ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Федеральный закон от 21.04.2011 N 71-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 17.15 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 21 Федерального закона "Об исполнительном производстве"
Срок, в течение которого может быть исполнено постановление о назначении административного наказания, увеличен с одного года до двух лет
Также с одного года до двух лет увеличен срок, в течение которого судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в процедурах исполнительного производства.
Уточнена диспозиция части первой статьи 17.15 КоАП РФ ("Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера") - установлено, что административную ответственность влечет неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, который судебный пристав-исполнитель должен устанавливать после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, а не после взыскания сбора, как это определялось статьей 17.15 КоАП РФ ранее.
Федеральный закон от 21.04.2011 N 79-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
Государственных и муниципальных заказчиков обязали обосновывать начальную (максимальную) цену контракта на поставки товаров работ и услуг для государственных или муниципальных нужд
Обосновывать начальную (максимальную) цену контракта, также как и цену отдельного лота, заказчики могут, в частности, данными государственной статистической отчетности, информацией о ценах производителей, общедоступными результатами изучения рынка, результатами исследований рынка, проведенными по инициативе заказчика или уполномоченного государственного органа, а также собственными расчетами. Обоснования цены контракта или лота, в т.ч. ссылки на соответствующие сайты в сети Интернет, должны включаться в конкурсную документацию и в документацию об аукционе, размещаемую на официальных сайтах. Правительству РФ предоставлено право устанавливать порядки формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды товаров, работ и услуг, в т.ч. устанавливать закрытый перечень источников информации о ценах товаров, работ и услуг.
Правительство РФ будет определять также особенности размещения конкретного заказа на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги для федеральных нужд; при этом подробно регламентированы процедуры подготовки и принятия соответствующих актов Правительства РФ. Кроме этого Правительство РФ вправе установить единые дополнительные требования, в том числе квалификационные, к участникам размещения заказов на отдельные товары, работы и услуги, источником финансового обеспечения которых частично или полностью являются целевые межбюджетные трансферты.
В Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" внесены и другие изменения.
Так, в частности, установлено, что при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с качеством и характеристиками товара, указанными в контракте.
Сведения о физическом лице - поставщике культурных ценностей (музейных предметов, ценных изданий, рукописей, архивных документов и т.п.) в исключение из общего правила не будут включаться в реестр заключенных контрактов, размещаемый на официальном сайте. Сведения о заказе на услуги по страхованию, транспортировке и охране таких предметов также не подлежат широкой огласке - заказчик вправе размещать заказ на указанные услуги путем проведения закрытого конкурса или аукциона.
Установлено, что в случае размещения заказа на поставки новых машин и оборудования, начальная (максимальная) цена на которые составляет пятьдесят миллионов рублей и более, и в случае размещения заказа на поставки медицинского оборудования в контракт должно включаться обязательство по обеспечению его исполнения.
Более подробно регламентировано содержание конкурсной документации и документации об аукционе в части требований к гарантиям качества товаров, работ и услуг, а также требований к сопутствующим услугам (наладка, обучение персонала). Дополнен перечень случаев, при которых заказ может размещаться у единственного поставщика или исполнителя (дополнен соответствующий перечень лиц творческих профессий, определены некоторые особенности размещения заказов на НИОКР). Уточнены сроки подачи участниками размещения заказов жалоб на положения конкурсной документации, документации об аукционе или извещения о проведении запроса котировок.
ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
Федеральный закон от 21.04.2011 N 80-ФЗ
"О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 25.6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
Иностранным гражданам, приглашенным в РФ с деловой или гуманитарной целью, для осуществления трудовой деятельности, и привлекаемым для преподавательской деятельности в государственных вузах (за исключением духовных образовательных учреждений), не требуется получать разрешение на работу
Данное дополнение внесено в статью 13 ("Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях") Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", для названной категории иностранных граждан предусмотрена выдача обыкновенной деловой и обыкновенной гуманитарной виз.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Федеральный закон от 21.04.2011 N 74-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" и в статью 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Уточнены основания увольнения с воинской службы, при которых военнослужащему положены выплаты в счет возмещения вреда здоровью
Статьями 4 и 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих..." предусмотрены выплаты страховых сумм военнослужащим в случае досрочного увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов) в связи с признанием их не годными (ограниченно годными) к военной службе вследствие полученного увечья или заболевания.
Такое основание, как "досрочное увольнение" нарушает права военнослужащих, признанных не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья в период лечения, и уволенных с военной службы за пределами срока контракта или срока военной службы по призыву. В этой связи из формулировки указанного выше основания исключено слово "досрочное".
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Федеральный закон от 21.04.2011 N 70-ФЗ
"О внесении изменения в статью 333.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Индивидуальные предприниматели наряду с рыбохозяйственными организациями смогут применять пониженную ставку сбора за пользование водными биоресурсами
Право применения пониженной ставки сбора за пользование водными биоресурсами (в размере 15 процентов от общеустановленных ставок) предоставлено российским рыбохозяйственным организациям, которые соответствуют установленным критериям (в частности, доля дохода от реализации уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной из них рыбной и иной продукции должна составлять не менее 70 процентов от общих доходов организации). Согласно внесенным изменениям индивидуальные предприниматели, при условии соответствия критериям, установленным для рыбохозяйственных организаций, также смогут воспользоваться правом на применение льготной ставки сбора за пользование водными биоресурсами.
