Религиозные организации вправе привлекать добровольцев (волонтеров) для участия в организации богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, а также для выполнения работ, оказания услуг, направленных на поддержку и обеспечение видов деятельности религиозных организаций, предусмотренных их уставами, а также вправе заключать с ними гражданско-правовые договоры о добровольческой (волонтерской) деятельности.
Уточнено, что добровольческая (волонтерская) деятельность не может регулироваться порядком взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.
Установлено, что информация о плановых и внеплановых проверках деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений подлежит внесению в единый реестр проверок в соответствии с правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления в республике являются общественные обсуждения.
Предусмотрено, что Государственный флаг республики должен быть вывешен постоянно на зданиях общеобразовательных организаций независимо от форм собственности или установлен постоянно на их территориях.
Также Государственный флаг республики может быть поднят или установлен во время массовых мероприятий (в том числе спортивных и физкультурно-оздоровительных), проводимых образовательными организациями независимо от форм собственности.
Уточнено, что Государственный гимн республики может исполняться в иных случаях во время торжественных мероприятий, проводимых государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, с соблюдением установленных требований.
Увеличено число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, с 18 до 22 человек.
Законом республики от 14 марта 2003 года N 479-з "О статусе депутата Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан" установлено, что полномочия депутата прекращаются досрочно в случае замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, должностей федеральной государственной службы, государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, а также муниципальных должностей и должностей муниципальной службы.
Законом республики от 27 декабря 2007 года N 505-з "О государственных должностях Республики Башкортостан" предусмотрено, что основания и порядок прекращения полномочий лиц, замещающих государственные должности республики, правовое положение (статус) которых урегулирован специальными федеральными законами и (или) законами республики, устанавливаются указанными нормативными правовыми актами.
Введено понятие "субъект права законодательной инициативы", под которым понимается депутат Государственного Собрания, коллегиальный и единоличный орган, организация, общественное объединение, а также граждане и их объединения, наделенные правом законодательной инициативы, и понятие "представитель (официальный представитель) субъекта права законодательной инициативы", подразумевающий представителя коллегиального или единоличного органа, организации, общественного объединения, а также объединений граждан, уполномоченного представлять соответствующий субъект права законодательной инициативы.
Установлено, что доступ к заседаниям Государственного Собрания также обеспечивается посредством прямой трансляции на его официальном сайте.
Предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий Уполномоченного по правам человека в Республике Башкортостан Государственным Собранием проводятся консультации с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации для согласования кандидатуры на должность Уполномоченного по правам человека в Республике Башкортостан.
Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.4.1 "Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля", статьей 19.5 "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль".
К функциям Министерства отнесено обеспечение в приоритетном порядке реализации мер по содействию в пределах своей компетенции развитию конкуренции на соответствующих товарных рынках.
Согласно изменениям Госкомитет рассматривает обоснованность размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решения о выборе способа управления многоквартирным домом, решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдение предельных индексов изменения размера такой платы, а также обеспечивает в приоритетном порядке реализацию мер по содействию в пределах своей компетенции развитию конкуренции на соответствующих товарных рынках.
Установлено, что лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами предоставляется органом государственного жилищного надзора сроком на пять лет и действует только на территории республики. Срок действия лицензии продлевается по истечении пяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанная лицензия не подлежит передаче третьим лицам.
Согласно внесенным изменениям к полномочиям Правительства республики в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах дополнительно отнесены:
определение порядка информирования органами местного самоуправления собственников помещений в многоквартирных домах о способах формирования фонда капитального ремонта, о порядке выбора способа формирования фонда капитального ремонта;
установление порядка информирования собственников помещений в многоквартирных домах и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, о содержании республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и критериях оценки состояния многоквартирных домов, на основании которых определяется очередность проведения капитального ремонта;
установление порядка информирования собственников помещений в многоквартирном доме об исполнении бывшим наймодателем обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
утверждение порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств бюджета Республики Башкортостан дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
установление порядка определения бывшим наймодателем перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Закон дополнен статьей, предусматривающей особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения.
Действие данного закона распространяется на административные здания и служебные помещения, занимаемые Конституционным Судом Республики Башкортостан, территориальными государственными внебюджетными фондами, иными государственными органами республики.
Административные здания и служебные помещения, занимаемые Главой республики, Государственным Собранием - Курултаем республики, Правительством республики, Конституционным Судом Республики Башкортостан, находятся в государственной собственности республики.
В случае воспрепятствования оказанию услуг и (или) выполнению работ, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома, подрядная организация в течение 5 календарных дней направляет в адрес Некоммерческой организации Фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории республики" уведомление.
В течение 10 рабочих дней Региональный оператор составляет акт, устанавливающий факт воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту. Указанный акт является основанием для расторжения договора на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту или продления срока оказания услуг и (или) выполнения работ по договору о проведении капитального ремонта по соглашению сторон.
Установлено, что сведения о величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в республике подлежат ежеквартальному официальному опубликованию, а также размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по статистике в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Предусмотрено, что независимая оценка качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания проводится в отношении организаций социального обслуживания, которые расположены на территории республики и учредителями которых является Республика Башкортостан, а также негосударственными организациями социального обслуживания, которые оказывают социальные услуги за счет республиканского бюджета.
