 8 МАЯ 2009 Г. N 103"
Данный документ касается в основном вопросов предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма микрофинансовыми организациями.
В пункте 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон о противодействии легализации доходов) установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны, в частности, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления. Указанные правила должны содержать помимо прочего критерии выявления и признаки необычных сделок, сведения о которых должны быть документально зафиксированы, так как эти сделки не имеют очевидного экономического смысла или очевидной экономической цели (далее - необычные сделки).
Ориентировочное содержание правил внутреннего контроля было определено в Распоряжении Правительства РФ от 10.06.2010 N 967-р "Об утверждении Рекомендаций по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Что касается основных критериев и признаков, в соответствии с которыми можно выявлять необычные сделки в смысле Закона о противодействии легализации доходов, то весьма подробное их описание дано в Приказе Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103 "Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок" (далее - Рекомендации Росфинмониторинга N 103). Такие перечни критериев и признаков являются открытыми, и организации могут в своих правилах внутреннего контроля указывать и иные признаки и критерии "подозрительных" сделок. Отметим, что приведенные в указанном акте рекомендации не распространяются на кредитные организации.
Кредитные организации об основных критериях и признаках необычных сделок проинформированы Письмом Банка России от 13.07.2005 N 99-Т "О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Письмо ЦБ РФ N 99-Т).
Еще один перечень признаков и критериев выявления необычных операций (меньший по размеру) приведен в п. 2 Распоряжения ФКЦБ РФ от 03.06.2002 N 613/р "О методических рекомендациях по реализации профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".
Новые признаки необычных сделок
После принятия Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" в установленный ст. 5 Закона о противодействии легализации доходов список организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и с иным имуществом, на которые распространяется действие указанного Закона, были включены микрофинансовые организации.
Однако их деятельность сильно отличается от деятельности иных организаций, перечисленных в данной статье, и имеет некоторое сходство лишь с деятельностью кредитных организаций. Дополнения в список основных признаков необычных сделок, касающиеся заключения договоров микрофинансовыми организациями, вводит комментируемый Приказ Росфинмониторинга (далее - Приказ Росфинмониторинга N 87) .
Указанный перечень был дополнен следующими признаками необычных сделок:
- поручение заемщика микрофинансовой организации перечислить предоставляемый ему заем на банковский счет, открытый в подразделении кредитной организации, действующей в регионе, отличном от места регистрации заемщика;
- излишняя озабоченность заемщика микрофинансовой организации тем, что информация о займе может быть раскрыта государственным органам;
- заключение в течение небольшого периода времени с аффилированными между собой лицами (либо с юридическим лицом и находящимся с ним в трудовых отношениях физическим лицом) договоров займа, по которым одно лицо получает заемные средства, а другое лицо возвращает заем;
- досрочный возврат займа, предоставленного микрофинансовой организацией, осуществляемый третьим лицом (при условии, что оставшаяся часть займа равна или превышает 100 тыс. руб.);
- смена учредителя (участника) и/или руководителя заемщика - юридического лица, получившего заем от микрофинансовой организации, в течение 30 дней после получения займа;
- предоставление микрофинансовой организацией в течение небольшого периода времени трех и более займов на общую сумму, равную или превышающую 600 тыс. руб., разным заемщикам, представителем (посредником) у которых является одно и то же лицо (либо заемщикам, аффилированным с одним и тем же лицом).
Эти признаки были внесены в обширный список основных признаков необычных сделок, который до принятия Приказа Росфинмониторинга N 87 состоял из 70 пунктов (Рекомендация Росфинмониторинга N 103).
Изменения в основных критериях выявления необычных сделок
Изменения коснулись также и основных критериев выявления необычных сделок, установленных в Рекомендации Росфинмониторинга N 103. Пункт 30 соответствующего раздела этого документа до принятия Приказа Росфинмониторинга N 87 был сформулирован достаточно многословно. Ориентировочным критерием необычной сделки считалось "предоставление юридическим лицом, не являющимся кредитной организацией, беспроцентного займа физическому лицу и (или) другому юридическому лицу, а также получение такого займа, процентная ставка по которому более чем в 2 раза ниже ставки рефинансирования, устанавливаемой Банком России".
В Приказе Росфинмониторинга N 87 указанный критерий сформулирован уже иначе: "Предоставление или получение займа, процентная ставка по которому более чем в два раза ниже ставки рефинансирования, устанавливаемой Банком России".
Таким образом, из формулировки было исключено особое указание на то, что данное правило не действует в отношении кредитных организаций. Это изменение можно оценить как техническую правку. Соответствующий вывод следует из того, что во втором абзаце Рекомендаций Росфинмониторинга N 103 уже содержится оговорка, что данные рекомендации могут не учитываться при разработке правил внутреннего контроля кредитными организациями.
Отметим, что в п. 3.8 Приложения 2 к Письму ЦБ РФ N 99-Т дана иная рекомендация относительно процентной ставки в потенциально необычном кредитном договоре (договоре займа). В указанном пункте установлено, что "подозрительным" следует считать предоставление или получение кредита (займа) с процентной ставкой, которая существенно превышает среднюю процентную ставку по кредитам на внутреннем и внешнем рынках.
Дополнительный инструктаж сотрудников
Организации, о которых говорится в ст. 5 Закона о противодействии легализации доходов, должны провести для сотрудников дополнительный инструктаж об изменении действующего законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Такое указание содержится в п. 8 раздела II Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 "Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Неисполнение данной обязанности является административным правонарушением, предусмотренным ч. 2 и 5 ст. 15.27 КоАП РФ. Согласно указанным нормам такое правонарушение влечет, в частности, наложение штрафа в размере до одного миллиона рублей (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2011 по делу N А65-20618/2010).
Информация предоставлена компанией "КонсультантПлюс"