Федеральный закон от 21.04.2011 N 77-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 224 и 333.29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 19 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Для соотечественников, переселившихся в РФ на период их обустройства снижены налоги
Согласно общему правилу, установленному Налоговым кодексом РФ для лиц, не являющихся налоговыми резидентами (т.е. для лиц, фактически находящихся на территории РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев), ставка налога по НДФЛ составляет 30 процентов. Внесенными изменениями в отношении доходов от осуществления трудовой деятельности участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников и членов их семей в период первых 183 дней их пребывания в Российской Федерации размер налоговой ставки по НДФЛ составит 13 процентов. Данные положения распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
Кроме того, указанные лица освобождены от уплаты государственных пошлин за регистрацию по месту жительства.
Письмо ФНС РФ от 18.04.2011 N КЕ-4-3/6128@
"О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за март 2011 года"
Определено значение коэффициента Кц, корректирующего налоговую ставку НДПИ в отношении нефти за март 2011 года
В марте месяце значение данного коэффициента установлено в размере 10,4957 (в феврале этого года значение коэффициента составляло 9,6639). Основной причиной увеличения данного коэффициента является рост мировых цен на нефть. Так, в марте 2011 года средний уровень цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья вырос с 101,10 до 111,35 долл. США за баррель. Еще один показатель, исходя из которого рассчитан коэффициент, - среднее значение курса доллара США к рублю РФ за все дни этого налогового периода. В марте 2011 года величина данного показателя несколько снизилась и составила 28,4316 (в феврале 2011 года данный показатель был на уровне 29,2947).
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Постановление Правительства РФ от 18.04.2011 N 293
"О внесении изменений в федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)"
Уточнены условия и порядок предоставления субсидий субъектам РФ на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования, предусмотренных подпрограммой "Автомобильные дороги" ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)"
В частности, предусмотрено, что условиями предоставления субсидии являются:
включение в долгосрочную целевую программу, реализуемую за счет средств субъекта РФ, объектов, строительство или реконструкция которых направлены на достижение задач и показателей, предусмотренных подпрограммой, применительно к субъекту РФ;
наличие бюджетных ассигнований в бюджете субъекта РФ, местном бюджете на финансирование объектов;
наличие утвержденной проектной документации на объекты, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов;
обязательство субъектов РФ по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых нормативными правовыми актами субъектов РФ, значениям показателей результативности предоставления субсидий, установленных соглашениями между Росавтодором и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ о предоставлении субсидий;
наличие в документах территориального планирования объектов или обязательство субъекта РФ (муниципального образования) о внесении их в документы территориального планирования.
Приказ Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 N 508
"Об утверждении федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)"
Установлен порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости
Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Кадастровая стоимость определяется как для объектов недвижимости, присутствующих на открытом рынке, так и для объектов недвижимости, рынок которых ограничен или отсутствует. При определении кадастровой стоимости объектами оценки являются объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости на дату проведения оценки.
Документом установлены, в частности, общие требования к определению кадастровой стоимости, построению моделей оценки, порядок сбора сведений о значениях ценообразующих факторов и рыночной информации, порядок группировки объектов оценки, порядок расчета кадастровой стоимости объектов оценки.
По результатам определения кадастровой стоимости объектов оценки оформляется отчет. Такой отчет должен быть составлен не позднее семи месяцев с даты заключения договора на проведение кадастровой оценки.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Федеральный закон от 21.04.2011 N 76-ФЗ
"О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
Субъекты Российской Федерации наделены правом на участие в осуществлении пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни за счет собственных бюджетных средств
Отсутствие у регионов права на участие в осуществлении пропаганды затрудняло реализацию собственных полномочий в части оказания содействие развитию детско-юношеского, молодежного, массового спорта, спорта высших достижений и профессионального спорта.
ОБОРОНА
Федеральный закон от 21.04.2011 N 73-ФЗ
"О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об уничтожении химического оружия"
Для объектов по уничтожению химического оружия определена организационно-правовая форма - федеральное казенное предприятие
Выбор данной организационно-правовой формы для объектов по уничтожению химического оружия по мнению законодателя, обусловлен, в частности, тем, что:
- производимая предприятиями продукция, выполняемые работы, оказываемые услуги предназначены для федеральных государственных нужд, при этом деятельность предприятия не является доходной и предполагает выполнение работ, полностью финансируемых за счет бюджетных средств;
- используемое при выполнении работ имущество предприятий изъято из хозяйственного оборота и находится в исключительном ведении Российской Федерации;
- продукты детоксикации химического оружия, а также продукты, получаемые в результате их переработки, образующиеся в процессе уничтожения химического оружия на предприятиях, являются объектами, ограниченно оборотоспособными.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
Федеральный закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Усилена ответственность за нарушение Правил дорожного движения, а также правил парковки и эксплуатации легковых такси, в том числе в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге
В частности, установлено, что создание и обеспечение функционирования парковок в границах населенных пунктов осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также юридическими и физическими лицами - собственниками автомобильных дорог.