Положение об общественном совете по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания утверждается республиканским органом исполнительной власти в сфере социального обслуживания.
Объем средств для оплаты жилья и коммунальных услуг некоторых категорий ветеранов, предусмотренный республиканскому бюджету, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации, о стоимости жилищно-коммунальных услуг в республике в расчете на 1 квадратный метр площади жилья за отчетный год, федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения, утвержденного Правительством Российской Федерации и применяемого для расчета межбюджетных трансфертов, а также исходя из установленного в республике минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Подведены итоги исполнения бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования республики за 2017 год.
За 2017 год доходы бюджета составили 40984859419,11 руб. Расходы бюджета исполнены в сумме 40947173802,18 руб. Таким образом, бюджет за 2017 год исполнен с профицитом в размере 37685616,93 руб.
Утвержден отчет об исполнении бюджета республики за 2017 год по доходам в сумме 167492868407,84 руб., по расходам в сумме 155944592391,13 руб. с превышением доходов над расходами (профицит бюджета) в сумме 11548276016,71 руб.
Уточненные показатели предусмотрены в приложениях.
Планирование бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг (выполнение работ) осуществляется с учетом государственного задания на очередной финансовый год и плановый период. Государственное задание является невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного задания, характеризующих объем оказываемых государственных услуг (выполняемых работ), а также показателей государственного задания, характеризующих качество оказываемых государственных услуг (выполняемых работ), если такие показатели установлены в государственном задании.
Обязательным условием предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями).
Сокращен срок представления Правительством республики проекта закона о республиканском бюджете в Государственное Собрание - Курултай республики с 10 до 7 дней.
Также перенесен срок внесения на рассмотрение Главой республики проекта закона о республиканском бюджете в Государственное Собрание - Курултай республики с 1 октября на 1 ноября текущего года.
Общий объем финансового обеспечения государственной программы составляет 81717531,3 тыс. руб.
На реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие доходного потенциала" выделено 159580,4 тыс. руб., подпрограммы "Организация бюджетного процесса" - 412032,4 тыс. руб., подпрограммы "Управление государственным долгом Республики Башкортостан" - 12891519,0 тыс. руб.
Скорректирован план реализации и финансовое обеспечение государственной программы.
Соискателями грантов могут выступать организации, ведущие деятельность в сферах культуры, образования, науки, средств массовой информации, спорта и молодежной политики.
Указаны направления, по которым предоставляются гранты, и порядок их использования. Предусмотрены условия предоставления грантов, перечень документов для предоставления грантов, порядок возврата грантов.
Изменения коснулись строительства, реконструкции пересечения автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения с другими автомобильными дорогами и их примыкания.
Установлено, что капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев таких автомобильных дорог. С ними же также должен быть согласован порядок осуществления работ по ремонту указанных пересечений и примыканий и объем таких работ.
Одним из требований к присоединению стационарных торговых объектов к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения является заключение договора о присоединении и плата, которая рассчитывается из стоимости и объема услуг, оказываемых по договору о присоединении соответствующего объекта дорожного сервиса к соответствующей автомобильной дороге регионального или межмуниципального значения.
Дополнены требования к территориальной схеме в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Территориальная схема обращения с отходами также должна включать в себя данные о месте нахождения объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов; оценку объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов; прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, рассчитанные в соответствии с требованиями к составу и содержанию территориальных схем; сведения о зонах деятельности регионального оператора; электронную модель территориальной схемы обращения с отходами.
Установлено, что операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории республики и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.
Уточнены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
В частности, запрещается размещение отходов I - IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ; захоронение отходов I - IV классов опасности на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз отходов I - IV классов опасности в республику с целью их захоронения и обезвреживания.
Общий объем финансового обеспечения государственной программы составляет 7817044,4 тыс. руб.
На реализацию мероприятий подпрограммы "Повышение безопасности населения и защищенности потенциально опасных объектов экономики от угроз природного и техногенного характера" выделено 6885465,5 тыс. руб., подпрограммы "Пожарная безопасность" - 679534,0 тыс. руб., подпрограммы "Построение и развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" - 178668,2 тыс. руб.
Скорректированы план реализации и финансовое обеспечение, а также сводные показатели государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями республики в рамках государственной программы.