Изменениями, внесенными в Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусмотрено, что к ответственности за правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов РФ, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих нарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами фото- и видеофиксации привлекаются собственники или владельцы транспортных средств. В отношении данных правонарушений в названном случае установлено исключение из принципа презумпции невиновности.
Установлена административная ответственность в виде штрафа в размере 1000 рублей, налагаемого на водителя, за отсутствие в салоне легкового такси необходимой информации и за невыдачу пассажиру кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности.
За отсутствие на транспортном средстве цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше транспортного средства водитель такси обязан уплатить штраф в размере 3000 рублей.
Перевозка пассажиров легковым транспортным средством водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров легковым такси, повлечет наложение административного штрафа в размере 5000 рублей.
С 700 рублей до 1000 рублей увеличена ответственность за проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика.
Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, а также движение по полосе для маршрутных транспортных средств или остановка на ней в нарушение Правил дорожного движения повлечет штраф в размере 1500 рублей (в городах Москве и Санкт-Петербурге - 3000 рублей).
Дополнен перечень нарушений Правил дорожного движения, при которых осуществляются задержание и запрещение эксплуатации транспортного средства. Лицом, совершившим административное правонарушение, будут возмещаться расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства.
Предусмотрено, что деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта РФ осуществляется на основании разрешения, действующего на территории субъекта РФ, уполномоченный орган которого выдал такое разрешение. Кроме того, установлены обязательные требования, которым должно соответствовать легковое такси.
Закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу поэтапно с 1 сентября 2011 года, с 1 января 2012 года, с 1 июля 2012 года и с 1 января 2015 года.
Федеральный закон от 21.04.2011 N 72-ФЗ
"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" и признании утратившей силу части 5 статьи 32 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Правительство РФ будет устанавливать требования к обозначению и оборудованию участков путей международного железнодорожного, автомобильного сообщения от Государственной границы РФ до пункта пропуска через Государственную границу РФ
Кроме того, Правительством РФ будет определяться также порядок осуществления хозяйственной и иной деятельности в пределах пунктов пропуска через Государственную границу.
Предусмотрено, что проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством РФ (при условии передачи на безвозмездной основе помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу).
УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
Федеральный закон от 21.04.2011 N 78-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
Уточнен порядок использования адвокатами (защитниками) копировально-множительной техники, фотоаппаратуры, компьютеров при проведении свиданий с подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступлений
В статьи 16 и 18 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" внесены изменения, расширяющие возможности адвокатов (защитников) по обеспечению конституционного права граждан, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, на получение квалифицированной юридической помощи.
В частности, установлено, что на территорию места содержания под стражей защитник вправе проносить копировально-множительную технику и фотоаппаратуру, но только для снятия копий с материалов уголовного дела, а также компьютеры. Пользоваться такими копировально-множительной техникой и фотоаппаратурой, компьютерами защитник может только в отсутствие подозреваемого, обвиняемого в отдельном помещении, определенном администрацией места содержания под стражей.
Предусмотрено, что администрация мест содержания под стражей предоставляет защитнику по его требованию платные услуги по копированию материалов уголовного дела в порядке и пределах тарифов, которые устанавливаются Правительством РФ. При этом компенсация расходов защитнику, оказывающему юридическую помощь по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Также определено, что в случае попытки передачи защитником подозреваемому или обвиняемому запрещенных к хранению и использованию предметов, веществ и продуктов питания свидание немедленно прерывается.
ПРАВОСУДИЕ
Постановление Правительства РФ 15.04.2011 N 271
"О внесении изменений в федеральную целевую программу "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2012 годы"
Увеличен объем финансирования ФЦП "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2012 годы
Объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета в 2007 - 2012 годах составит 59198,9589 млн. рублей (ранее 56692,87 млн. рублей).
Кроме того, в новой редакции изложен перечень мероприятий Программы, а также перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, финансируемых в 2009 - 2012 годах за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию Программы.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Федеральный закон от 21.04.2011 N 75-ФЗ
"О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года"
Ратифицирован Протокол о внесении изменений в Соглашение таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, подписанный 21 мая 2010 года в Санкт-Петербурге
Соглашение было разработано в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения государств - членов Таможенного Союза и охраны таможенной территории таможенного союза от завоза и распространения инфекционных и массовых неинфекционных болезней среди населения, продукции, не соответствующей санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям.
Изменения в Соглашение направлены на совершенствование правового регулирования в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и подготовлены с учетом предусмотренных Российской Федерацией мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций.
Соглашением, в частности, предусмотрено введение свидетельства о государственной регистрации производства пищевой продукции как документа, удостоверяющего соответствие продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору, требованиям безопасности для здоровья человека и выдаваемого уполномоченными органами, а также исключается санитарно-эпидемиологическое заключение на пищевую продукцию.
Информация предоставлена компанией "КонсультантПлюс"