Информация о предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных законами республики от 13 октября 1994 года N ВС-25/28 "О государственной службе Республики Башкортостан", от 13 октября 1994 года N ВС-25/38 "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил", от 25 декабря 1996 года N 63-з "О погребении и похоронном деле в Республике Башкортостан", от 27 октября 1998 года N 188-з "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 4 февраля 2000 года N 50-з "Об адресной социальной помощи в Республике Башкортостан", от 24 июля 2000 года N 87-з "О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан", от 24 июля 2002 года N 350-з "О государственной поддержке молодых семей в Республике Башкортостан", от 30 декабря 2002 года N 444-з "О доплате к пенсии гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности по политическим мотивам в период политических репрессий и впоследствии реабилитированным", от 5 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", от 17 декабря 2004 года N 130-з "О социальной поддержке инвалидов в Республике Башкортостан", от 28 марта 2006 года N 288-з "О порядке назначения и выплаты пенсии на муниципальной службе в Республике Башкортостан", от 3 июля 2013 года N 708-з "О донорстве крови и ее компонентов в Республике Башкортостан", от 17 декабря 2004 года N 132-з "О ежемесячном пособии на ребенка в Республике Башкортостан", от 17 декабря 2004 года N 133-з "О социальной поддержке жертв политических репрессий в Республике Башкортостан", от 17 декабря 2004 года N 129-з "О вознаграждении, причитающемся приемным родителям, и мерах социальной поддержки, предоставляемых приемной семье", от 29 ноября 2005 года N 238-з "О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках", от 28 декабря 2005 года N 262-з "О порядке и размере выплаты денежных средств опекунам (попечителям) на содержание ребенка", от 11 июля 2006 года N 342-з "О патронатном воспитании в Республике Башкортостан", от 27 декабря 2007 года N 505-з "О государственных должностях Республики Башкортостан", от 28 апреля 2011 года N 383-з "О единовременном денежном пособии гражданам, усыновившим (удочерившим) ребенка (детей), в Республике Башкортостан", от 31 октября 2011 года N 456-з "О добровольной пожарной охране в Республике Башкортостан", от 27 сентября 2012 года N 588-з "О содействии занятости населения в Республике Башкортостан", от 28 июня 2013 года N 694-з "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан", от 1 июля 2013 года N 696-з "Об образовании в Республике Башкортостан", от 28 ноября 2014 года N 155-з "О социальном обслуживании граждан в Республике Башкортостан", от 30 июня 2015 года N 240-з "О народных дружинах в Республике Башкортостан", от 2 декабря 2016 года N 432-з "О приемных семьях для граждан пожилого возраста и инвалидов в Республике Башкортостан", должна размещаться в Единой государственной информационной системе социального обеспечения.
Размещение и получение указанной информации осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В целях создания условий для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры Общественная палата республики формирует общественный совет, утверждает его состав и информирует республиканский орган исполнительной власти в области культуры о составе созданного при этом органе общественного совета.
Положение об общественном совете по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры утверждается республиканским органом исполнительной власти в области культуры.
В целях создания условий для проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями Общественная палата республики формирует общественный совет, утверждает его состав и информирует республиканский орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования, о созданном общественном совете.
Утверждение положения об общественном совете осуществляется республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере образования.
Закон регулирует правовые отношения в сфере музеев в республике и Музейного фонда Российской Федерации на территории республики.
Имущественные и неимущественные личные права и обязанности, а также государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда, осуществляет орган исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры.
Предусмотрено управление музейными предметами и музейными коллекциями, включенными в состав государственной части Музейного фонда, государственный контроль за состоянием государственной части Музейного фонда, государственная поддержка государственной части Музейного фонда и государственных музеев в республике, порядок учреждения государственных музеев в республике.
Признан утратившим силу Закон республики от 29 мая 1998 года N 161-з "О Музейном фонде Республики Башкортостан и музеях в Республике Башкортостан" со всеми его изменяющими.
Установлено, что обучающиеся профессиональных образовательных организаций, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих за счет средств республиканского бюджета, из семей, размер среднедушевого дохода в которых не превышает величину прожиточного минимума, обеспечиваются бесплатным питанием.
Согласно внесенным изменениям республиканский орган исполнительной власти в сфере охраны здоровья устанавливает порядок проведения оценки последствий принятия решения о ликвидации медицинской организации, подведомственной органам исполнительной власти республики, прекращении деятельности ее обособленного подразделения, включая критерии этой оценки, кроме того совместно с органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта также уполномочен утверждать порядок организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд.
Закон дополнен новой статьей, предусматривающей ликвидацию медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти республики, а также прекращение деятельности их обособленных подразделений.
Установлено, что медико-биологическое обеспечение спортсменов спортивных сборных команд Республики Башкортостан осуществляется в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья и законодательством о физической культуре и спорте.
Установлен порядок выдачи, продления срока действия, переоформления и лишения разрешения на занятие народной медициной на территории республики, а также порядок осуществления деятельности в вышеуказанной области.
Целями Порядка являются:
защита прав граждан на занятие народной медициной, защита прав потребителей, пользующихся услугами лиц, занимающихся народной медициной, а также реализация установленных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства здравоохранения республики, профессиональных медицинских ассоциаций, медицинских организаций;
обеспечение безопасности и повышение качества услуг в области народной медицины;
установление правовых норм и условий, способствующих углублению процесса интеграции современной и народной медицины, внедрение методов и средств народной медицины в практическое здравоохранение, координация деятельности организаций и специалистов, работающих в области народной медицины.
Право на занятие народной медициной на территории республики имеет гражданин, получивший разрешение на занятие народной медициной, выданное Министерством здравоохранения республики.
В приложениях приведены формы необходимых документов.